ГлавнаяПолитика

Перемена слагаемых

Совмещение досрочных парламентских с плановыми президентскими выборами стало очередным утопическим прожектом Виктора Ющенко. Следующим, после обновления Конституции.
Невозможность «привязать» смену Рады ко дню первого тура, окончательно обозначилась к концу минувшей пленарной недели. Причины прежние: от несовпадения календарных планов, обусловленного разницей законодательных норм, до отсутствия финансирования. 

Перемена слагаемых

Президент, всю эту кашу заваривший, вполне мог предпринять ряд действий для «разворачивания» ситуации себе на пользу. Элементарно – поработать над поддержкой Радой, особенно – бело-голубой ее части, своих инициатив. Делать он этого, однако, не стал – не сильно хотел. Разговоры о выборах по принципу «два в одном» требовались ему исключительно для самопиара. Как спектакль с внесением в парламент проекта модернизированной Конституции. 

Медведчук: КСУ отменит 25-е октября 

Хорошенько подумав, Виктор Андреевич принял стратегическое решение: основные усилия сосредоточить на борьбе за президентство – не за мандат. Чем он при этом руководствовался, сверялся ли с данными социологов, сказать трудно. 

Очевидно одно: столь желанного для себя решения о «реверсе» первого тура с 25 октября на 17 декабря, Банковая не дождется. Первое же закрытое слушание данного дела в КСУ завершилось не в пользу главы государства. Девять судей высказались против, шестеро – за, трое вообще на заседание не явились. Причем эти трое – недавно назначенные по квоте … президента. 

«Неожиданностей в КС не будет, нам не о чем волноваться», - уверенно говорят юристы Тимошенко. Подразумевают: КСУ рассудит «не нашим и не вашим» - как обычно. Большинство законников подтверждают: поскольку действующая редакция Основного закона конкретики относительно терминов смены гаранта не содержит, точное его определение – прерогатива ВР. 

У Виктора Медведчука на сей счет иное мнение. Бывший глава АП уверен: октябрьское волеизъявление КСУ отменит. Оно, мол, принималось не вполне законно. Вроде бы другие подобные решения Рада принимала абсолютно законно… 

Мнением своим Медведчук поделился с Тимошенко, также – с ее ближайшим окружением. Реакция премьера нам не известна, но вот окружение не встревожилось. Ведь КСУ с рассмотрением тематического запроса Банковой не торопится. Вынести вердикт до 25 апреля – крайнего срока для гипотетического роспуска Рады – не успеет. Не говоря о том, что оснований для роспуска нет. И даже если гарант отважится-таки на очередной беспредел во имя «политической целесообразности», «волю» его депутаты попросту проигнорируют. Их союзник – время. Следующая пленарная неделя начнется лишь 12 мая, переформатирование ВРУ за полгода до выборов президента – табу. Тем более что законодательные изменения, необходимые для переформатирования, Радой не принимались. Семь тематических проектов лежат в аппарате ВР мертвым грузом уже довольно долго. Свежего президентского проекта, которым он пугал весь политикум последние две недели, среди них нет.

Приходим, таким образом, к выводу: в нынешнем календарном году страну ждут одни единственные выборы – президента. Первый тур которых состоится 25 октября. Иного не дано.

Новый сантехник

О ставке Ющенко на президентскую кампанию свидетельствуют также его усилия, направленные на реанимацию Народного Союза «Наша Украина». Поддержку НСНУ для борьбы за второй срок гарант почему-то посчитал для себя крайне необходимой. Хотя ту еще смелость надо иметь «партии президента», в нынешнем ее виде и состоянии, чтобы поддержать ЭТОГО президента в бесперспективной гонке. «А смысл?» – спрашивают себя и самого гаранта партийцы. Ответа, однако, не получают.

В том числе от Романа Бессмертного, которого Виктор Андреевич извлек из недр СП – назначил новой «любимой женой». Точнее – новым партийным сантехником. В небытие, следует напомнить, Роман Петрович угодил после провальной кампании 2006-го, которой руководил. В НСНУ тогда как раз набирали силу «закарпатцы» Балоги. Они-то и сделали Бессмертного козлом отпущения. Эх, знали бы: результат, казавшийся им тогда провальным, всего через два года превратится в недосягаемую мечту.

С приходом Бессмертного, заново вступившего в НСНУ, жизнь в офисе на Спасской несколько оживилась. Вновь заработали телефоны, засияли электрическим светом лампочки, отключенные ранее за неуплату. Президент даже удосужился собрать заседание президиума, на котором долго и неубедительного говорил о «чистке рядов» – старался уверить присутствующих, что подразумевает «Единый центр». Намекал: если вы сейчас подставите мне плечо, не заставлю вас объединяться с ЕЦ.

Присутствующие ему не особо верили. Через пару дней президиум собрался вновь, пригласили даже «отщепенцев» – подписантов «коалиции трех», которых сам Ющенко ранее обещал выгнать из партии. Выгнали их только из президиума, и то «понарошку» – официальных документов подписано не было.

Одна из изгнанниц – Ольга Герасимьюк, спрашивала у Бессмертного: каков теперь ее партийный статус, почему, мол, говорится одно, делается – другое и как с этим жить? Другие отверженные – от Третьякова до Геращенко – ее поддержали. Ответ Бессмертного был прост: «Если на съезде происходило сумасшествие, это еще ничего не значит». Более того, третий этап съезда в установленные сроки проведен не был, значит, результаты и первых двух можно аннулировать. Но если руководствоваться такой логикой, аннуляции подлежит и лидерство в НСНУ Виктора Ющенко.

Дальше углубляться в детали Герасимьюк не стала – вышла вон с заседания и из партии. Последовав примеру многих других, поступивших так же еще раньше. Вслед за Герасимьюк, кстати, аналогичные намерения выказал Князевич.

Объективно НСНУ агонизирует. Полноценное воскрешение партии невозможно так же, как второй срок Ющенко.

Ну, а те немногие, кто на это по каким-то причинам надеется, решили встретиться с президентом еще разок. Попытаться в который раз уже понять, чего же он хочет. По крайней мере, устроить такое свидание Бессмертный пообещал.

Сам Ющенко встречается с кем хочет и когда хочет. Чаще остальных – с Кириленко. Причем их беседы содержательностью тоже не отличаются. Так, тему перевыборов, которые глава государства якобы лоббирует, а «За Украину!» их не приемлет, они вообще не затрагивают. Что вновь подтверждает: она для них, особенно – для Виктора Андреевича, вовсе не важна.

Краткосрочное его перемирие с Тимошенко закончилось. Формальный повод – провал «антикризисного пакета» МВФ, под принятие которого президент якобы обещал обеспечить голоса «своих» депутатов. Так, по крайней мере, уверяла всех Тимошенко. Играя на самом деле на опережение. Прекрасно понимала: механизмов влияния на фракцию, до сих пор по какому-то глупому недоразумению называющуюся «президентской», Виктор Андреевич не имеет. И не считает нужным напрягаться, дабы их получить.

Тем более что альтернативные механизмы поступления транша, который МВФ уже и рад бы нам дать – не знает как, припасены были заблаговременно. А именно – правительственные постановления, подменяющие, по сути, решения Рады.

Конец все ближе – предложений нет

На самом деле, ссора с Ющенко Тимошенко выгодна. Кроме электората отчетливый сигнал послан тем, кто до сих пор его поддерживает – от народных депутатов до мелких функционеров на местах; также – мировому сообществу. Первым отчетливо дали понять, кто в стране скоро станет полноправным хозяином – под кого «ложиться». Вторым указали истинного виновника всех проблем МВФ в Украине.

Следующая выгода меркантильная – «развод» поставил крест на принятии совместной антикризисной программы, утверждение которой бессмысленно без корректировки бюджетных статей. Переписать финплан страны премьер обещала в конце первого квартала. Конец все ближе и ближе – предложений по изменениям в бюджет до сих пор нет. И не будет. От КМУ – точно. А больше их представить некому – закон не велит. Где-где, а в правительстве в перекраивании бюджета не заинтересованы: слишком много «дыр» обнажится, пожелания слишком многих «соавторов» придется учитывать. Не ровен час, Ющенко еще потребует увеличить финансирование кампании, а то и двух сразу – с конституционным референдумом в придачу.

Зато у Юлии Владимировны вновь развязаны руки. «Мочить» ими оппонента она принялась отчаяннее прежнего. Стратегической целью избраны Валерий Хорошковский и телеканал «Интер».

