ГлавнаяМир

​Скандал с украинскими МиГ-ами в Хорватии

В Хорватии снова возникли претензии к украинским МиГ-ам. Так, по крайней мере, пишет местная хорватская пресса, ссылаясь на «анонимные, хорошо информированные источники». Украинский же поставщик истребителей уверяет, что никаких жалоб к нему не поступало, объясняя кампанию по дискредитации недобросовестной конкуренцией со стороны России.

МиГ-21 ВВС Хорватии
Фото: gazeta.ru
МиГ-21 ВВС Хорватии

На днях хорватское издание «Jutarni List» опубликовало информацию о том, что министерство обороны Хорватии требует от Украины обменять неисправные самолеты МиГ-21. Ссылаясь на «анонимные источники» в минобороны Хорватии издание пишет, что якобы Украине еще на прошлой неделе направлена соответствующая нота.

Впрочем, поставщик военных самолетов, предприятие "Укрспецэкспорт" сообщил в специальном заявлении, что по состоянию на 6 февраля никакой официальной претензии или рекламации министерства обороны Хорватия в ГК "Укрспецэкспорт» не поступало.

Речь идет о контракте 2014 года, по которому Хорватия приобрела в Украине пять МиГ-ов. О том, что четыре из них оказались неисправными, «Jutarni» начал писать еще несколько лет назад. Вроде бы, в летательных аппаратах были перебиты серийные номера, а собраны они из болгарских корпусов, алжирских крыльев и неизвестно чьих моторов.

Показательно, что тлеющий скандал начали активно раздувать российские и сербские СМИ вскоре после визита министра обороны Украины Степана Полторак в Хорватию. Договоренности об углублении военно-технического сотрудничества, а также совместные учения со страной-членом НАТО не могли оставить равнодушной Россию. А вот то, что Украина будет перенимать в Хорватии опыт войны с Сербией, в частности по реинтеграции оккупированных территорий, изрядно задело Белград. Учитывая это скандал с украинскими истребителями носит признаки грязной информационной кампании.

Степак Полторак во время визита в Хорватию
Фото: na.mil.gov.ua
Степак Полторак во время визита в Хорватию

К тому же, в Сербии и России есть еще один общий мотив: в октябре 2016 Сербия получила от России шесть списанных МиГ-29, которые ей доставили в виде запчастей, а после сборки старые аппараты оказались… непригодными к полетам. Ремонт, который продолжается до сих пор, обойдется стране 180 млн. евро.

Видимо, поэтому «дорогие соседи» не могли упустить шанс прикрыть собственный конфуз чужими махинациями, пусть даже и не доказанными.

А вот представители украинского оборонпрома считают, что имеют дело с недобросовестной конкуренцией. Как сообщает пресс-служба "Укрспецэкспорт", Хорватия пригласила украинское предприятие принять участие в тендере по выполнению капитального ремонта еще 10-ти вертолетов Ми-171Ш министерства обороны Республики Хорватия. В рамках участия в указанном тендере "Укрспецэкспорт" вовремя, с выполнением всех необходимых формальностей, предоставил полный пакет документов. А представителями министерства обороны Республики Хорватия была проведена проверка возможностей одного из украинских предприятий выполнять капитальный ремонт вертолетов Ми-171Ш. Однако, несмотря на то, что украинское предприятие имеет значительно больший опыт по выполнению капитального ремонта указанного типа авиационной техники, а также несмотря на санкции Европейского Союза в отношении Российской Федерации, контракт АО "Авиационно-технический центр" (с хорватской стороны) был заключен, по информации военного издания «Defender.hr», с АО "Вертолеты России".

Гендиректор Укринмаш Сергей Слюсаренко
Фото: Укринмаш
Гендиректор Укринмаш Сергей Слюсаренко

В конце января 2018 директор ГП ДГЗИФ "Укринмаш" Сергей Слюсаренко заявил, что Россия принимает меры, чтобы потеснить украинские предприятия с международных рынков, где интересы Украины и России пересекаются в борьбе за контракты, связанные с ремонтом и модернизацией техники советского производства: "Российская сторона в последнее время прибегает к тактике, когда, например, накануне тендеров заваливает потенциальных заказчиков письмами с требованием исключить украинские предприятия из перечня участников. Дескать, только Россия имеет право ремонтировать или модернизировать советскую технику. Некоторые страны поддаются на такой шантаж. А это вредит нашим экономическим интересам. Потому что ремонт авиационной техники - как вертолетов, так и самолетов - на мощностях наших авиаремонтных предприятий – это существенная составляющая доходов для Украины".

По мнению Слюсаренко, с украинской стороны нужны консолидированные действия дипломатических, военных и торговых представительств в работе с зарубежными партнерами, чтобы доказывать необоснованность таких действий и требований России.

А вот чтобы не давать недоброжелателям лишних поводов для скандалов, Украине следует всячески избегать возможных махинаций. 

​Ірина Джамич​Ірина Джамич, Журналіст
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram