ГлавнаяПолитика

Жизнь после первого срока

Виктор Ющенко продолжает начатую неделей ранее борьбу за свое политическое будущее. О принятии новой Конституции уже не говорит. На повестке дня – одновременные выборы парламента и главы государства.

Это только на первый взгляд действия Виктора Андреевича кажутся алогичными. Сперва президент объявляет ротацию депутатов несвоевременной, затем – инициирует конституционные изменения, «привязывая» почему-то их реализацию к перевыборам, которые, кроме прочего, не очень-то ему выгодны. Через два дня Виктор Андреевич признается: на обновление Конституции не рассчитывает. Зачем тогда он эти изменения затеял – не уточняет. Спустя еще сутки заявляет: поучаствовать во внеплановой гонке он не прочь – только если парламентскую проводить одновременно с президентской.

Старая Конституция – не помеха, а вот избирательное законодательство все же лучше подкорректировать. Потом опять повторяется: в период кризиса «перезагрузка» – вопрос не первостепенный. Тем более что на то нет юридических оснований, одна лишь политическая воля. Да и та не абсолютная.

«Фоном» постоянно звучали обещания обжаловать в КС решение ВР о проведении первого тура 25 октября. Звучали до тех пор, пока «Урядовий кур’єр» не легализировал вердикт Рады посредством его публикации, а ЦИК, получив все законные основания, не начал официально избирательный процесс. Только после этого Ющенко, собравшись с духом, дошел до КС.

Кто против Луценко

«Играть в долгую» на Банковой вообще-то не умеют. Основная помеха – непредсказуемость самого гаранта, не склонного действовать «по инструкции». Но на сей раз имеет место именно «многоходовка». Разработанная, как несложно догадаться, для пролонгации властных полномочий нынешних обитателей СП в том или ином формате. Форматы – тоже предмет «торга». Авторство сценария принадлежит ближайшему окружению Виктора Андреевича. О «жизни после первого срока» оно печется даже больше, чем он сам. Задача минимум – сохранить бизнес. Обогащение за счет статуса «члена команды президента» – то немногое, чем привлекает Банковая. Задача максимум – обеспечение собственного политического будущего.

Перевыборы Рады – сложный, но надежный способ получить все и сразу. Организовать их Ющенко «уламало» именно окружение. Причем не только и не столько в лице Балоги. Кроме «сантехника» есть еще Пукшин, Ставнийчук, Бессмертный, Шлапак, есть Петр Ющенко, Виктор Тополов, Михаил Полянчич, Вера Ульянченко. На «подпевках» – кириленковская «За Украину!»

Всего около 15 человек. Именно столько «штыков» Банковая намерена завести в новую Раду. На большее не рассчитывает.

Именно один из вышеперечисленных товарищей на прошлой неделе учинил Ющенко форменный скандал. Мы, мол, Виктор Андреевич, верой и правдой вам служим, а долг-то платежом красен. Вот и думайте, как нас мандатами обеспечить. Себя, между прочим, тоже. Именно лидерство в списке действующего гаранта, также – фальсификаторские навыки Балоги, вдохновленного «тернопольским экспериментом», – главный капитал борцов за депутатство.

Второе условие окружения – не подпускать близко Луценко. Не принимать в список ни его, ни «самбистов», даже если очень попросятся. Даже если примутся убеждать в солидности своего рейтинга, способного сослужить Виктору Андреевичу «добрую службу». Перед выборами в Киевсовет они тоже так говорили. В итоге набрали меньше процента.

Главе МВД в последнее время вообще не везет.

Превратить «Народную самооборону» из «анархичного» – как сам он его называет – общественного движения в полноценную партию не получается. Ни Жвания, ни Стець, ни Арьев, ни Доний, ни прочие видные «самбисты» строем ходить не хотят. Интеграция в БЮТ им кажется куда более целесообразной, чем рисковое самостоятельное плавание. «Дурацкая получается ситуация. Юра собирает нашу депутатскую группу и говорит: «Делаем партию – всем в нее надо записаться». Отвечаем: «А мы в партию не хотим». Как, спрашивается, съезд проводить, если большинство своих депутатов его не поддерживают?» – рассуждают источники «Левого берега».

В итоге съезд провели-таки, но «без последствий».

Тем временем над Юрием Витальевичем все больше сгущаются политические тучи. «Регионалы» силами комиссии «по делу Колесникова» обещают сжить его со свету. Точнее – поднять вопрос о смещении с поста. Если повезет – в смысле, если с коммунистами на предмет «страховочных» голосов договориться получится, – еще и о привлечении к уголовной ответственности.

«Добить лежачего» торопятся «бютовцы». Прежде всего – «группа Портнова». Мотивов несколько. Во-первых, вливание в Блок «свежей крови» НС вынудит ближайшее окружение Тимошенко подвинуться. А им самим «под солнцем» места мало. Чего стоит только последний конфликт юридических центров Портнова и Ко с Онопенко-Корнейчуком, подробно описанный «Левым берегом» в прошлом номере. В результате «разборок» Портнов добровольно «отошел от дел». По крайней мере, в юридическом сопровождении кампании по саботажу БЮТ досрочных выборов он не участвует. Если, мол, руководство блока считает возможным управиться силами компании «Магистр и партнеры» (связанной с оппонентами), – пусть попробует. Методов «вменения» в стиле Виктора Балоги, регулярно шантажирующего президента своими «отлучками», никто не отменял.

Во-вторых, для «портновцев», конфликтующих с «бютовскими» «силовиками» – группой Турчинова-Кожемякина, Луценко представляет собой цель исключительно локальную. Ибо единственной «крышей» главы МВД остались именно «бютовские» «силовики». Удар по нему «аукается» по ним.

Оснований нервничать у Луценко предостаточно. Сам-то прекрасно понимает: Тимошенко он нужен исключительно для обеспечения «силового» тыла на случай, если «эсбеушная» «Альфа» таки наведается в Кабмин.

КСУ: дом надежды

В «плане Банковой» брешь одна, зато очень существенная. Вопрос о юридическом обосновании двух досрочных кампаний до сих пор не решен. Более того – не нарушая норм действующего законодательства решить его практически невозможно. Ибо для участия в парламентской гонке президент должен сперва добровольно уйти в отставку. Бразды правления страной в таком случае достаются спикеру. Круг его полномочий, правда, весьма при этом ограничен. Де-факто роспуск Рады становится невозможен. Самороспуск – сомнителен. Даже не потому, что некому будет принимать поправки к избирательному законодательству (это и заблаговременно сделать можно), а скорее потому, что оставить страну без парламента на четыре месяца как минимум – непозволительная роскошь.

Как этот замкнутый круг разорвать, любители конституционных кройки и шитья пока не придумали. В Секретариате предпочитают не спешить. Объявление ЦИК о старте избирательной кампании там не услышали. Еще бы: официальное признание сего факта даст повод БЮТ блокировать этот самый процесс в судах. Не говоря о том, что Кабмин средств на элекции волен не выделять. Сорвать «календарный план» работы Центризбиркома, половина членов которого лояльна «бютовцам», труда и вовсе не составит.

Посему на Банковой решили схитрить – с обжалованием в КС даты выборов Ющенко, вопреки многочисленным угрозам, всячески затягивал. Расчет прост: позже спросишь – позже ответят. Ориентировочно – когда кампания перевалит за половину. Тогда-то, по задумке Секретариата, Конституционный суд и вынесет «правильное решение». Сопротивляться которому будет уже поздно.

Самонадеянность Банковой, конечно, велика. Ведь КСУ со времен вердикта о «третьем сроке» Леонида Кучмы сугубо политических решений больше ни разу не выносил. От греха подальше. Судьи КСУ объединены в закрытую корпорацию с собственным меркантильным интересом. И политическим этот интерес даже с натяжкой не назовешь. Соответственно, «квоты» политсил в КСУ весьма условны.

Последнее тому подтверждение – эпопея с запросом Банковой касательно легитимности нынешнего Кабмина (писавшимся Мариной Ставнийчук под угрозой увольнения). Позитивного (то есть позволяющего ему разогнать ВР) для себя ответа КСУ Ющенко ожидал еще к прошлому понедельнику. Потом – к нынешнему понедельнику. Теперь ждет уже к будущему. А понедельников в году много…

Призрак «ширки» вернулся на Печерск

Для принятия своего Основного закона Банковая в Раде партнеров не ищет. Что дополнительно, наряду с инициативой утверждения Конституции на референдуме, свидетельствует о бутафорском характере «конституционного процесса» в целом. Во-первых, закон о плебисците давно и безнадежно устарел; во-вторых, если денег нет на плановые кампании, то на референдум – подавно; в-третьих – норму об обязательной имплементации его Радой не сумел обойти даже Кучма, у Ющенко подавно не получится.

Тем с большим энтузиазмом СП приступил к поискам партнеров для «тотальной перезагрузки». Ведь без наличия соответствующих политических договоренностей процесс с мертвой точки не сдвинется.

Тимошенко пока упирается. Считает почему-то преждевременную отставку для себя неприемлемой. Хотя все больше и больше людей в окружении премьера твердит: это – последний шанс минимизировать рейтинговые потери, обусловленные кризисом. Вовремя остановиться – тоже искусство. Однако Тимошенко им, судя по примеру Киева и Тернополя, не владеет.

Кого уговаривать не приходится, так это ПР. «Бело-голубые» «всех уволить» всегда «за». При этом, конечно, единого мнения о том, как именно это лучше сделать, у них, как водится, нет.

70% времени последнего общего собрания фракции традиционно уже посвятили «воспитательной работе». Именно: плохой «посещаемости» пленарных заседаний и низкой законотворческой активности. «Воспитывают», конечно, «рядовых кнопкодавов», к «партийным генералам» претензий нет. В том числе к Ринату Ахметову, умудрившемуся побывать «под куполом» единожды за всю каденцию – на принятии присяги. В остальное время он играет в футбол, сажает деревья и занимается бизнесом. Для чего тогда, спрашивается, в список было заходить?

