ГлавнаяПолитика

Третья сила Сергея Тигипко

Партитура президентской кампании 2009-го до сегодняшнего дня разыгрывалась вполне прогнозируемо. Сольные партии исполняли Янукович, Тимошенко и Яценюк. На «подпевках» вертелись Литвин с Ющенко, в массовке – Симоненко-Тягнибоки. Однако висевшая на стене винтовка выстрелила до начала второго акта – официального старта гонки. На сцену вышел новый персонаж.

Третья сила Сергея Тигипко
Фото: Phl.com.ua

Еще месяц назад Сергей Тигипко убеждал: в президенты баллотироваться не намерен. Беседуя с «Левым берегом», аргументировал это тем, что предпочитает работать в команде.

Интервью наше, впрочем, записывалось до того, как ВР отказалась воспроизводить банкира в ранг вице-премьера. Хотя двумя днями ранее сам он и даже спикер Литвин утверждали: необходимые голоса в зале есть. Уверенность вселяли коммунисты. Точнее – общеизвестный факт близости к Тигипко Симоненко и его родни.

Однако из-за схватки за портфель главы КМУ вопрос о назначении Сергея Леонидовича даже не попал в повестку дня. Нардепы, таким образом, вторично его прокатили. Первый «облом» случился с НБУ – «воскресить» в статусе председателя Нацбанка его ранее пытались «бютовцы».

Но кадровые инициативы Тимошенко Верховной Радой пресечены на корню. «Отвержен» не только Тигипко, многие другие «достойники» – тот же Гайдук.

Виталий Анатольевич, может, конечно, утешаться должностью руководителя группы премьерских советников, а вот у Сергея Леонидовича произошедшее явно отбило охоту «работать в команде». Пытаться протиснуться сквозь чистилище Рады в третий, четвертый, а то и пятый раз – себя не уважать. Единственный вариант – начинать собственную игру.

Именно так он и поступил. Принципиальное решение принял где-то в середине апреля. Свидетельством тому – готовящаяся смена председателя правления Swedbank, о которой «Левому берегу» известно из собственных источников. Ранее, в упоминавшемся уже интервью, политическую деятельность с банковской Сергей Леонидович обещал не совмещать.

«Новый старый» против «старого-нового»

Иного мотива бросить любимое детище, кроме как участие в президентской кампании, у Сергея Леонидовича быть не могло. Ведь «развод» со шведами чреват, кроме прочего, солидными убытками.

Какую предвыборную платформу выберет Тигипко, какое позиционирование, кто возглавит его штаб, мы пока не знаем. Очевидно одно: появление в колоде нового туза значительно повлияет на итоговый расклад. Чтоб не сказать: разрушит ранее определенную ключевыми игроками формулу кампании. У каждого она своя.

Задача Тимошенко – максимально интенсивно эксплуатировать собственный популистский потенциал. Особенно – в Центре и на Востоке страны. По оценкам оппонентов, в прошлый раз «пустые обещания» (отмена призыва, выплата долгов Ощадбанка и т.д.) принесли ей дополнительно 3 млн. голосов. В пересчете на мандаты – ровно столько, чтобы хватило для оформления демкоалиции.

Миссия Януковича – оппозиционный реванш, заигрывание с обозленным, радикализирующимся электоратом. Борьба если не за первое место, то за «второе почетное». За премьерство, то бишь.

«Фишка» Яценюка – «свежая кровь», которой он якобы является. Хотя на самом деле ничем не отличается от Ющенко образца даже не 2004-го – 2002-го: молодой, на вид не страшный, вроде толково об экономике рассуждает, что именно – публика предпочитает не вникать. «Всамделишный» Арсений Петрович – такой же «выкормыш» гнезда «любих друзів», как Виктор Андреевич – кучмистов. В случае бенефиса Тигипко его лозунг – борьба «нового» со «старыми» – трансформируется в противостояние «нового старого» со «старым-новым».

Объяснения и оправдания

Почему «старым-новым»?

«Кредитная история» Сергея Леонидовича не короткая, местами – неоднозначная. Концентрированность в последние годы на банковской, а не политической деятельности значительно подогрела интерес к его фигуре на Печерских холмах. Тигипко тут считают наиболее приемлемой альтернативой нынешним «тяжеловесам».

Критерий «приемлемости» – адекватность и опыт. В отсутствии команды, тем более – собственных приоритетов и ценностей, в склонности ориентироваться на ситуативного лидера – от Гайдука до Пинчука, Тигипко, в отличие от Яценюка, не обвинишь.

Тут кстати вспоминаются попытки кооперации БЮТ с Блоком Кличко на прошлогодних столичных перевыборах, увенчавшиеся раздраженным резюме Тимошенко: «С Кличко невозможно договариваться, он сам ничего не решает».

Главная неоднозначность – кампания Януковича в 2004-м, брошенная начштаба на половине. Учитывая, что электоральный приоритет Тигипко сегодня на Юго-востоке, в вотчине Януковича, которую Сергей Леонидович окучивал еще на «мажоритарке» в Павлограде в 2000-м, вновь объясняться за расставание с «бело-голубым» кандидатом ему придется не раз. Именно объясняться – не оправдываться. Слишком многие полагают: сделайся он тогда вместо Януковича «престолонаследником» Кучмы – до Майдана бы не дошло.

Лишь единицы знают: соответствующая возможность у Сергея Леонидовича действительно имелась. Причем еще в 2002-м – в пору выбора «папой» нового премьер-министра. «Собеседуя» претендентов, гарант ставил им единственное условие – обеспечить в Раде триста «за» в поддержку его политической реформы. Тигипко, будучи человеком реалистичным, невыполнимого сулить не стал. А Янукович пообещал. Пообещал и не выполнил. Не говоря о том, что пальцем не пошевелил – «архитекторами» политреформы выступили Медведчук с Волковым. Тем не менее, 8 апреля 2004-го голосов не хватило.

Назло «преемнику»

Вернуться в большую игру «не мальчиком, но мужем» Тигипко хотел с той самой минуты, как из этой игры вышел. Данное мнение разделяли абсолютно все, близко общавшиеся с ним в период с 2005-го по 2008-й.

Вопрос состоял лишь в том, когда именно, как и в каком формате возвращаться. Самый простой, точнее – примитивный вариант, сплетни о реализации которого уже просочились в СМИ, – использовать плацдарм Трудовой партии Украины, «продвигающей» Тигипко по собственной инициативе. С таким же успехом за «продвижение» могла бы взяться «Прогрессивная Украина» или «Партия любителей пива». Для участия в парламентской гонке – случись она досрочно – площадка эта, мягко говоря, не лучшая. Хотя бы потому, что под предводительством покойного Михаила Сироты успела стать субъектом Блока Литвина. Не говоря о том, что от множества других подобных форматов она ничем практически не отличается.

Для президентской – вовсе не нужна: выдвигать желающих похозяйничать на Банковой закон позволяет не только политическим партиям.

Более прагматичный сценарий – «независимый кандидат». Предметная его реализация, конечно, невыгодна «тяжеловесам» – напрочь нивелирует их личностные стратегии и даже коллективные интриги.

В том числе, «совместный проект» ПР и СП – «Преемник». Суть его – «протаскивание» во второй тур Яценюка с тем, чтобы, «порвав» Юлю, Арсений Петрович стал президентом, а Виктора Федоровича номинировал в премьеры.

Не то чтоб «бело-голубым» так уж хотелось водрузить на Банковую спикера, которого сами же наградили приставкой «экс». С Тимошенко просто договариваться дороже, а Януковича усиливать – рискованно.

Кстати, сравнение Тигипко с Яценюком «аукается» аналогиями с 2004-м. Во-первых – противостоянием «народного» и «провластного» кандидатов. Догадайтесь-ка: у кого из них шансов стать «провластным» больше?

Во-вторых – «расколом» электората на «западный» и «восточный», с жесточайшей бойней за голоса центральных областей.

«Сначала надо стать, а потом уж быть»

Хотя дело вовсе не в самом Тигипко. Провозгласить себя «независимым» недостаточно – провозглашенному необходимо соответствовать. Причем соответствовать так, чтоб у окружающих не возникало желания переименовать тебя в «технического». У которого задачи всего две: обогатиться и пропиариться.

Словом, «сначала надо стать, а потом уж быть».

Только если бы «независимого кандидата» в 2009-м не было, его бы следовало придумать. Элементарно потому, что он всем выгоден.

Выгоден олигархам. Спонсоры гонки движимы отнюдь не альтруизмом – меркантилизмом. Их интерес – гарантии безопасности личной и их бизнеса после завершения электоральной эпопеи. Поскольку нынешняя эпопея явного фаворита пока не имеет, они вынуждены «раскладывать яйца в разные корзины».

Так, Пинчук, не скрывающий симпатий к Яценюку, предусмотрительно реставрирует отношения с Тимошенко. Главные «активы» зятя Кучмы, кроме, разумеется, финансовых – медийные и внешнеполитические (дружба с Билом Клинтоном и финансирование Обамы значительно укрепили его авторитет на Западе).

Коломойский, еще год назад позиционировавшийся ярым сторонником Виктора Андреевича, Юлии Владимировны теперь тоже не чурается. Активное участие его ближайшего друга, по совместительству – депутата-«нашеукраинца» Игоря Палицы в «оживлении» демкоалиции – лучшее подтверждение. За труды им воздалось: людям Коломойского-Палицы Кабмин отдал сразу несколько «лакомых» портфелей в нефтегазовой отрасли.

Главную карту – опосредованное влияние на телеканал «1+1» – Игорь Валерьевич разыгрывать пока не торопится. Накал страстей по «Интеру» постепенно превращает ее в козырную. Если «операция «Экспроприация», затеянная Тимошенко с тем, чтобы окончательно добить Хорошковского с Фирташем, успехом не увенчается (а она из-за дефицита времени не увенчается), а «первая кнопка» редакционной политики не изменит, кампания 2009-го превратится не в битву двух титанов – как в 2004-м, но в битву двух крупнейших медиа. Логично, что «плюсы» примут сторону именно «независимого кандидата», «ложится» под Тимошенко им бессмысленно и безынтересно.

«Третья сила» не лишняя и для Ахметова. Учитывая, что выбор Рината Леонидовича – между Януковичем и Тимошенко, она даже запасной долго не пробудет – быстро станет основной.

Формализация нового лидера ускорит переструктуризацию ПР. БЮТ, кстати, тоже. «Самоочистки» двум крупнейшим политсилам не избежать. «Двигатель» ее – рядовые «кнопкодавы», которые все видят, все слышат, иногда даже говорят: вот, мол, как у людей бывает.

Тут интерес «отцов-содержателей» партии, прежде всего – Ахметова, совпадает с интересом рядовых бойцов, для которых регенерация – способ продвижения по службе.

«Спрос» на «единого кандидата» есть не только в Украине, за ее пределами – тоже. Всех нынешних игроков давно «завербовали». От Ющенко, конкуренцию которому составить теперь может разве Тягнибок, до Тимошенко, отношения которой с Белокаменной скорее все-таки позитивные, чем негативные.

Ближнему и дальнему зарубежью проще искать в нашей стране новых партнеров, чем «совращать» старых. Не думайте, кстати, что США целиком и полностью за Яценюка, а в РФ никто лучше Медведчука «решать вопросы» не умеет – попасть на аудиенцию к Путину или Медведеву можно и без его посредничества.

Сам факт существования независимого кандидата сделает невозможным «выбор без выбора». То есть, главная от него выгода – стране.

***

Закончим тем, чем начинали – фигурой Тигипко. Когда девять лет назад Леонид Данилович в очередной раз выбирал себе премьера и Штаты очень советовали в выборе не ошибиться, ему довелось спросить у Кравчука – кто-де, на его взгляд, лучше: Ющенко или Тигипко? «Оба хороши, – ответил Леонид Макарович. – Разница в том, что Виктор, натолкнувшись на стену, сядет под иконами и будет плакать-причитать, а Сергей эту стену примется головой пробивать. Пока не пробьет – не успокоится».

Что решил Леонид Данилович, что из этого получилось – известно. А вот Сергею Леонидовичу от себя посчитаем возможным подсказать: не каждая стена – амбразура, не каждую полезно пробивать.

Соня КошкінаСоня Кошкіна, Шеф-редактор LB.ua
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram