ГлавнаяПолитика

Революция тюльпанов или переворот кирпичей?

Выбитые окна, сожженная мебель, захваченные правительственные здания, разобранная мостовая - все это сегодняшний Кишинев, который вот уже несколько дней «переваривает» результаты выборов в парламент Молдовы, состоявшихся в прошлое воскресенье.

Революция тюльпанов или переворот кирпичей?

По данным ЦИК страны на нынешних выборах, как и на двух предыдущих, уверенную победу одержали коммунисты. Оппозиция с таким выводом не согласна. Ее сторонники вышли на улицы. «Прямая демократия» привела к беспорядкам.

...Помню свое первое посещение Кишинева в феврале 2001-го в качестве журналиста одного из украинских телеканалов. Тогда маленькая аграрная Молдова досрочно избирала парламент, депутаты которого впоследствии должны были собственноручно избрать президента страны. Предыдущие главы государства - Мирча Снегур и Петр Лучинский - избирались общенародным голосованием. Но 5 июля 2000-го парламент Молдовы, желая иметь побольше полномочий, внес изменения в Конституцию и перекроил государственное устройство страны - из президентской республики Молдова фактически превратилась в парламентскую.

Накануне голосования я записывал интервью с Лучинским. Он излучал оптимизм и был очень радушен и бодр. В победе своей политической силы на выборах, а значит, и в своем втором президентском сроке, Петр Кириллович, кажется, не сомневался. На прощание из рук президента я и мой оператор получили сувенирные наборы с отменным молдавским вином.

Однако Лучинский в своих просчетах жестоко ошибся. Пропрезидентский «Альянс Брагиша» (бывшего премьера Молдовы) набрал лишь 13% голосов, еще 8% взяли национал-радикалы во главе с Юрием Рошкой. Другие партии и блоки вообще не преодолели 6%-ный барьер. Коммунисты же взяли рекордные 50% и 4 апреля 2001 года безо всякой «коалиции» исключительно своим 71 депутатским голосом избрали президентом Молдовы генерал-майора милиции Владимира Воронина. Аналогичную победу молдавские коммунисты одержали и весной 2005-го, когда Воронин стал «дважды президентом». Оппозиция своего кандидата тогда даже не выдвигала.

Однако апрель 2009-го выдался для Компартии Молдовы не таким безоблачным, как 4 и 8 лет назад. За 101 место в парламенте в этот день боролись 1 183 кандидата от 12 партий и 5 независимых самовыдвиженцев. По предварительным данным ЦИК, коммунисты получают ровно столько мандатов в парламенте, сколько им нужно для избрания «своего» президента, - 61. И хотя международные наблюдатели от Совета Европы, ОБСЕ и СНГ заявили, что в целом выборы прошли честно и демократично, оппозиция с таким итогом голосования категорически не согласилась, объявила его сфальсифицированным и призвала своих сторонников выйти на улицы.

10-тысячный митинг под стенами парламента состоялся в понедельник, а во вторник он «перерос» в погромы государственных учреждений - парламента, Администрации президента и Кабинета министров. Наиболее пострадал законодательный орган. По словам сотрудников аппарата парламента Молдовы, кабинеты спикера, вице-спикеров, расположенные на третьем этаже здания, были полностью разграблены. Часть вещей украдена, часть - разломана, часть - уничтожена огнем. Пострадали 96 полицейских, 43 из них - госпитализированы. С ранениями легкой и средней степени тяжести попали в больницы и 14 манифестантов. Всего за медицинской помощью обратилось около сотни человек.

За уличные столкновения и битье окон некоторые СМИ окрестили кишиневские события «кирпичной революцией». Другие же, намекая на время года, сравнивали нынешнюю Молдову с Киргизией четырехлетней давности с ее «революцией тюльпанов». Митингующие (а это в основном молодежь и студенты) выкрикивали антикоммунистические лозунги, скандировали «Долой диктатуру!», «Долой цензуру!» «Лучше быть мертвым, чем коммунистом!». Среди главных организаторов акций протеста - 30-летний «примар» (мэр) Кишинева Дорин Киртоакэ, бывший журналист и правозащитник, ярый сторонник идеи объединения Молдовы с Румынией и интеграции в НАТО. Либеральная партия Молдовы, заместителем председателя которой является Киртоакэ, согласно предварительным данным ЦИК набрала 13% голосов и получит лишь 15 мандатов. Еще 15 мандатов получит Либерально-демократическая партия Влада Филата и 11 - Альянс «Наша Молдова» Серафима Урекяна. Остальные 60 мандатов пока достаются коммунистам. Все лидеры трех главных оппозиционных сил заявляют, что будут действовать согласованно и ни за что не признают такой результат.

В среду утром в контрнаступление перешел президент Молдовы. Видимо, вспомнив свое милицейское прошлое, Владимир Воронин решил охладить революционный пыл оппозиции решительно и радикально. Всего за одну ночь со вторника на среду милиция арестовала 118 участников манифестаций, которые правоохранители называют «беспорядками». Среди них - лидер радикального «Народного движения», бывший советник президента Сергей Мокану.

Воронин обвинил соседнюю Румынию и ее граждан в организации кишиневских событий и в непосредственном участии в них. Молдова отозвала своего посла в Румынии Лидию Гуцу и объявила персоной нон грата посла Румынии в Кишиневе. МИД Молдовы уже заявило, что возобновляет с Румынией визовый режим и фактически закрывает западную границу. Однако как именно Воронин собирается это сделать - неизвестно, поскольку чуть ли не половина граждан Молдовы имеют паспорта соседней Румынии, так как это разрешает закон о двойном гражданстве республики.

Большинство в парламенте Молдовы все-таки достанется коммунистам. Даже в случае повторных выборов. Вероятно, их кандидат станет и президентом страны (это будет точно не Владимир Воронин, поскольку он уже исчерпал свой лимит пребывания на посту). Слишком уж сильна поддержка коммунистов в сельских районах страны, среди пенсионеров и людей старшего возраста. С другой стороны, очевидным является тот факт, что за 18 лет независимости Молдовы в этой маленькой, небогатой и преимущественно аграрной стране уже выросло целое поколение молодых людей, желающих жить и работать в настоящем европейском, а не постсоветском государстве. Которые уже видят очевидное преимущество либеральной, а значит - евросоюзной формы развития общества и страны. Пока они живут преимущественно в столице, избирательные настроения которой всегда существенно отличались от общего политического «фона».

Также становятся все более очевидными и стремления молдавских младо-демократов (таких, как мэр Кишинева Киртоакэ) объединиться с большим западным соседом в единое государство. И в этой ситуации молдавские коммунисты, которые любой ценой стремятся удержать в составе страны мятежное Приднестровье, вероятно, совсем скоро начнут терять свои электоральные позиции. Ведь с каждым годом людей, рожденных в СССР, становится все меньше. А желающих жить в объединенной Европе - все больше.

Єгор ЧечериндаЄгор Чечеринда, військовослужбовець, офіцер ЗСУ
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram