ГлавнаяОбществоЗдоров'я

Разработчики Медицинской информационной системы EMCiMED: “Весь рынок здравоохранения - наши клиенты” Актуально

Медицинская реформа в Украине набирает обороты и все более насущным становится вопрос инструментария, с помощью которого будет обеспечиваться работа системы здравоохранения. Одним из наиболее готовых продуктов является украинская медицинская информационная система EMCiMEД, прошедшая проверку в отечественных реалиях и не только отвечающая требованиям украинского законодательства, но и соответствующая мировым требованиям, предъявляемым к подобному программному обеспечению. Об этом и многом другом мы поговорили с Вадимом Терентюком, руководителем проекта EMCiMEД.

Начнём с определений: что такое медицинская информационная система и чем она отличается от других программных комплексов?

В мире существует список характеристик, которым должна отвечать медицинская информационная система, и которые выделяют ее среди ПО для автоматизации отдельного процесса или целой сферы.

Первая характеристика: область применения. МИС можно использовать исключительно в сфере здравоохранения, не получится - в сельском хозяйстве или авиастроении.

Вторая: объекты автоматизации. Система автоматизирует ключевые процессы здравоохранения: создание электронной медицинской карты, формирование базы данных пациента, автоматизация ресурсного управление, создание рабочих зон с определенными уровнями прав каждого сотрудник: врачи, лаборанты, медсестры, провизоры и фармацевты, кладовщики и прочие.

Далее - максимальная приверженность идеологии защиты пользовательских данных. Наиболее защищенной частью системы, ее ядром, является чувствительная информация - медкарта пациента, которая содержит всю медицинскую информацию о человеке. Если в системе нет медицинских документов - записей о состоянии здоровья пациента, такую систему едва ли можно назвать медицинской информационной.

Еще одна характеристика: учет и контроль лекарственных средств. В МИС присутствуют элементы, которые уникальны для этой специфики.

Кроме того, МИС умеет работать с лабораторными результатами исследований, хранить и накапливать результаты диагностических процедур.

Как компания пришла к необходимости создания медицинской информационной системы EMCiMEД и почему она получила именно такое название?

Название EMCiMEД расшифровывается как «электронная медицинская система для медицины». В своё время - конец 90-х - начало 2000-х - это стало продиктованной рынком необходимостью: в Украине начал формироваться рынок коммерческой медицины. Этот рынок требовал автоматизации, чтобы быть эффективным и конкурентным.

В то время в стране подобного программного обеспечения не было вообще, и менеджмент компании принял решение о создании продукта. На тот момент уже существовали команды разработчиков, способных решать задачи настолько высокого уровня, одна из которых и стала костяком реализации идеи руководителей компании. Мы начали с автоматизации записи на прием и работы с медицинскими документами. Это стало ключевым элементом будущей МИС, поскольку предполагало оцифровку всех процессов предприятия.

Работа над продуктом велась два года и в 2006 году был представлен первый полноценный релиз - по сути, прототип. На данный момент работает уже седьмая генерация нашего продукта и релиз 479.

Как велась разработка следующих после записи и документооборота модулей?

Стоит отметить, что здравоохранение, само по себе, это одна из самых ресурсо-, науко- и финансово емких отраслей, требующих автоматизации. Мы отталкивались от универсальной логики деятельности системы: существует последовательность, которую надо было просто автоматизировать. Изучили модель работы государственного здравоохранения, потом его автоматизировали. К получившемуся продукту добавили особенности модели частной медицины.

На самом деле, нет особой разницы, что автоматизировать - медицинское учреждение, кассу супермаркета или центр управления полетами. Сначала надо разобраться с процессами, а потом сформировать модель автоматизации - то, что называется медико-техническим заданием: что автоматизируем и что получим в результате. Основные элементы, поддающиеся автоматизации: документооборот, учет персонала, учет материальных ценностей. Это всё - только с особенностями здравоохранения.

Кого разработчики видели в качестве целевой аудитории программного комплекса и какие проблемы рынка намеревались решить?

С самого начала мы рассматривали весь рынок в качестве наших клиентов. Сегментация касалась форматов учреждений: поликлиники, частные практики, коммерческая медицина, научно-исследовательские институты, областные клинические центры и так далее. Система позволяет использовать её на разных уровнях оказания медицинской помощи.

Касательно решаемых проблем, EMCiMED - это медицинская информационная система, позволяющая автоматизировать деятельность участников модели предоставления медицинской помощи, независимо от формы собственности, типов предоставляемой помощи и кадрового состава и уровня организации.

Любое медицинское учреждение - это субъект клинической и хозяйственной деятельности, по своей сути. Единица производственных процессов - врач, которому необходимо автоматизировать документооборот, управлять потоками пациентов и получать диагностические данные в удобном виде. Далее - медсестры и обслуживающий персонал, выполняющие предписания врача и требующие информации в доступном и понятном виде.

Кроме перечисленных пользователей, есть различные элементы системы, частично, «подводные», касающиеся внутренней «кухни» лечебного учреждения. Например, склады и кадровый учет.

В центре всей этой системы - пациент, вокруг которого вращаются все остальные процессы. У него есть электронная медицинская карта, в которой хранится вся информация об истории болезни: кто его обслуживал, какие документы были созданы, какие услуги оказаны и какие планы на завтра.

На основе существующего опыта, каковы выгоды от внедрения МИС?

Сама по себе МИС - это инструмент, изменяющий качество предоставления медицинской помощи в лучшую сторону. С другой стороны, система - это современный инструмент, помогающий в принятии управленческих решений.

Как показывает наш опыт, внедрение инструмента автоматизации ускоряет течение процессов в учреждении: ускоряются документооборот и обмен информацией между подразделениями, в разы улучшаются получение, хранение и обработка информации. Создаются условия для быстрого сбора, накопления и хранения информации.

Предполагается, что со временем информационные системы заменят документооборот в лечебных заведениях. При этом, стоит отметить, что сохранение бумажного документооборота параллельно с внедрением информационных систем приведет к ухудшению ситуации.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram