ГлавнаяМир

Зачем президент Беларуси Лукашенко пытается сблизиться с Западом

Между российским и белорусским руководством конфликтов становится все больше, а братание глав составляющих «Союзного государства» − все менее вероятно. Вопрос лишь в том, как далеко они зайдут в своих контрах и к кому в результате решит примкнуть диктатура Лукашенко.

Фото: EPA/UPG

В начале 2017 года случилось то, в возможность чего было сложно поверить еще полгода назад. Глава Беларуси Александр Лукашенко, более двух десятков лет позиционировавший себя как союзника России и вступивший во все интеграционные проекты с РФ, назвал наконец текущую ситуацию своими именами. АТО в Украине – войной за независимость. Свои, пока экономические, препирательства с Москвой – отстаиванием суверенитета. Россию – агрессором. Громкому заявлению, которое российские СМИ уже оценили, как «предательство» предшествовал ряд решений белорусского руководства, свидетельствующих о его желании сблизиться с Европой.

Итак, 27 января, выступая перед научными и научно-педагогическими работниками, Лукашенко заявил: «Нам независимость очень дешево досталась: все народы воевали, сегодня воюет наша братская Украина. Нам нельзя допустить того, чтобы воевать. Мы народ миролюбивый. Наверное, Бог перед нами поставил эти тяжелые задачи, чтобы мы чувствовали, что такое независимость. Преодолеть все это мы можем, только объединившись. И, слава Богу, главное направление нашей борьбы за независимость проходит через экономику − не в военной сфере, не в политической», − передает государственное агентство БелТА.

Таким образом, перед нами свидетельство того, что Лукашенко знает о неких планах Кремля, несовместимых с белорусской независимостью вообще и нахождением у власти Александра Григорьевича в частности. Последний впервые перестал делать вид, что его конфликт с Москвой не носит системного характера. Стоит отметить, что за месяц до этого публичного плевка в сторону Москвы белорусский лидер сделал несколько шагов в направлении Евросоюза.

Так, 16 января в мировой прессе появились публикации о том, что ЕС выделяет 7 млн евро на строительство в Беларуси лагерей для нелегальных мигрантов. В свою очередь МИД Беларуси сообщил, что государство согласно построить «несколько центров размещения мигрантов на 30-50 человек каждый».

Данное решение нельзя назвать спонтанным. За два с лишним десятилетия после возобновления независимости Беларусь стала участником многих соответствующих международных соглашений. И по теме миграции, и по гуманитарным проблемам. Благодаря этому, например, белорусскую границу обустраивали в значительной степени за счет европейских институций. Минск, в свою очередь, должен был контролировать и сдерживать нелегальную миграцию в страны Евросоюза через свою территорию. Правда, пока сильного потока нелегальных мигрантов не наблюдалось. Отмечены пока единичные случаи с гражданами бывших советских республик, Афганистана, Вьетнама.

Наибольшую тревогу у белорусов в настоящее время вызывает ситуация в городе Бресте, где мигранты из Чечни, едущие в ЕС, на несколько месяцев застревают на вокзале. Однако, на них нынешние соглашения не распространяются, поскольку де-юре Чечня - часть России и чеченцы находятся в Беларуси на законных основаниях. При этом соглашение о реадмиссии предусматривает, что люди, пересекающие границу государства, но не принимаемые там, подлежат экстрадиции в страну, откуда они бегут. Но пока их судьба не решена, им должны предоставить сносные условия существования. Должны быть обеспечены и условия разбирательства с ними: надлежит установить причины, по которым люди решили стать беженцами. Окончательное решение, что делать с ними - за Беларусью.

Чеченцы на вокзале в Бресте
Фото: kp.by
Чеченцы на вокзале в Бресте

Но, как утверждают белорусские власти, и наплыва беженцев из Сирии или Африки в Беларусь пока ожидать не стоит. «В этих центрах беженцев из Европы мы принимать не будем. Они для нелегальных мигрантов, которые задерживаются в Беларуси, - сообщил начальник департамента по гражданству и миграции МВД этой страны Алексей Бегун. - Этот проект направлен на укрепление инфраструктуры государственных органов, которые борются с незаконной миграцией. Сейчас мы размещаем нелегальных мигрантов в изоляторах временного содержания. Там условия не очень хорошие. Мы их модернизируем, чтобы им жилось там лучше, пока их не отправят домой». Именно соглашение о реадмиссии, как ожидается, может привести к удешевлению шенгенских виз для белорусов, путешествующих по миру.

Одновременно Лукашенко пытается завлечь европейцев в свою страну. Шагом в реализации этих планов стало подписание 9 января Указа № 8 «Об установлении безвизового порядка въезда и выезда иностранных граждан», которым устанавливается безвизовый порядок въезда в Беларусь на срок не более 5 суток при въезде через пункт пропуска через государственную границу Национальный аэропорт «Минск» для граждан 80 государств.

Впрочем, пока речь не идет о глобальном повороте в отношении ЕС к Лукашенко от восприятия последнего как «последнего диктатора» к союзнику. Пока, скорее, можно говорить о психологическом эффекте, желаемом для официального Минска. Политики, журналисты, аналитики, прилетающие в Беларусь на срок менее, чем на 5 дней, конечно, оценят удобство. Однако, куда важнее то обстоятельство, что не будет негатива у тех туристов, которым вдруг захочется посетить Беларусь по бытовым мотивам. Впрочем, вряд ли ограниченный безвиз вызовет большой приток зарубежных гостей.

Во-первых, мягко говоря, небольшой интерес европейцев к Беларуси связан не тем, что нужно было оформлять визы, а просто о ней мало знают в ЕС.

Во-вторых, те, кто о стране знает, ориентируются на многолетний имидж Беларуси как авторитарного пророссийского государства.

Фото: sputnik.by

По этой же причине, кстати, сложно оценить последствия безвиза для бизнеса. С одной стороны, принятое решение облегчит взаимодействие белорусских и иностранных предпринимателей. С другой предприятия с иностранным капиталом, партнерские организации, и т.д. и раньше получали годовые визы. А серьезному притоку капитала мешал имидж Беларуси как нестабильного партнера.

Как бы то ни было, но даже незначительное увеличение потока иностранцев в Беларусь позволит немного обеспечить заполняемость нерентабельных сегодня гостиниц. Это, пожалуй, единственный пока осязаемый эффект от данного «шага на встречу Европе».

Между тем, есть и какой-никакой и политический эффект. По всей вероятности, решение ввести безвиз Беларусь приняла без согласования с РФ. И Россия уже ответила на такое поведение белорусов − в российских аэропортах введен паспортный контроль для самолетов, прилетающих из Минска.

Казалось бы, мелочь. Однако она является еще одним свидетельством того, что между российским и белорусским руководством конфликтов становится все больше, а братание глав составляющих «Союзного государства» − все менее вероятно. Вопрос лишь в том, как далеко они зайдут в своих контрах и к кому в результате решит примкнуть диктатура Лукашенко.

Вадим ДовнарВадим Довнар, журналист
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram