ГлавнаяКультура

Стадия зеркала

В прокат выходит новое украинское кино - “Обычное дело” Валентина Васяновича о кризисе среднего возраста, особенностях украинской депрессии и, конечно же, о состоянии самого украинского кинематографа.

В один прекрасный момент у главного героя треснуло и лобовое стекло в машине, и личная жизнь
В один прекрасный момент у главного героя треснуло и лобовое стекло в машине, и личная жизнь

Премьеру нового украинского полного метра ждали целый год. Почти в то же время в 2012 в украинский прокат вышел “ТойХтоПройшовКрізьВогонь” Михаила Ильенко - почтенный долгострой, собравший в итоге около 2 млн гривен. На этой неделе фильм показали по телевидению, и продюсеры надеются на его долгоиграющий успех, который, впрочем, вряд ли принесет ощутимые дивиденды - окупить 16-миллионный бюджет пока что не представляется возможным.

А вот на фильм Васяновича продюсер Владимир Филиппов (занимавшийся также фильмом Ильенко) возлагает большие надежды. Поскольку бюджет фильма - всего лишь 6 млн гривен, а в прокат он выходит аж на 38 копиях, у него больше шансов окупиться за счет кинотеатральных показов. “Обычное дело” - последнее промежуточное звено между периодом застоя, когда украинское кино практически не финансировалось, и периодом предполагаемого возрождения - проект режиссера получил государственное финансирование в 2011 году, что позволило доснять фильм, ставший, к слову, игровым дебютом документалиста Васяновича.

Если говорить об эволюции украинского кино, “Обычное дело” более "смотрибельное" - все-таки драматическая история о мужчине, переживающем кризис среднего возраста, должна больше прийтись по душе среднестатистическому украинскому зрителю, чем историческая фантазия на тему “нет пророка в своем отечестве”. Но и фильм Васяновича не лишен недостатков, а если говорить точнее - симптомов, которые испытывает все современное украинское кино.

Главный герой - Толик (Тарас Денисенко) - психотерапевт, уставший от своей работы и жизни. Он не хочет лечить таких же уставших, как он, людей, не хочет регулярно выдавать наркоманам сгущенку и презервативы в качестве благотворительности, а хочет писать стихи и зарабатывать этим на жизнь. К сожалению, уволившись, он обнаруживает, что поэту найти работу не так-то просто. Толику не остается ничего другого, как примкнуть к своему другу-авантюристу Славику (Виталий Линецкий). Славик мнит себя Остапом Бендером наших дней и строит безумные бизнес-планы “как продать людям то, что им не нужно, задорого”.

Герой Виталия Линецкого начинает с мелких афер, а заканчивает выдвижением на пост мэра Киева
Герой Виталия Линецкого начинает с мелких афер, а заканчивает выдвижением на пост мэра Киева

Весь фильм построен как абсурдистская трагикомедия, за исключением довольно мрачного финала. Который, при всей своей неожиданности, все-таки свидетельствует о том, что сценаристы не знали, чем закончить фильм.

Признаться, мне очень тяжело представить себе человека, который смог бы узнать себя, своих друзей или коллег по работе в этом фильме. Снятый в эстетике забытого в 90-х годах кино, фильм Васяновича, наверное, мог бы стать зеркалом для некоего поколения, но все персонажи фильма настолько разрозненны, что непонятно - какого именно. Кажется, сценаристы и сами не смогли определиться, в какой вселенной живут их герои - то они на дне рождения влиятельного психиатра, отца главного героя, то на похоронах собачки богатой дамы, сколотившей состояние на разведении собак, то вообще в ТЮЗе между костюмами грибочка и воробушка, то в супермаркете перед полкой с водкой. Все эти эпизоды вполне потянули бы на самостоятельные короткометражки (каковой “Обычное дело” и задумывалось изначально), но Васянович предпочел винегрет.

Что это такое? Живописание современной Украины? Вряд ли. Попытка прощупать внутренности украинского кинематографического сообщества? Возможно.

Крок від режисера до глядача мають зробити самі кінематографісти і довести, що можуть знімати кіно, яке буде цікавим українському народу.

— Катерина Копилова, голова Держкіно

Обилие медицинских метафор здесь как раз кстати - почти все самые важные сцены фильма обставлены по-больничному: вознесение героя Линецкого в гипсе и псевдобожественном просветлении, эпизод с Михаилом Ильенко, чей герой считает, что должен 129 раз переключить выключатель, чтобы не настал конец света, и сцена с пациенткой Толика, рассказывающей о своей депрессии в самом начале фильма. Сцена с Ильенко, к слову, вообще симптоматична: если украинские кинематографисты считают, что обязаны снимать свои фильмы и 129 раз ретранслировать устаревшие идеи, чтобы не наступил конец света, то пусть не удивляются, если найдется много людей, которые предпочтут апокалипсис.

Практически безостановочный, а иногда даже и в стихотворной форме, закадровый текст главного героя сигнализирует об еще одном неприятном для украинского кино симптоме. Нашим сценаристам есть, что сказать, но у них нет инструментов. чтобы это сделать в наиболее адекватной форме. Закадровый текст с философскими (довольно банальными, надо сказать) откровениями героя - признак плохого сценария, а иллюстрация происходящего на экране декаданса скверной поэзией - признак проблем со вкусом.

Если украинское кино не хочет кончить так же, как герой этого фильма, нужно, чтобы Обычное дело не вошло в привычку
Если украинское кино не хочет кончить так же, как герой этого фильма, нужно, чтобы Обычное дело не вошло в привычку

Очень бы не хотелось, чтобы подобное кино стало завсегдатаем украинского кинопроката только потому, что сняли его в тяжелых условиях и творческих муках. "Обычное дело" - это промежуточный этап отечественного кино, которое только что научилось узнавать себя в зеркале. Не хотелось бы, чтобы режиссеры творили по принуждению (“а иначе конец света наступит”), а продюсеры требовали, чтобы зрители ходили на их фильмы только потому, что они украинские. Украинскому кино не нужно делать жалостливое лицо, чтобы его полюбили. И уж тем более, ему не нужно брать пример с главного героя “Обычного дела”.

В прокате с 7 февраля.

Дарія БадьйорДарія Бадьйор, критикиня, журналістка
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram