На мировом рынке истребителей обостряется конкуренция, что вызывает обвинения в агрессивной тактике в адрес основных экспортеров оружия, которые ведут борьбу за рынок, чтобы компенсировать внутренние сокращения расходов.
Решение Южной Кореи о покупке истребителей на $8 млрд в ближайшие месяцы, программа приобретения истребителей нового поколения в Бразилии, а также завершение огромного индийского контракта, могут сформировать баланс сил на рынке военной авиации на долгие годы.
Спрос на истребители растет в связи с коктейлем из региональных угроз, модернизацией устаревших технологий, а также высокими доходами развивающихся стран с продажи нефти.
Тем не менее, все эти факторы не улучшают ситуацию экспортеров, а основные подрядчики и аналитики говорят, что борьба за экспортные контракты, чтобы сохранить работу производственных линий, становится все жестче.
"Конкуренция растет с каждым днем. Я думаю, что обострение цен происходит во многих областях", - заявил Хакан Буске, исполнительный директор авиастроительной компании Saab AB в Швеции, которая конкурирует с Boeing и французским Dassault в заключении сделки с Бразилией.
Эксперты и лоббисты говорят, что экспортеры по обе стороны Атлантики ставят на кон рабочие места - в некоторых случаях прямо напоминая политикам, что сотрудники в области обороны также имеют голоса - при этом отказываясь от привлекательных предложений, чтобы получить новые заказы.
"Это прекрасное время, чтобы торговаться при заключении сделок на рынке истребителей", - говорит военный аналитик и главный операционный директор исследовательского центра Lexington Institute Лорен Томпсон.
В свою очередь, импортеры все чаще заинтересованы в получении технологий для поддержки местных аэрокосмических предприятий, что является ключевым фактором на таких рынках как Индия и Бразилия.
Между тем, недавно компания Saab AB заключила сделку по продаже 22 истребителей Сааб JAS 39 "Грипен" в Швейцарию. Сделка оказалась спасательным кругом для истребителей компании Saab, будущее которых еще недавно было под сомнением. Между тем, Буске заявил, что на его телефон в Швейцарии был установлен жучок, и теперь он принял дополнительные меры предосторожности.
"Он просто взбесился", - сказал он, указывая на смартфон во время встречи с редакторами и журналистами агентства Рейтер.
Буске сказал, что шведские службы безопасности провели расследование, но отказался обсуждать, что они выяснили.
С учетом швейцарской сделки, производственные линии компании Saab AB в настоящее время с уверенностью продолжат работу в следующем десятилетии, но компания остается мелкой рыбешкой на мировом рынке по сравнению с другими западными и русскими экспортерами.