ГлавнаяМир

"Коалиция США в Сирии развалилась изнутри", - востоковед Вадим Нанинец

В Персидском заливе находится государственный секретарь США Рекс Тиллерсон с миссией, направленной на урегулирование раскола между Катаром и четырьмя арабскими государствами, обвиняющими его в поддержке экстремистов. И, несмотря на подписанное с Катаром соглашение об усилении борьбы с терроризмом, окончания кризиса пока не просматривается. Тем более что совсем недалеко, в Сирии, продолжаются активные боевые действия. А есть в регионе еще интересы Ирана, Турции и России.

Чтобы соединить отдельные пазлы пестрого Ближнего Востока в одну картину, уяснив в том числе явные и тайные интересы игроков региона, LB.ua побеседовал с украинским востоковедом и журналистом Вадимом Нанинцом.

сторонники Башара Асада в Женеве
сторонники Башара Асада в Женеве

Как Вы оцениваете последние переговоры Трампа и Путина, во время которых стороны согласовали вопрос о создании зоны безопасности на юге Сирии? К чему может привести подобный шаг?

В первую очередь создание подобной зоны приведёт к конфликту с Ираном, так как на самом-то деле русские и иранцы в Сирии преследуют абсолютно разные интересы. Смотрите, здесь всё довольно просто: Россия договорилась с США о создании территории деэскалации вблизи иорданской границы, чтобы не пустить Иран к Дамаску (столице Сирии - ред.) и даже к Ливану. Ныне иранцы желают построить стратегический мост от столицы Ирана Тегерана до Средиземного моря с одной стороны и до Красного моря – с другой. 

Официальный Иран хочет управлять страной силами шиитов. Другими словами, они желают контролировать Сирию примерно так, как Ливан контролируется «Хезболлой» (группировка, признанная террористической многими странами – ред.), но конечно же – посредством парамилитарных отрядов.

Для чего?

Газовый интерес. В теории речь идёт о постройке газопровода от Тегерана к Средиземному морю. Смотрите, в восточном полушарии есть три главных экспортёра газа - Россия, Иран и Катар. И сейчас между ними уже сложился альянс. Есть ещё интересы Турции, государства транзитёра, для которого важно проложить газопровод через свою территорию.

Какие ещё противоречия в отношениях России и Ирана сейчас наблюдаются?

Во-первых, русские, жертвуют интересами Ирана, пытаются расписать схему сотрудничества с американцами на двусторонней основе. А официальный Тегеран, как известно, пребывает в конфронтации с США.

Во-вторых, речь идёт о различном видении будущего устройство Сирии: иранцы хотят сохранить Башара Асада у власти, для русских Асад – объект торга.

Фото: ТВ Центр

В-третьих, Россия хочет, чтобы Сирия была светским государством, а Иран – хочет установить военную диктатуру – привести к власти военные отряды алавитов (ред. религиозная группа шиитского толка, к которой принадлежит Асад), по типу «Хезболлы» в Ливане.

Создание в непосредственной близости к Голанским высотам (на границе с Израилем) южной зоны деэскалации действительно принесёт стабильность? А как же иранские войска и террористические группировки, оснащённые оружием российского производства? Они же все находятся именно там, подле израильских владений.

Скажу так: израильские оборонные технологии позволяют перехватить любые снаряды до их попадания в цель.

Между тем днями сирийским войскам удалось сбить израильский беспилотник при помощи, кстати, российской «электронной пушки». Что означает этот сигнал?

Разница между советским и путинским периодом довольно проста: во время путинского периода ставки, и в первую очередь денежные, гораздо ниже. Путин закрыл советский период в отношениях с Сирией, списав десять миллиардов долларов долгов. Сейчас внешняя политика России выражается не в стратегических размахах, так как попросту не достаёт финансовых средств, а в банальной медийной картинке. Вот сбить беспилотник – это для российского зрителя, сидящего перед телевизором.

Это игра на нервах с непонятными стратегическими целями. Впрочем, стратегическая цель у Путина сейчас одна – выиграть в четвёртый раз выборы и снова занять президентский пост. Для этого и нужны подобные сюжеты, показывающие видимость какого-то внешнего управления.

Одну из зон деэскалации, как ранее сообщалось во время встречи в Астане, планировалось создать в провинции Идлиб. Там сейчас находятся представители умеренной оппозиции. Турция, согласно последним сообщениям в СМИ, совместно с Россией уже подготовила план по нападению на Идлиб, его зачистку и создание там специального военного гарнизона. Можно ли воплотить в жизнь этот план?

Удар может произойти. А может и нет. Напомню, что оппозиционные силы в Идлибе поддерживались (по крайней мере, так было до сегодняшнего дня) Соединёнными Штатами. Сейчас новой американской администрации следует понять, для чего и с кем следует договариваться; в чём ценность Сирии для них.

Проблема заключается в том, что коалиция США в Сирии развалилась изнутри. Главные её участники – Турция и Катар – перешли на сторону России. И сейчас русские вместе с катарцами занимаются решением сирийской проблематики.

Российские олигархи ныне пытаются заполучить ключевые природные ресурсы Сирии: Геннадий Тимченко контролирует фосфатные рудники, Евгений Пригожин («повар Путина») занимается поиском месторождений нефти, чтобы их в дальнейшем захватить (используя при этом наёмников небезызвестного «Вагнера», участвовавших в аннексии Крыма и оккупации Донбасса). В конечном итоге Сирия получит обратно свои активы?

Давайте посмотрим шире. Любое горное дело требует огромных инвестиций. Это сотни миллионов долларов. Сейчас из-за режима санкций, внедрённого западным сообществом против Сирии, представителям РФ в этой стране работается вольно. Ныне мы говорим о так называемых офсетных сделках – добыча, например, нефти и фосфата взамен на российское оружие.

Фотография, якобы скачанная в телефоне одного из погибших наемников под Пальмирой. Место съемки неизвестно
Фото: gazeta.ru
Фотография, якобы скачанная в телефоне одного из погибших наемников под Пальмирой. Место съемки неизвестно

Кроме того, необходимо же пристроить ветеранов «Вагнера», им тоже нужен свой хлеб. Вспомните, ведь 2010-2011 годах российские «Газпромнефть» и «Лукойл» получили огромные наделы на разработку нефтяных полей на территории Ирака. Их представители заплатили баснословные суммы охране – бригаде Вагнера, - а те не смогли получить вовремя лицензию. Компании вынуждены тогда были нанимать британские охранные фирмы, чтобы избежать штрафных санкций за невыполнение контракта. Бригады остались не у дел, так как из-за этой ситуации не вышло отмыть заявленные денежные средства из российского бюджета.

Там вообще проблема: ведь бригада представителя ГРУ РФ «Вагнера», Дмитрия Уткина постоянно становится жертвой российской ФСБ, которая пытается отжать у них заработанное. И идентичная ситуация была, кстати, и на Донбассе, где так же как и в Крыму, работали ребята «Вагнера». Сейчас что-то похожее происходит и в Сирии.

Но всё же, захотят ли российские олигархи отдать практически бесплатно доставшиеся месторождения нефти и обнаруженные залежи фосфата?

Вывозить русские эти фосфаты могут лишь посредством морских перевозок, через порт в городе Тартус. Эту территорию, несмотря на наличие там российских войск, контролирует Асад. То есть, если он встанет не с той ноги и запретит вывоз, вся схема будет разрушена.

Сразу после стабилизации ситуации в Сирии и Ираке, которая рано или поздно случится, миграционный кризис завершится?

Он уже завершился. Главная волна мигрантов была в 2015 году.

Беженцы в Мюнхене, Германия
Фото: EPA/UPG
Беженцы в Мюнхене, Германия

А что дальше? Что Россия будет использовать дальше для дестабилизации стран Запада? Ведь такого рода эффективных механизмов больше у неё нет.

Всё закончится с выборами в Германии, которые пройдут этой осенью. Вот ждём до осени, и если Меркель в очередной раз выиграет выборы, то тема миграционного кризиса закроется.

Русские хотели ликвидировать европейские правительства, которые выступали за введение санкций. Необходимо было добиться отмены штрафных мер. Но этого не произошло. Русские проиграли во Франции. Они выиграли Трампа, однако не поняли при этом, что их попросту оболванили. 

Как в дальнейшем будет развиваться конфликт между Катаром и Саудовской Аравией?

Всё будет зависеть от того, насколько решительно будут настроены американцы. Если США введут санкции против Катара, как против страны, которая поддерживает международный терроризм, тогда для Дохи всё сложится очень плохо. Сейчас же между саудитами и катарцами идёт информационная война.

Первая встреча министров иностранных дел Ирана Мохаммада Джавад Зарифа и Катара шейха Тамам-бин Хамад Аль-Тани с 2015 года
прошла в Дохе, 09 марта 2017
Фото: middleeastobserver.org
Первая встреча министров иностранных дел Ирана Мохаммада Джавад Зарифа и Катара шейха Тамам-бин Хамад Аль-Тани с 2015 года прошла в Дохе, 09 марта 2017

А что получит Россия, которая ныне пытается договориться с официальной Дохой? 

Русские пока не могут просчитать новую вводную – превращение США в крупного газового экспортёра. Другими словами, ничего кроме дальнейшей конфронтации там ни в теории, ни на практике быть не может. Сейчас необходимо выяснить, а в чём американский интерес как экспортёров. Нужно также понять, а зачем, собственно, США сохранять хорошие отношения с Россией? Они же теперь явные конкуренты.

Можно ли говорить о том, что участвуя совместно с Ираном в йеменском конфликте, пусть даже и опосредованно, Россия пытается дестабилизировать ситуацию в Саудовской Аравии?

Конечно. Если поджечь Саудовскую Аравию, то получишь рост цен на нефть.

Такая угроза существует?

Нет. Просто русские хотят устроить хаос, чтобы весь мир был на нервах. Но желания Кремля превышают его возможности. В Москве хотят, чтобы главный конкурент по добыче нефти был ослаблен. Но россияне ошибаются: цену на нефть в будущем будут определять американцы. 

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram