Международная космическая станция, ближайшее будущее или альтернативная реальность (в которой не существует половины наследия научной фантастики, очевидно), международная исследовательская миссия “Пилигрим” ждет капсулу c Марса, которая должна доставить образцы с поверхности. В фрагменте грунта обнаруживается клетка, которую с демиургической радостью оживляют и начинают развивать: клетка превращается в симпатичного, на первый взгляд, марсианина со щупальцами. Команда радуется, на Земле выбрали существу имя - Кальвин.
В отличие от капитана корабля Головкиной, биолога Хью Дерри, врача-мизантропа Дэвида Джордана (Джейк Джилленхол), зануды Миранды Норт (Ребекка Фергюсон), шутника Роя Адамса (Райан Рэйнольдс, который играет самого себя, кажется) и ведущего себя не по законам самураев японского исследователя Шо Кендо, мы смотрели фильм Ридли Скотта 1979 года и знаем, что в космосе никто не услышит их крик. А криков будет много - едва обретя силенки, Кальвин займется тем, чем и должен - агрессивным выживанием в неизвестной среде.
По всей видимости, Эспиноса очень хотел сделать космический триллер, продолжив линию “Гравитации” Альфонсо Куарона - без космического оптимизма в духе Илона Маска и фильма “Марсианин”. С триллером не задалось: кроме нагнетаемого очевидного ужаса - ну да, непонятная фигня из космоса, доказательство внеземной жизни, сейчас всех сожрет, - для такого сюжета, кажется, необходимы объемные персонажи.
При всех стараниях, в “Жизни” нет ничего живого: есть проговариваемые героями великие смыслы, которые Эспиноса хотел зачем-то донести до землян (мол, жизнь, она такая, зараза: ни огнеметом ее, ни безвоздушным пространством не укокошишь); есть амбициозная первая сцена, которая (очень поверхностно) знакомит нас со всеми персонажами, снятая одним планом; и есть, наконец, серия нелогичных и никак из их характеров не вытекающих поступков всех персонажей, которые пытаются выжить после столкновения с Кальвином. Последнее приводит к тому, что к началу второго часа ловишь себя на мысли, что тебе, по большому счету, все равно, выживут ли обитатели МКС.
Что действительно удалось Эспиносе - так это финал, отличающий “Жизнь” и от “Гравитации”, и от “Чужого”. Жаль, что для того, чтобы его увидеть, нужно высидеть полтора часа занудного бубнежа с перерывами на космическое кровопускание.
В прокате с 23 марта.