ГлавнаяКультура

Итоги-2012: украинское кино

Уходящий год будет знаковым для отечественного кинематографа, пожалуй, только по одному пункту: стало неприличным спрашивать “А что, в Украине есть кино?”. Кино в Украине есть - но какого оно качества, с какими претензиями и перспективами - это нам еще предстоит выяснить.

Украинский фильм года - ТойХтоПройшовКрізьУкраїнськийПрокат, как бы ни печально это не выглядело
Фото: tochka.net
Украинский фильм года - ТойХтоПройшовКрізьУкраїнськийПрокат, как бы ни печально это не выглядело

За последние два года расходы из госбюджета, выделенные на развитие украинского кино, значительно увеличились. Настолько значительно, что украинские кинематографисты, ошеломленные свалившимся на них государственными деньгами, не смогли их даже освоить. Ну, не смогли, так не смогли. На 2013-й год бюджет на украинское кино уменьшили на 20 млн. гривен.

По всему видно, что реформирование киноотрасли, равно как и культуры в целом, пока что мало заботит власть имущих - президент даже министра культуры еще не удосужился назначить, не говоря уже о том, что новоизбранная Верховная Рада еще не скоро поставит на повестку дня три законопроекта о кино, внесенные на рассмотрение еще в июне.

А между тем, кино нуждается в качественном толчке. Уходящий год показал, что государственное финансирование и поддержка харизматичной главы госагентства по вопросам кино Катерины Копыловой не реанимирует украинское кино, если оно само того не захочет. Хотят ли украинские режиссеры, сценаристы и актеры учиться, хотят ли осваивать новые вершины, а не только барахтаться в уютном домашнем болоте, где их будут хвалить за любой отснятый материал (фразу “хорошо, что хоть что-то делают” пора бы уже выбросить из нашего коммуникационного поля)? Судя по представленным в этом году фильмам - не очень. Такое впечатление, что запал наших кинематографистов заканчивается, если использовать киношные же метафоры, где-то в перерыве между вступительными титрами и серединой первой сцены фильма.

Украинские режиссеры ведут себя так, как будто бы у их фильмов нет зрителей - они привыкли, что их фильмы никто не смотрит (кроме фестивальных отборщиков, украинских киножурналистов и своих родственников и друзей, которые и составляют часть фестивальных посетителей). Сегодня всем без исключения украинским фильмам, снимающимся на любые деньги, просто-таки необходимо пройти крещение массовым зрителем - незнакомым, капризным и очень требовательным.

14 декабря этого года Госкино предприняло попытку такой вылазки в свет, показав сборник короткометражек под преждевременным, но довольно удачным в маркетинговом плане, названием “Украинская новая волна”. В сборник вошли 7 фильмов, пять из которых принимали участие в национальных конкурсах или их аналогах кинофестивалей в Одессе и на “Молодости”. Остальные два - практически только что “из печки” - “Дорога” Максима Ксенды и “Уроки украинского” Руслана Батицкого.

Украинская новая волна, будем надеяться, не ограничится этими семью фильмами
Украинская новая волна, будем надеяться, не ограничится этими семью фильмами

В каком-то смысле показанный в этом сборнике и в альманахе “Украина, гудбай!” короткий метр хорошо отражает положение украинского кино. Наши режиссеры не столько пытаются осмыслить современность, сколько хотят вписаться в ту или иную систему координат - фестивальную, госкиношную, какую угодно, лишь бы не зрительскую.

Как пример - работа Мирослава Слабошпицкого “Ядерные отходы”, получившая несколько фестивальных наград и обласканная украинской кино-номенклатурой (что, впрочем, никак не помогает Слабошпицкому доделать его полные метры, которых заявлено целых два на ближайшее время). Это бессловесный, пижонски снятый очерк о жизни украинцев, работающих на Чернобыльской АЭС. Собственно, они (а разом с ними, очевидно, и все жители страны) и являются “ядерными отходами”, хаотически размножающимися сущностями без имен и существенных отличий. Работа Слабошпицкого очень точно ударила в хрупкие европейские сердца - там любят, чтобы “за жизнь”, чтобы мурашки по коже и все такое - но все-таки ничего особенного собой не представляет.

Но надо отдать должное “Украине, гудбай” - при всей своей заведомо пугающей “артхаусности” альманах довольно неплохо - как для камерного проекта - прокатился в кинотеатрах. В компании “АртхаусТраффик”, занимавшейся производством и прокатом альманаха, говорят, что общие сборы в 70 тыс. гривен, которые получил проект, находятся где-то на уровне со сборниками короткометражек, вроде Future Shorts. Остальной фидбэк авторы фильмов из “Украины, гудбай!” получат уже в DVD-прокате и, вероятно, каких-нибудь онлайн-кинотеатрах, благо, в Украине такие уже появились.

Фрагмент постера фильма "Истальгия", который уже побывал на нескольких кинофестивалях, но так и не добрался до
украинского зрителя
Фрагмент постера фильма "Истальгия", который уже побывал на нескольких кинофестивалях, но так и не добрался до украинского зрителя

Такие сборы довольно раскрученного, по сравнению с другими украинскими начинаниями, проекта, свидетельствуют об одном: украинский зритель ждет украинского полного метра. Вспомните, как тепло встретили “ТойХтоПройшовКрізьВогонь” Михаила Ильенко - и ничего, что он пытается быть украинским Михалковым, главное, чтобы людей в живот ногами не пинал. “Обычное дело”, “Параджанов”, “Дау” (частично украинский проект, но все же), новая Муратова, Ева Нейман, "Истальгия", какие-то 12-15 фильмов, которые обещают выпустить в 2013-м году, - все это должен увидеть зритель. Пожалуй, на сегодняшний день - это единственный рецепт от той стагнации, в которой нежится украинское кино последних лет.

Возможно, именно тогда в украинском кино удастся разглядеть то, чего никто не может замечает в потоке суеты, сопровождающей молодой кинопроцесс: что сцена, когда мальчик едет в инвалидной коляске, прицепленной к грузовику, в “Дороге” Ксенды, снята так, что сердце вот-вот выскочит, что Дмитрий Ярошенко из “Уроков украинского” Батицкого похож на молодого Роберта де Ниро, что у “Пирога” Юрия Ковалева - отличный потенциал зрительской комедии, а “Гамбургом” Владимира Тихого можно иллюстрировать добрую половину всех статей украинских СМИ об украинском обществе (особенно, те, что о донорстве).

Когда украинские постеры повесят в кинотеатрах рядом с пышной “Анной Карениной” или хулиганским “Джанго освобожденным”, в украинских режиссерах и их продюсерах проснется то самое важное, чего им не хватает сегодня - амбиции. Амбиции собрать больше денег, привлечь больше зрителей, вызвать больший резонанс, а не поныть на пресс-конференциях, поважничать на красных дорожках и покрасоваться с призами. Призы - это хорошо, но если никто не увидит пальмовых веточек на постере вашего фильма, кому они нужны, эти веточки?

Дарія БадьйорДарія Бадьйор, критикиня, журналістка
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram