ГлавнаяЭкономикаФінанси

Разорительный год для банков

Уходящий год стал одним из самых сложных для украинского банковского рынка за всю историю его существования. Резкое обесценивание гривны, потеря значительной части активов на оккупированных территориях и утрата доверия со стороны вкладчиков ударили по украинским финучреждениям. И в ближайшем будущем ситуация вряд ли изменится в лучшую сторону.

Фото: Виталий Головин

Крым и Донбасс

Крым оказался временно оккупированным Россией, а на Донбассе уже более полугода ведутся военные действия. Эта ситуация сразу же отразилась на банках - они потеряли значительную долю своих активов на этих территориях. И если на долю Крыма у системных банков приходилось не более 3% активов, то потеря бизнеса на востоке - сильный удар по системе.

"У каждого большого банка в восточных регионах (в Луганской и Донецкой областях) сконцентрировано от 25% до 33% кредитных портфелей", - говорит Андрей Онистрат, председатель набсовета банка "Национальный кредит", во время форума "Реформа финансового сектора" в Киеве. 

У его банка в Донецке на улице Артема осталось помещение, купленное за $1 млн. Осталась птицефабрика недалеко от Мариуполя, которая продолжает работать. И другие активы - всего до $2 млн. Тогда как у других банков в Донецкой и Луганской областях есть большие активы. Когда Онистрат работал в "Укрсоцбанке" (с 2004 по 2008), у банка около 30% активов было в Донецкой области, и в основном это были крупные клиенты.

Многие заемщики, имевшие кредиты на полуострове, отказываются платить по счетам, а клиенты банков из Донецкой и Луганской областей часто не могут делать этого физически.

Общий объем кредитного портфеля банков в Крыму составляет 24,2 млрд грн. Точная цифра кредитов на территории АТО пока не подсчитана, так как военные действия ведутся не во всех населенных пунктах Луганской и Донецкой области. Однако общий кредитный портфель в этом регионе довольно велик - 43,7 млрд грн. Всего на начало ноября кредитный портфель всего сектора по Украине составлял 966 млрд гривен.

Сейчас банкиры в основном предоставляют своим заемщикам из зоны АТО кредитные каникулы. Однако СБУ уже заявила, что ситуация на этой территории вряд ли изменится в ближайшие четыре-пять лет. Поэтому кредиторы готовятся к худшему.

"Это ляжет дополнительным бременем на банки. Уже сейчас большая часть портфеля в зоне АТО не обслуживается. В конечном счете,  будет так же, как и с крымским портфелем,  то есть почти весь портфель станет проблемным. Без комплексного решения по проблемным активам в Крыму и в зоне АТО для всей банковской системы нам не обойтись", - говорит Сергей Наумов, председатель правления "Пиреус Банк МКБ".

Банки несут убытки, соответсвенно Нацбанк требует от собственников внести дополнительные деньги в капитал для того, чтобы финучреждения были более устойчивы. Однако банкиры не согласны, что ответсвенность за произошедшее должен нести исключительно бизнес.

"Государство говорит, что банкиры сами должны нести ответственность, так как банки ведут работу на свой собственный страх и риск. Но согласно Конституции, обязанностью государства является сохранение территориальной целостности страны. Государство не справилось с этой задачей. Поэтому мы считаем, что нельзя перекладывать всю ответственность за эти риски исключительно на банки",-негодует Елена Попова, глава совета директоров Дельта Банка.

Курс обмена валют 13 декабря 2014 года в Киеве в районе ст.м. "Черниговская"
Курс обмена валют 13 декабря 2014 года в Киеве в районе ст.м. "Черниговская"

Неудержимый курс

За год доллар подорожал по отношению к гривне боле чем в два раза - с 8 грн до более чем 16 грн. Заемщики, которые имеют валютные кредиты, оказались в сложнейшей ситуации. По данным Нацбанка, объем кредитного розничного портфеля в инвалюте сейчас составляет $6,5 млрд. Парламент еще летом собирался принять закон об обязательном переводе этих займов в гривну, однако так и не сделал этого. Сейчас же курс валюты вырос еще больше, поэтому перевод кредитов по официальному курсу может разве что защитить граждан от риска дальнейшей девальвации, но не снимет с них долговое бремя.

"Портфель ипотечных валютных кредитов физлиц, которые до этого еще как-то погашались или реструктуризировались, теперь значительно ухудшится. По самым скромным замерам в категорию непогашаемых может перейти от 50% таких кредитов, под которые, опять-таки, нужно будет создать резервы", - говорит Тамаш Хак-Ковач, председатель правления ОТП Банка.

В его банке работают с каждым клиентом индивидуально. Что касается корпоративного кредитного портфеля в инвалюте, то он очень неоднородный: есть те, кто может платить, и те, кто уже перестал или скоро перестанет это делать. "Курс доллара здесь оказывает определяющий эффект, включая психологический", - поясняет Хак-Ковач.

Ситуация с обслуживанием валютных кредитный портфелей может выйти из-под контроля. При таком высоком курсе многие заемщики просто не смогут платить. Поэтому банки рискуют остаться с кучей обесценившихся залогов.

"Ситуация с кредитными портфелями, выданными в валюте, близка по смыслу к периоду 2008-2009 годов, однако в 2014 году характеризуется не только кризисом всей банковской системы, но и экономики страны в целом", - говорит Вячеслав Юткин, первый заместитель предправления Проминвестбанк.

В результате бизнес или останавливается, или перестраивается - ищет новые рынки сбыта. При этом многие заемщики используют кризис в качестве предлога, чтобы не платить по счетам, хотя могут это делать на самом деле. "По нашим оценкам, в категорию проблемной задолженности по итогам года может быть отнесено до 30-35% кредитного валютного портфеля", - заключает Юткин.

Нацбанк Украины отпустил гривну в свободное плавание, и лишь изредка поддерживает курс вливаниями из скудных резервов
Фото: Макс Левин
Нацбанк Украины отпустил гривну в свободное плавание, и лишь изредка поддерживает курс вливаниями из скудных резервов

Нацбанк отказался от политики фиксированного курса, и теперь стоимость гривны определяет сам рынок в ежедневном режиме. Рыночный подход мог бы хорошо себя проявить, если бы не желание некоторых игроков заработать на спекуляциях. В результате экспортеры, которые продают на межбанке свою валютную выручку, стали просто ее придерживать в расчете на то, что курс вырастет еще больше, и что им удаться заработать на разнице.

Нацбанк признает это, но сделать ничего не может. Регулятор даже не выдвинул более жесткие требования к предприятиям, у которых есть целых 90 дней для того, чтобы продать 75% своей выручки.

"Есть опасения, что если заставлять бизнес продавать валюту быстрее, кто-то не успеет завести ее из-за разных сроков своих контрактов",- пояснял Сергей Пономаренко, начальник управления валютных операций и анализа финансовых рынков НБУ.

Потеря платежеспособности

За год неплатежеспособными признаны уже более 30 банков. Депозиты на сумму до 200 тыс. грн вкладчикам лопнувших банков вернет Фонд гарантирования вкладов физлиц. Всего нужно выплатить более 28 млрд грн. Для сравнения, за всю предыдущую историю Фонд выплатил всего 19 млрд грн.

Самые громкие банкротства: Брокбизнесбанк Сергея Курченко, банк "Форум" Вадима Новинского и "ВиЭйБи Банк" Олега Бахматюка. Вкладчикам только этих трех учреждений Фонд должен 12,9 млрд грн. Однако на этом чистка рынка, которую начал Нацбанк, не прекратится.

"Сейчас есть около десяти претендентов на выведение с рынка. Часть из них могут стать неплатежеспособными еще в 2014 году", - говорит Андрей Оленчик, заместитель директора-распорядителя Фонда гарантирования вкладов.

Банкир Андрей Онистрат считает, что после всех "разборок" на рынке останется не более 50-и банков. Причем 10 из них будут с иностранным капиталом, 10 - государственные, а остальные - с украинским капиталом. Иностранцы просто не смогут удрать из Украины - их под разными предлогами не будет отпускать НБУ. Количество госбанков вырастет из-за национализации проблемных финучреждений, как это уже случилось, например, с Укргазбанком. Остальные банки или будут ликвидированы, или объединены в более крупные структуры.

Фото: Макс Левин

Отказ в доверии

Доверия к украинской банковской системе все меньше. Заявления Нацбанка о возможном запрете досрочного снятия депозитов, введение жестких лимитов на получение денег, а также банкротства банков негативно отразились на привлекательности банковских счетов. В результате, с начала года система потеряла более 59 млрд грн и $9 млрд.

Чтобы как-то привлечь деньги, банки повышают ставки по депозитам все выше и выше. Сейчас средняя доходность по годовым гривневым вкладам превышает 20%. Однако на рынке не редки случаи, когда банки готовы платить по 25-27% годовых. Сами банкиры считают такую ситуацию неприемлемой, однако пока ничего не могут с этим сделать.

"Банку нужны деньги для того, чтобы вкладывать в активы. Если ставка высокая, банк не сможет отработать такие депозиты. Депозиты нужны для того, чтобы поднимать национальную экономику, для того, чтобы вкладывать в кредиты. Сейчас депозитные ставки очень высокие. Вкладывать в экономику под 20% и выше – это неэффективно, и сама экономика не может выдержать такие процентные ставки. Поэтому депозитные ставки однозначно будут уменьшаться, и в самом ближайшем будущем", - обещает Сергей Мамедов, председатель правления государственного Укргазбанка.  

Пока же ставки растут, гривна продолжает слабеть, а количество банков сокращается. И сами банкиры с этим ничего поделать не могут. Правительство и Нацбанк должны в самые короткие сроки провести радикальные реформы, чтобы в страну снова пошли инвестиции. А на это по самым оптимистическим расчетам понадобится не менее двух лет.

Олена ГубарОлена Губар, журналістка
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram