В минувшее воскресенье глава Беларуси Александр Лукашенко вернулся в Минск из десятидневной поездки в Сочи, где, как полагают многие белорусские наблюдатели, тщетно надеялся встретиться с президентом России Владимиром Путиным.
Тем временем в самой Беларуси набирают обороты выступления оппозиционно настроенных граждан, встревоженных возможностью окончательной утраты суверенитета и независимости их страны, и чей уровень жизни в условиях непрекращающегося противостояния Москвы и Минска неуклонно падает. Между тем, ситуация цугцванга, в которую попало белорусское руководство, вынуждает Александра Григорьевича одновременно искать компромисс с Кремлем, ужесточать риторику в отношении него, нащупывая новые методы работы с отечественной оппозицией и другой общественностью.
Напомним о том, что выяснение отношений между российской и белорусской элитами, которое началось из-за нежелания вторых предоставлять свою территорию для открытия авиационной базы первых, неприсоединения Минска к контрсанкциям Москвы и эмбарго украинской продукции, а также разногласий в нефте-газовой сфере, длится уже несколько месяцев. Противостояние пока идет по возрастающей, сопровождается антилукашенковской и антибелорусской информационной войной со стороны федеральных российских СМИ, градус которой также только повышается.
Неудивительно, если отправившийся в Сочи 15 февраля Лукашенко действительно рассчитывал на неформальную аудиенцию у хозяина Кремля, в ходе которой можно было бы снять напряжение в двусторонних отношениях. Ведь так уже было неоднократно. Однако, несмотря на информацию, что Путин в период пребывания белорусского руководителя все-таки побывал на этом российском курорте, официальные источники ни о какой встрече Путина и Лукашенка не сообщали. Остается опираться на комментарий пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова о том, что встреча двух лидеров не планировалась. При этом рупор Кремля еще и перепутал отчество минского гостя, назвав его Георгиевичем, что больше напоминало банальный троллинг формального союзника по виртуальному «Союзному государству».
Как бы то ни было, но всем памятно, что предшествовало данной поездке Лукашенко: введение Беларусью безвизового режима для граждан более чем 80 стран, выделение Евросоюзом денег на обустройство пунктов содержания мигрантов, обещание ФСБ обустроить пограничную зону на участках российской границы с РБ. В свою очередь такие действия россиян вызвали крайнее возмущение Лукашенко, отметившегося целым рядом обвинений соседей и артикуляцией «откровения», что белорусская власть воюет за свою независимость пока в сфере экономики, а вот Украина за свою – уже военным путем.
Кстати, об экономике. В Беларуси нынче наблюдается резкое падение производства, ВВП, общий экономический спад. И при этом отсутствуют ресурсы для погашения внешней задолженности перед Россией, о чем пойдет разговор ниже.
Пытаясь латать дыры белорусское руководство пошло на беспрецедентную меру – принятие декрета о так называемых тунеядцах. По замыслу, все неработающие граждане Беларуси, не участвующие в финансировании социальной сферы государства, должны этому самому государству платить не самый маленький налог. Под действие этого документа попали сотни тысяч белорусов, но платить по документу, явно противоречащему Конституции, согласились только десятки тысяч.
Более того, после того, как Лукашенко заявил, что, дескать, противников данного нововведения совсем немного и отменять свой декрет он не намерен, людей вышло на улицы столько, сколько оппозиционеры не могли похвастаться как минимум с 2010 года, в момент проведения очередных «президентских выборов». При этом, речь идет не только о протестах в Минске, но и в регионах. И не о разовой акции, а о кампании, каждое новое мероприятие которой лишь увеличивает численность участников.
Конечно, это еще не гипотетический «Майдан». Но и стадия «Город, вставай!», как представляется, не за горами. Еще несколько лет назад эти акции были бы жестко, как это умеют белорусские правоохранители, подавлены спецподразделениями, с показательными посадками. Но сейчас протестующих демонстративно никто не трогает. Лишь разными способами в общественное мнение забрасывается тезис, что на нынешнем этапе «раскачивание лодки» играет на руку Москве накануне проведения на территории Беларуси учений «Запад-2017», в рамках которых в РБ планируется ввести более 4 тысяч вагонов с военными грузами.
Некоторые параллели с Украиной могут возникнуть и в связи с общественной акцией около урочища Куропаты, что на окраине Минска. В охранной зоне, где покоятся многочисленные жертвы сталинских расстрелов, одному предприимчивому деятелю вздумалось строить торговый центр. При всей очевидности того факта, что в авторитарном государстве такая инициатива не могла быть самодеятельной, никаких разрешающий документов у строителей не обнаружилось. Несколько суток гражданские активисты как могли блокировали стройку. И в минувший понедельник чиновник Мингорисполкома хамовито заявил журналистам, что возведение центра разрешает. При этом, в отличии от предыдущей защиты Куропат в начале 2000-х, когда за счет места массовых расстрелов расширяли кольцевую дорогу, против протестующих не применяют ОМОН. Против оппонентов использовали ночью местных… «титушек». Которые при избиении дежуривших активистов еще и выкрикивали – «Слава России», «Белая расса» и т.д. Реакция власти? Ноль.
Надо полагать, что стихийные и организованные акции протеста в Беларуси в ближайшее время будут только нарастать, поскольку базиса под ними с каждым месяцем все больше. Это обстоятельство, конечно, не может не тревожить власть, временно не решающуюся на обычную прежде брутальщину.
Пытаясь балансировать между Россией и Западом Лукашенко и Ко вынуждены идти на определенные компромиссы.
Вот подписал Путин указ о признании «документов» «Д-ЛНР». Погранкомитет РБ отреагировал: нет, мы их не признаем. Но спустя сутки позицию скорректировали: будем решать в частном порядке.
Или приехал такой Сергей Жадан в Беларусь. Задержание, выдворение с территории по российским спискам персон нон-грата, запрет на въезд. Но потом передумали –«можешь приезжать».
Кстати, печатный орган администрации «президента» «СБ. Беларусь сегодня» поддержал протест против застройки в Куропатах; некоторые провластные политики намекают на необходимость отмены декрета «о тунеядцах». Однако, приходится признать, что погасить растущее недовольство обычными для Лукашенко средствами вроде увеличения зарплаты, снижением налогов и т.д сейчас уже кажется маловероятным. На фоне экономического кризиса власти нужно идти на какие-то уступки политические. А это опять-таки угроза личной власти Александра Григорьевича, два десятилетия являющегося безраздельным хозяином страны.
Реальность такова, что современная Беларусь оказалась не способна выполнять взятые на себя обязательства перед иностранными кредиторами, точнее перед Россией, и это уже не внутреннее дело двух формально союзных государств. И никакие налоги и (или) прессинг бизнесменов ситуацию уже не спасут. Еще три года назад РФ могла бы относительно легко пересмотреть график погашения задолженности. Однако, оказавшись из-за своих геополитических авантюр сама в тяжелом экономическом положении, Россия, думается, постарается максимально использовать ситуацию для принуждения Минска к еще большей интеграции.
Есть, конечно, вариант с обращением Беларуси за помощью к международным финансовым институтам и европейским инвесторам. Но условия, которые выдвинут последние, не являются секретом − экономические реформы, а это снова угроза для личной власти Лукашенко. Плюс такой крен предполагает уход из-под влияния России. Снова возникает та же угроза, хотя и с другой стороны. «Крым, Донбасс, Александр Григорьевич? У вас, тут, кстати, столько недовольных…»
При этом стоит заметить, что эта самая гипотетическая угроза войны чрезвычайно выгодна Лукашенко. Ссылаясь на ее возможность, можно и объяснить народу необходимость затянуть пояса, и попытаться объединить вокруг своей персоны еще вчерашних непримиримых оппонентов. Глава Беларуси уже прощупывает такую возможность. В частности, он встретился со своим давним противником, главредом оппозиционной газеты «Народная воля» Иосифом Середичем. Один на один, но постфактум журналист рассказал о возможности некого "круглого стола" с широкими слоями населения и неких изменений в Конституцию. Плюс намеки на возможность ухода Лукашенко от дел и важность сохранения независимости государства.
Впрочем, белорусские эксперты сомневаются, мягко говоря, в ценности для Александра Григорьевича независимости и суверенитета Беларуси вне зависимости с его личной судьбой. Таким образом, вопрос о том, согласится ли Лукашенко на вероятный ультиматум Москвы об инкорпорации Беларуси в обмен под гарантии безопасности ее правителя пока остается открытым.