Весть о том, что канал в свое время продали незаконно, облетевшая СМИ с подачи замгенпрокурора Рената Кузьмина, наделала немало шуму. Смерть 45-летнего Игоря Плужникова летом 2005-го объявлена «подозрительной», причина ее подлежит перепроверке. Согласно официальной версии, в переходе Плужникова в мир иной повинен гепатит. Согласно «бытовой» – широко известной в узких политических кругах – скончался он от «букета» заболеваний, возникших из-за пристрастия к крепким напиткам.

Операции по смене владельца «Интера» начались за полгода до кончины Плужникова, закончились – одновременно с его смертью. «Случайным совпадением» в ГПУ сей факт не считают. Тем более что подпись Плужникова под документами, согласно имеющимся в распоряжении «Левого берега» выводам двух официальных экспертиз – ГПУ и МВД, подделана. То есть, право собственности на «Интер» нынешних его хозяев незаконно. Раз так – «кнопку» у них следует экспроприировать, вернуть вдове Плужникова Светлане. Ну, а дальше – кто первым из желающих приобрести «Интер» до нее добежит, кто больше предложит – того, как говориться, и тапки.

Неудивительно, что эту старую запутанную историю откопали именно сейчас. Главные «хозяева-распорядители» «Интера», как известно, Хорошковский с Фирташем. Что, кстати, замглавы СБУ не постеснялся подтвердить публично.

Эти уважаемые господа у Юлии Владимировны – кость в горле. А «нелюбовь» «главного канала страны» в условиях жесточайшей борьбы за власть – не просто палка в колесе, а целое бревно. Премьер и раньше признавалась: желала бы «Интеру» более адекватных собственников и даже вела на сей счет с кем-то там переговоры. Кто ее, высшего государственного чиновника, уполномочил вмешиваться в дела частного бизнеса, не уточнила.

Она уже лишила «РосУкрЭнерго» монополии на рынке, отобрать теперь у Фирташа и Хорошковского еще и «Интер» – для нее дело чести.

Сделать это можно руками профильной следственной комиссии Рады, создание которой инициировали «бютовцы», поддержали – «регионалы». «Отцам-содержателям» ПР Фирташ, в силу известных причин, тоже немил. Иначе как «выскочкой» да «крысенышем» они его не называют. Кстати, последний из нелестных эпитетов ранее был «закреплен» за Валерием Коновалюком – когда в 2006-м он променял ПР на соло в «Трудовой Украине».

Задача комиссии – доказать нелегитимность смены собственника «Интера». Упрощает ее решение то, что оппоненты, начав суетиться, наделали немало ошибок. Так, в конце марта Валерий Хорошковский лично «наехал» на следователя, проводившего доследственную проверку. Замглавы СБУ не поленился позвонить ему, обвинив в «закошмаривании» «делом «Интера» большого числа людей. Их-де допрашивают помногу часов, вызывая на «беседы» повестками.

Следователь пояснил: никто никого не «прессует» – просто проверка проводится. Хорошковский не успокоился – пригрозил нажаловаться генеральному прокурору. «Это ваше право», – невозмутимо ответил начальник главного управления по надзору за соблюдением законов на транспорте и предприятиях оборонной промышленности, г-н Дегтярев. Положив трубку, написал подробный раппорт на имя Медведько. Происшествие моментально получило огласку внутри ведомства. Состав преступления – злоупотребление служебным положением, угрозы прокурорскому работнику, очевиден. Оснований «сплести лапти» Валерию Ивановичу – предостаточно.

БЮТ торжествует: данные материалы, частично уже просочившиеся в СМИ, легли в основу наработок комиссии.

Этим, впрочем, не ограничилось. Потушить пожар в ГПУ решили своеобразно. Медведько распорядился… закрыть «дело «Интера». Но никто из его подчиненных пачкать рук не захотел – замараться пришлось никому не известному рядовому следователю. Возбудить другое дело – о незаконном отчуждении акций «Интера», по запросу народного депутата-«бютовца» Святослава Олийныка ГПУ отказалась.

Профильная парламентская следственная комиссия, само собой, это обжалует. Либо постановление о закрытии дела отменит суд. И быть Ющенко вновь президентом, если суд этот будет не Печерский!

На работу комиссии законом отпущено полгода. «Уложиться» депутаты планируют, конечно, раньше. Их выводы предугадать несложно: в разгар гонки права собственников крупнейшего телеканала страны будут оспорены. Удастся ли вернуть «Интер» Светлане Плужниковой – вопрос. Но нервы Фирташу, Хорошковскому, «единоцентристам» и прочим попутчикам Виктора Андреевича, столь любимым каналом, попортят основательно.

Юридическое сопровождение эпопеи, равно как и остальных «предметов интереса» БЮТ, возложено на Андрея Портнова. Попросила его об этом лично Тимошенко. Осознав масштабы конфликта «портновцев» с группой Онопенко-Корнейчука, Леди Ю сама позвала его на «примирительную беседу», длившуюся полтора часа. По факту диалога шаткое равновесие внутри блока вроде как восстановлено.

«На базарах Януковича все любят»

Единственное, пожалуй, чего не поручили Портнову – обеспечение ПРиБЮТ. Не потому, что не доверяют – обеспечивать нечего. Слухи о вновь готовящейся «ширке» – форменные «утки», запускаемые на сей раз уже не Портновым-Клюевым, а скорее Кожемякиным-Левочкиным, которые действуют «на зло» внутрипартийным оппонентам.

Хотя, следует признать, милостивое согласие Виктора Януковича в очередной раз «подождать» с «антикризисной программой» правительства, а если надо, даже помочь ее написанию, прозвучало вполне прозрачным намеком. Еще прозрачнее в поддержку Кабмина выразился Ахметов, взявшийся по случаю весны, кризиса и достраивания стадиона за лопату.

Вместе с тем очевидно: реальных перспектив ПРиБЮТ не имеет. Ни времени, ни взаимной заинтересованности, ни, что важнее, доверия у них нет. Посему слова Ахметова следует толковать скорее как стеснительные заигрывания с женщиной, в которой он подозревает будущего президента. В контексте резкого потепления, случившегося между ними в последнее время (подробнее читайте в прошлом и позапрошлом номерах «Левого берега»), – ничего удивительного. Просто Ринат Леонидович решил: демонстрировать искренность посредством камер – эффективнее, чем тет-а-тет.

Толковать слова Виктора Федоровича – занятие столь же бессмысленное, сколь и глупое. По примеру Виктора Андреевича он тоже решил «поставить» на кампанию президентскую. Парламентская для него желательна, но не обязательна. Равно как журавль в небе при наличии синицы в руке.

Да и желательна она на протяжении весьма короткого времени – когда Виктора Федоровича одолевают приступы гиперактивности. В такие минуты ему хочется вещать пред толпой на Привокзальной площади, стращать «Леопольда-Ющенко» и «корову на льду Тимошенко», ставить по струнке областные партактивы.

Последний «припадок» с ним случился после Тернополя – нежданного-негаданного триумфа ПР.

«Он снова захотел ходить по базарам!» – радовалось его окружение. «В смысле?» – дивились непосвященные. «А он на базарах агитировать очень любит. Простой народ, живое общение, его там все любят… чего еще?».

Приступы сменяет рецессия. Тогда Лидеру не нужно ни базаров, ни даже ярмарок – только клюшка для гольфа. В эти затяжные периоды «расправляют крылья» отцы-содержатели ПР. Вплоть до анализа возможности избавиться от чемодана без ручки по фамилии Янукович. Было бы желание – повод найдется.

Таковым вполне может стать его почетное второе место в президентской гонке. Первого ему не прочат даже неисправимые оптимисты. А второе для Виктора Федоровича – провал. За который, логично, должен будет кто-то ответить. Если руководство штабом Виктор Федорович, как и собирался, примет на себя, значит – «ответ держать» придется тоже ему. Вплоть до сложения полномочий главы ПР. И если раньше планировалось, что эстафету подхватит Богатырева (которой к тому времени на Банковой след простынет), то теперь отцы-основатели уже сомневаются в том, можно ли ей столь ответственную миссию доверить. Не лучше ли поручить ее Борису Колесникову? Если он, конечно, сумеет превозмочь собственную леность. Понадобится – и сумеет, и доверят. По крайней мере, сам Борис Викторович уже не протестует против подобной перспективы столь отчаянно, как прежде. «Все зависит от результата кампании», – комментирует он коротко.

Впрочем, не факт, что с Януковича за этот результат, пусть даже провальный, кто-то спросит. С того же Колесникова в 2007-м не спросили. 

Соня КошкінаСоня Кошкіна, Шеф-редактор LB.ua
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram