При этом фильм Ридли Скотта, несмотря на то, что его действие разворачивается в самых фантастических условиях из всех (“Mad Max” – все-таки антиутопия, а “Эверест” и “Легенда” и вовсе сняты по реальным событиям), – самый легкий фильм из четырех. Это, можно сказать, аттракцион наполовину с гимном науке.
По сюжету, астронавт Марк Уотни попадает на Марс в рамках миссии "Арес-3". В результате несчастного случая он теряется из виду, и команда, считая своего соратника погибшим, отбывает на Землю. Но Марк выживает – и теперь он должен как-то продержаться четыре года до появления на красной планете следующей миссии, которая и заберет его домой.
Чтобы не портить повествование закадровым голосом (о приемлемости использования которого снова заговорили после сериала “Наркос”), Скотт вывел все объяснения действий Марка в его видеодневник, полный юмора и музыки диско. Триумфаторскую фразу “Слава богу, что я ботаник” все ботаники мира теперь должны выбить золотыми буквами при входе на свои факультеты. “Марсианин” – это ода ботаникам, при чем “ботаникам” как в прямом смысле, так и в переносном.
В каком-то смысле “Марсианина” можно считать венцом эры культивирования заучек, которая начала было вырождаться (не без помощи сериала “Теория большого взрыва”, отметим). Недаром на главную роль приглашен умница Мэтт Дэймон.
Кроме того, Скотт возвращает человечеству оптимизм по поводу путешествий в космос, изрядно растерянный после “Интерстеллара” и “Гравитации” – фильм Нолана полностью посвящен идее возвращения домой, а Куарон и вовсе напоминает, что в космосе очень страшно. Скотт парирует: в космосе – не страшнее, чем на вашем заднем дворе, а на Марсе так и вовсе довольно уютно, только гравитация непривычная и с водой бывают перебои (о воде на Марсе Ридли Скотт, к слову, узнал раньше нас, но не настолько, чтобы внести изменения в сценарий).
Космос у Скотта перестал быть метафорой, а стал обычной площадкой для выращивания картошки – читай, развития сюжета. С приближающейся реальностью колонизации Марса такой подход кажется более чем уместным. Проницательные критики из IndieWire назвали “Марсианина” анти-“Интерстелларом”, но не будем ходить так далеко – это еще и анти-“Эверест”. Фильм Бальтазара Кормакура, который еще идет в наших кинотеатрах, со своим триумфом природы над культурой полностью противоречит “Марсианину”. “Даже не пытайтесь”, – говорит нам Кормакур, пока Марк Уотни выращивает второй урожай картошки на Марсе.
В какой-то момент легкость бытия Марка Уотни на Марсе начинает бесить, особенно тех, кто привык к космическим триллерам в интерьерах Ханса Руди Гигера. Но нужно понимать, что Скотт, скорее всего, утомившись от мизантропических “Советников”, решает выступить в роли великого гуманиста и вернуть человечеству, стоящему на грани пропасти, его былое величие.
В “Марсианине” полно отличного юмора, но нет ни одного отрицательного персонажа. Нет ни одного дополнительного сюжета, нет подтекстов и метафор. Это вам не фрейдистский “Чужой”, это линейная история о выживании, не больше. В космосе услышат ваш крик, просто нужно громче кричать. И хорошо учиться в школе.
В прокате с 8 октября.