ГлавнаяМир

В поисках счастья

Из-за нестабильной ситуации в странах Африки и на Ближнем Востоке последние месяцы ознаменовались небывалым ростом числа мигрантов, ищущих лучшей доли в европейских странах. Загвоздка лишь в том, что многие из этих стран принимать их либо просто не готовы, либо вовсе не хотят.

Беженцы на границе Македонии и Греции
Фото: EPA/UPG
Беженцы на границе Македонии и Греции

Тысячи беженцев - преимущественно из охваченных вооруженными конфликтами Афганистана, Ирака, Ливии и Сирии - ежедневно пытаются прорваться в Европу. В июле границы Евросоюза пересекло рекордное число мигрантов - около 107 тыс. человек. Мигрантский кризис, масштабы которого с каждым днем лишь растут, усугубляется тем, что власти приграничных стран Евросоюза (Венгрия, Греция, Италия) не справляются с проблемой, потому как и свои собственные социально-экономические проблемы им удается решать с большим трудом. При этом действующее в ЕС Дублинское соглашение возлагает ответственность за судьбу мигрантов на те страны, в которые они прибыли изначально, чтобы уже оттуда добраться в запланированный пункт назначения.

Буквально на днях, 31 августа, громкий инцидент с мигрантами произошел на будапештском вокзале. Желающие попасть в Австрию и Германию брали поезда штурмом, из-за чего в конечном итоге в ситуацию вмешалась полиция, вытеснившая людей без документов и билетов с территории железнодорожной станции. Вполне естественно, что мигранты, многие из которых и до Венгрии добирались далеко не в лучших условиях, а на месте ночевали на полу вокзала, восприняли такое противодействие со стороны местных властей отнюдь не дружелюбно.

Фото: EPA/UPG

Впрочем, правительство Венгрии, как известно, в последнее время ведет очень жесткую антимиграционную политику. Звучат громкие заявления премьер-министра Виктора Орбана, на границе устанавливается колючая проволока и продолжается строительство четырехметрового забора, призванного дополнительно защитить Венгрию от потока нелегальных мигрантов из Ирака, Афганистана и Сирии, которые пытаются попасть в страну через территорию Сербии. Кроме того, правительство создает мигрантам и юридические преграды: в ближайшее время планируется ужесточить наказание за контрабанду людей, а порча пограничного заграждения будет приравнена к преступлению. 

Стоит отметить, что в конце июня страны ЕС договорились расселить 40 тыс. беженцев, находящихся в Италии и Греции, и 20 тыс. тех, кто еще находится за пределами Евросоюза. Тогда для Венгрии, ранее назвавшей планы по расселению мигрантов абсурдными, было сделано исключение. Известно, что от квот на беженцев намерены отказаться также и Чехия со Словакией.

Власти европейских стран тратят на решение проблем, связанных с мигрантами, сотни миллионов евро, и часто вынуждены использовать для этого не только средства, выделенные Брюсселем, но и собственные. К примеру, в этом году венгерское правительство получило от европейского руководства лишь €61 миллион помощи, расход при этом составил уже $115 миллионов. Несмотря на это, нередко беженцы, оказывающихся в палаточных лагерях, лишены даже столь необходимого удобства как кровать, а их общение с местными чиновниками затруднено отсутствием переводчиков. Венгрия, однако, не является конечным пунктом путешествия для большинства мигрантов, поэтому, по крайней мере, не озабочена вопросом их интеграции в общество.

Существуют и другие проблемы, связанные с мигрантами. Так, сейчас процветает далекий от законного бизнес контрабанды людей, в результате которого регулярно гибнут десятки мигрантов. Нередко люди в поисках счастье отдают контрабандистам все свои сбережения, но в некоторых случаях оплату требуют и за глоток свежего воздуха, и тогда пункта назначения достигают уже бездыханные тела.

Нелегальные мигранты из Ливии сходят на берег в Италии. Часть беженцев не выжили при перевозке в трюме корабля
Фото: EPA/UPG
Нелегальные мигранты из Ливии сходят на берег в Италии. Часть беженцев не выжили при перевозке в трюме корабля

Жители европейских стран к мигрантам относятся по-разному, однако наиболее радикально настроенные из них нередко играют на руку политическим силам, которые на растущей волне ксенофобии приписывают беженцам и мигрантам не только намерение отнять рабочие места белых людей, но и обвиняют их в потенциальном усилении террористической угрозы. Между тем, пока никаких реальных угроз приток мигрантов в европейские страны не создал: ни вспышек эпидемий, ни существенного роста уровня преступности не наблюдается.

Буквально на днях власти Германии решили принимать всех беженцев из Сирии. Но ситуация сильно затрудняется тем, что многие их них выбрасывают документы, чтобы скрыть, откуда, собственно, они прибыли. И действительно - европейским чиновникам не всегда удается выяснить, откуда беженец, а если последнего все же уличают во лжи относительно страны происхождения, то выяснить кто он на самом деле часто просто не представляется возможным. При этом власти некоторых европейских стран - например, Чехия - позволяют не имеющим документов людям проезжать через их территории в сторону Германии. Единственное условие Праги - беженцы должны покинуть чешскую территорию в течение семи дней. Германия также возлагает ответственность за беспрецедентный наплыв беженцев на Италию и Грецию, которые, по мнению Берлина, вместо того, чтобы следовать Дублинскому соглашению, систематически пропускают людей без документов дальше в Евросоюз.

Стоит отметить, что в Германии, которая ожидает около 800 тыс. мигрантов в этом году, отношение к ним двойственное. С одной стороны, старение населения и демографический кризис привели к тому, что страна нуждается в рабочей силе и росте популяции, пусть и за счет иностранцев. С другой стороны, далеко не все мигранты готовы следовать европейским нормам поведения и способны к интеграции на рынке труда. Многие из прибывших живут за счет социальных пособий, что вызывает недовольство коренных немцев. Влияет на ситуацию и то, что немецкое общество боится проявлений ксенофобии и расизма из-за памяти о Второй мировой.

Канцлер ФРГ Ангела Меркель 31 августа заявила, что будущее шенгенской зоны будет поставлено под вопрос, если Европа не договорится о распределении беженцев. "Если мы не сможем справедливо распределить беженцев, то, конечно, вопрос о Шенгенском соглашении будет поднят для многих. Перед нами стоит огромная национальная проблема. Это будет основной проблемой не только в ближайшие дни или месяцы, но в долгий период времени", - заявила она.

Во время встречи со школьниками города Росток Ангела Меркель пытается объяснить плачущей 14-летней беженке из Палестины, что
Германия не может принять всех желающих.
Во время встречи со школьниками города Росток Ангела Меркель пытается объяснить плачущей 14-летней беженке из Палестины, что Германия не может принять всех желающих.

Ближайшее обсуждение ситуации с мигрантами, как ожидается, состоится 4-5 сентября на заседании министров иностранных дел государств-членов ЕС в Люксембурге. А уже 14 сентября в Брюсселе состоится совещание министров внутренних дел и юстиции стран ЕС, которые должны выработать рекомендации относительно того, как решать мигрантский кризис. Прогнозы пока не очень оптимистичны. Так, Великобритания, которая не входит в Шенген, заявляет, что система свободных границ - это часть проблемы, а блок стран Центральной Европы планирует выступить против введения обязательных квот на мигрантов. Впрочем, существует и другое, оптимистичное мнение - мигрантский кризис сплотит Европу.

Сейчас с уверенностью говорить лишь о нескольких вещах: Дублинское соглашение не работает, поскольку подавшие прошение об убежище зачастую покидают ту страну-члена, через которую они попали в ЕС. Мигранты должны получить разрешение на проживание в соседних с охваченных боевыми действиями странах. Так, если говорить о сирийских беженцах, то ЕС - вовсе не первая их цель. Например, в Ливане на данный момент проживает более миллиона сирийцев, что составляет более 20% от 4,5-миллионного населения этой страны. Кроме того, огромное число сирийцев нашли убежище в Иордании и Турции.

В 2014 году прошение об убежище в Европе подали 600 тыс. человек, то есть около 0,1% населения ЕС. Для сравнения, по данным УВКБ ООН, с начала этого года Средиземное море пересекли свыше 264,5 тыс. вынужденных переселенцев. Для Евросоюза это не столь уж и большая цифра, а поскольку мигрантский кризис не может быть решен путем отказа от защиты принципов, которые в свое время сделали Европу убежищем для жертв диктаторов и исламских фанатиков, теперь европейским лидерам необходимо в кратчайшие выработать эффективную миграционную политику.

Юрій МихайловЮрій Михайлов, журналіст
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram