На прошлой неделе Владимир Путин совершил блиц-визит в Анкару для проведения переговоров с Эрдоганом, в среду с официальным визитом в Москву прибыл король Саудовской Аравии Сальман Бен Абдель Азиз Аль Сауд, а в ближайшее время планируется визит в Россию Начальника штаба армии Пакистана генерала Камара Джаведа Баджва, где он примет участие в переговорах по сотрудничеству в оборонной сфере.
При этом большинство из анонсированных сделок в сфере торговли оружием и вроде как активизации двухстороннего военно-технического сотрудничества так и остаются в дальнейшем в виде только распиаренных заявлений и являются всего лишь информационным сопровождением, инструментом в геополитических «многоходовках» Кремля. Цель которых – «разделяй и властвуй» и «все против всех».
В этом контексте также стоит отметить, что ни Саудовскую Аравию, ни Турцию, ни Пакистан, в адрес которых из Москвы еще совсем звучали нескончаемые потоки обвинений от «удара в спину» до поддержки и финансирования «Аль-Каиды» и ИГИЛ, никак нельзя назвать стратегическими партнерами Кремля. И Москва в последнее время, наоборот, поддерживала и развивала двухстороннее сотрудничество, в том числе в военно-технической сфере, с заклятыми противниками этих стран – Ираном, Сирией и Индией соответственно.
Так, Москва, ранее проводя переговоры с Тегераном на поставку С-400 и танков Т-90, вдруг предлагает эту же номенклатуру товара, но заклятому врагу Ирана – Саудовской Аравии. Поставляя вертолеты и танки в Индию – затем анонсирует аналогичные поставки Пакистану. Насыщая систему ПВО Сирии системами С-300 и С-400 – и тут же обещает поставить последний комплекс Анкаре.
В чем смысл таких игр? Дело в том, что таким образом Кремль продолжает генерировать зоны военной и политической нестабильности, создавая «управляемый хаос», в первую очередь, для противостояния с Вашингтоном.
Ведь все выше перечисленные страны: Турция, Саудовская Аравия и Пакистан, являются (или еще совсем недавно являлись) надежными партнерами США на Ближнем и Среднем Востоке. На данный момент Москва целенаправленно работает над тем, чтобы «выбить» Анкару, Исламабад и Эр-Рияд из американской «орбиты» влияния, попытаться кардинально ухудшить двухсторонние отношения между этими странами и США. А в дальнейшем и «натравить» их на Вашингтон, играя на имеющихся между ними противоречиях или искусственно создавая таковые.
Кроме того, используя Турцию, Саудовскую Аравию и Пакистан как «ситуативных союзников» Россия пытается давить и шантажировать соответственно Дамаск, Тегеран и Дели.
На данный момент уже просматривается, чем Москва хочет «торговать» с Саудовской Аравией в обмен на свои «пожелания» - она попытается «продать» свои услуги по сдерживанию и ослаблению влияния Ирана в регионе, которого правящая суннитская верхушка рассматривает как важнейшую угрозу. Как говорится, ничего личного, только «бизнес». К слову, что такой же «бизнес» можно запустить и в обратную сторону в реверсном режиме. Точно такой же подход действует также и в отношении Турции и Пакистана.
Турецкий гамбит
Как отмечалось ранее, кризис с Западом сблизил Эрдогана и Путина по сирийскому вопросу. Однако похоже, что и этот «медовый месяц» подходит к концу, калейдоскопичная и черно-белая как зебра история сближения и ненависти опять близка к очередному повороту. Прошлогоднее резкое потепление отношений и смыкание рядов и объятий с Эрдоганом опять неумолимо приближается к очередному «ножу в спину». И на сей раз – уже от Путина Эрдогану.
Ярким подтверждением такому состоянию вещей стал вышеуказанный визит Путина в Турцию и переговоры с Эрдоганом на фоне референдума в Иракском Курдистане. По их результатам турецкие СМИ не стесняются высказываться в таком духе: «Как известно, после «референдума о независимости» в северном Ираке президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил: «Видимо, мы заблуждались насчет Барзани». Но близится еще одно заявление «мы обманулись/видимо, ошиблись». И очень вероятно, что новым человеком, в котором «мы, видимо, обманемся» будет российский лидер Владимир Путин, которого Эрдоган называет «мой друг».
Ничего удивительного. С одной стороны, Кремль всячески подчеркивая важность «очень тесного сотрудничества» с Турцией, с другой — не желая допускать усиления ее влияния в регионе, негласно поддерживает курдов и помогает им. В том числе оружием. По словам министра иностранных дел России Сергея Лаврова, Москва заинтересована в том, «чтобы курдский народ, как и любой другой народ на планете, реализовывал свои законные чаяния и устремления». «Мы исходим из того, что законные устремления курдов, как и других народов, необходимо реализовывать в рамках имеющихся норм международного права», — отметил он.
Эрдогана бесит эта позиция, но в последнее время публично Москва и Анкара не выносили имеющиеся противоречия по курдскому вопросу на всеобщее обозрение. При этом, представители Иракского Курдистана после референдума уже официально объявили о намерении углубить сотрудничество с Россией.
Поэтому по результатам переговоров ничего из уст президентов и не прозвучало по анонсированным С-400. Ранее турецкой стороной сообщалось о том, что поставки российских систем начнутся в течение двух лет, но налицо достаточно «размытая» констатация сроков начала выполнения контракта, не говоря уже об его окончании.
При этом, даже не факт, что о С-400 Путин и Эрдоган говорили больше, чем, к примеру, о снятии до сих пор действующего запрета на поставки турецких помидоров на российский рынок. Это лишний раз укрепляет мнение о предварительном формате достигнутых соглашений (если они вообще достигнуты). Хотя ранее Эрдоган даже говорил, что Турция внесла задаток.
Впрочем, контракт по С-400 в нынешних условиях несовместим с быстрыми решениями как по части его практической реализации, так и возникающих противоречий — в первую очередь, по курдскому вопросу.
Москва заинтересована и в дальнейшем подогревать «курдскую независимость» и в идеале спровоцировать Багдад, Анкару и Тегеран на военную операцию против Иракского Курдистана. Это позволит дополнительно дестабилизировать регион и, соответственно, «заморозить» амбиции Турции и, как уже было сказано выше, Ирана — путем переключения их внимания на решение курдской проблемы. И при этом делая Вашингтон основным виновником происходящего.
Поэтому уже ближайшее время покажет, что предпримет в дальнейшем Москва: продолжит шантажировать и держать «в узде» Турцию «курдским вопросом»? Или все-таки попытается обменять свою позицию по курдам на какие-то стратегические уступки от Турции? В том числе по Сирии.