В начале отношений деньги платила Франция, щедро инвестируя в постсоветскую Россию, а сейчас Российская Федерация вкладывает значительные средства в экономику партнерской страны. Почему так было и почему так есть?
Можно рассмотреть основные причины.
На самом деле их три: метафизическая, геополитическая и экономическая. Третья причина доминирует над первыми двумя, но без них не было бы и экономической составляющей.
Метафизика
В начале 1990-х Франция вкладывала деньги в Россию по причинам исключительно иррационального порядка. Гарантий - никаких, доходы - призрачные, а инвестиции шли. Без метафизики это невозможно понять. Гарантами вложений для большинства французских менеджеров были скорее Толстой с Достоевским, чем Ельцин с Гайдаром.
Русские классики были лучшими рекламными символами будущих прибылей, чем необоснованные гарантии правительства РФ. Конечно, это можно объяснять более чем двухсоттысячной российской диаспорой, но Франция - мощный ассимилятор, и особых высот выдвиженцы этого меньшинства в экономической области не достигли. Хотя, конечно, культурологическое сопровождение осуществляли. Но куда им всем до Толстого...
Геополитика
Геополитическая причина - это продолжение линии Де Голля по относительно мягкому противостоянию США. Миттеран и Ширак мыслили именно такими категориями, прикрывая глаза и на отсутствие в России свободного рынка, и на обе чеченские войны. Главный лозунг современной геополитики «бабло побеждает зло» работает и в отношении Украины, только пока для «бабла» злом является не война на Донбассе, а санкции Запада против России. Задачей Украины является разорвать шаблон, но, кажется, ей не до этого... (Эта тема стоит детального освещения и отдельной статьи).
Экономика - всему голова
Меньше всего на чувства двух стран влияла политика. При президентстве Миттерана политические отношения между государствами были так себе, а инвестиционные деньги в Россию текли рекой. При Шираке море дружбы пополнялось в основном реками водки, деньги же лились лишь тонким потоком. Однако, начало 1990-х заложило мощный экономический фундамент.
Сейчас экономические выгоды вообще гигантские.
В России представлены более 400 французских компаний. По итогам 2013 года они экспортировали продукции на 7,1 млрд евро. Это четырехкратно превышает показатели 2000-го.
Сохранение собственных инвестиций в РФ является стратегическим вызовом для компании Danone. Она вошла на российский рынок еще в 1992 году, а уже в 2010-м приобрела почти 58% акций молочного гиганта «Юнимилк» с последующим правом увеличения своей доли до 100% к 2022 году. Сейчас в «Группе компаний Danone в России» трудоустроено 13 000 человек в 24 филиалах. После капитализации российская доля уже составляет 11% от оборотных средств компании Danone (обращение 2013 - 21,3 млрд евро). В общем, объем инвестирования французском компании с начала ее деятельности в России достиг уже 1,8 млрд долл. Именно поэтому защита своих интересов в России является важнейшим заданием для этой группы.
Renault - в аналогичной ситуации, потому что удачно, но вовремя проинвестировался в России. Альянс Renault-Nissan приобрел в 2012 году большинство акций АвтоВАЗа. РФ стала третьим по величине рынком для Renault. Впереди только Франция и Бразилия.
Компания Auсhan уверенно заняла первое место в России по розничной торговле. Менее чем за двенадцать лет компания ввела на рынок концепцию дисконтных супермаркетов, которые сама создала или выкупила. Всего в стране открыто 78 гипермаркетов и 122 супермаркета, в которых работает 37 000 человек (это примерно 20% от всех работников Auchan SA). Для сравнения, в Украине действует лишь 10 гипермаркетов, причем один из них расположен в Симферополе, а другой - в Донецке. Такое положение вещей побудило Жерара Мюлье (председатель совета директоров Auchan SA) заявить, что никакие санкции не заставят его уйти из России.
Финансовая компания Soсiete Generale стартовала в РФ 15 лет назад, а уже в 2010-м она начала и в 2011-м завершила поглощение «Росбанка» - третьей по величине банковской группы в РФ (25 000 сотрудников). Банковская сеть компании Soсiete Generale в России – вторая по величине после французской.
Еще одна компания – Alstom - укрепляет свое влияние путем альянсов в сфере транспорта и энергетики, демонстративно подчеркивая, что она в России всерьез и надолго, а ее инвестиции являются частью долгосрочных стратегий.
Многие другие группы тоже щедрой рукой скупали акции на российском рынке. В этом контексте стоит вспомнить Бернара Арно, владельца любимых брендов многих российских (и не только) политиков, собственника группы LVMH Moët Hennessy - Louis Vuitton. Это компания, которая поставляет на рынок РФ такие марки как Dior, Givenchy, Guerlain, Loewe, Kenzo, Fendi, Emilio Pucci и т.д. Арно также в свое время вложил в покупку российской розничной сети Ile de Beaute более 200 млн долл, поэтому быстро уходить из этой страны не собирается.
В этот перечень еще стоит добавить GDF Suez S.A. (бывший «Газ де Франс») и фармацевтического гиганта Sanofi.
Это и есть главные союзники и лоббисты России во Франции - природные, финансово поощреные. Они заинтересованы в реализации старых и развитии новых контрактов. Они лучше лелеют имидж РФ лучше, чем единичные франкоязычные олигархи из этой страны.
А проект «Мистраль» вообще постепенно становится символом новейшего военного сотрудничества на фоне войны в Украине.
Безусловно, не все так просто. Россия во главе с Путиным не дает выбора Франции. При всех возможных потерях президент Олланд будет вынужден проявить решительность, но при любых обстоятельствах Франция в применении санкций не будет опережать остальные страны ЕС.
Поэтому украинским властям предстоит действовать со всей настойчивостью и решительностью сразу после избрания новой власти в Евросоюзе.