«Рядовые» помалкивают, возмущает их одно – отсутствие собственной антикризисной программы. Мотивируют: не о чем говорить на эфирах. В публичной плоскости отдуваются за партию, как ни крути, именно они – Богословские-Лукьяновы-Чечетовы.

Написать программу, в общем-то, несложно, и почему меньшевики, неустанно критикующие большевиков за отсутствие оной, до сих пор не сподобились презентовать свой «рецепт спасения» – вопрос из разряда риторических. Равно как и участь плана «Развитие Украины», представленного фондом Ахметова еще год назад.

Прокатившаяся по стране волна митингов, «боевой дух» «регионалов» заметно укрепила. Тем неожиданнее прозвучало объявление «перемирия» до 14 апреля – Янукович милостиво дал власти «время одуматься». Добавила интриги и фраза Лидера о «готовности подставить этой самой власти плечо». Борис Колесников уточнил: «вероятность широкой коалиции 50 на 50». Друг Ахметова слов на ветер, как известно, не бросает. Призрак «ширки» вернулся на Печерские холмы.

На самом деле предметных переговоров с «сердечными» «регионалы» не ведут. Былого не воротишь – зато цену себе в глазах Банковой набьешь. Что, в принципе, и требуется.

Причем так, чтоб интерес Дмитрия Фирташа в цену не закладывался. Опальный олигарх, как известно, успел разложить яйца в разные корзины. Вынужденная его эмиграция длится уже довольно долго. Единственный залог спокойного возвращения в страну (без опаски быть схваченным и переданным РФ, объявившей его в розыск) Фирташ усматривает в получении политической «крыши». От Липской или от Банковой – роли не играет. Но если они меж собой договорятся, шансы на успех, как он почему-то думает, повысятся.

Осенью ведь именно Дмитрий Васильевич отговорил Виктора Федоровича сходиться с Юлией Владимировной, мотивируя тем, что договорился о его счастливой доле с Виктором Андреевичем.

Мечтать не вредно – шансы не повысятся. Проиграв правительству 11 кубов спорного газа, олигарх понес не только имиджевые, но и значительные финансовые потери. Из-за чего практически лишился «привлекательности» для потенциальных политических партнеров. Особенно для ПР. Которую, по правде, он никогда и не финансировал. А если что и выделял, то средства оседали не в партийной кассе – в карманах всем известных персонажей.

Для упреждения подобных «недоразумений» в будущем «регионалы» предприняли следующее. Оставшиеся 30% времени на упомянутом совещании посвятили разговорам об оптимизации руководства фракцией. Замов у ее лидера Януковича больше десятка. Пользы от размывания ответственности – ноль.

С целью повышения КПД замов предложено заменить секретарями, сократив их численность до пяти. Секретарство предлагали поручить Колесникову, Клюеву, Ефремову, оставшиеся две вакансии – кому угодно, только бы не Левочкину, Бойко и близкой к ним Герман.

Янукович «подставу» быстро разгадал и кадровую реформу «зарубил». Равно как вялое обсуждение (длящееся уже который месяц) вопроса о руководителе избирательного штаба. Работа которого до сих пор не начата. В начштабы номинируются «по умолчанию» трое. Те же Колесников, Клюев и Джарты. Виктора Федоровича это, правда, не устраивает. Он вдруг, ни с того ни с сего, высказался в том духе, что сам всем станет управлять. Хотя понятно: в разгар гонки первому номеру списка, по совместительству – кандидату в президенты, будет явно не до оперативных «летучек». Проводить их, что логично, он поручит Левочкину.

И если Фирташ к тому времени «порешает» свои вопросы на Банковой,

«конструктивный диалог» с ПР и ему, и СП обеспечен. Кстати, дабы сделать его еще более конструктивным, то же окружение гарантанауськивает Ющенко не просто договориться с «бело-голубыми» о помощи и взаимной поддержке во время кампании, но и подписать соглашение о сотрудничестве по ее окончанию. Понятно ведь: «двойные» выборы – борьба не только за президентство,но и за премьерство. Причем неизвестно, что лучше. И если во второй тур, как того желается «регионалам», благодаря их совместным с Банковой усилиями выйдут Янукович с Яценюком и молодой победит дважды несудимого, то для утешения Виктору Федоровичу вполне хватит премьерства. Чего ж еще желать для «бело-голубого» счастья?

Вероятность его, правда, напрямую зависит от того, сколько мандатов получат «регионалы». Без большинства, либо – достаточного для союза с Яценюком (возможно, еще кем-то третьим) количества «штыков» им эту карту не разыграть.

К слову, «наследить» разнообразными подписаниями они не боятся. Не все, говорят, тайное становится явным. Так, в кампанию 2007-го между ПР и СП было подписано четыре (!!!) тайных договора о кооперации. В том числе – о распределении властных квот (правда, без указания фамилий претендентов).

Стороны гордятся: ни один документ до сих пор не сделался достоянием общественности.

Поправим их: пока не сделался.

Соня КошкінаСоня Кошкіна, Шеф-редактор LB.ua
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram