ГлавнаяКультура

83 друга “Оскара”

В украинских кинотеатрах идет украинский эпос “Поводырь” режиссера Олеся Санина. Зрители, как это часто бывает, когда в прокат выходит украинский фильм, разделились на два лагеря - фанаты, готовые разодрать в клочья любого, кто осмелится поругать полюбившееся кино, и скептики, чей уровень пессимизма варьируется от “ну ладно, в следующий раз будет лучше” до “это катастрофа, и лучше не будет”.

Тем временем, “Поводыря” должны были посмотреть и американские киноакадемики. Как мы помним, украинский Оскаровский комитет предпочел эпическую драму Санина “Племени” Мирослава Слабошпицкого.

До 15 декабря они посмотрят 83 фильма, выдвинутых в категории “Лучший фильм на иностранном языке”, затем оценят каждый и сформируют шорт-лист из девяти картин, который будет объявлен в начале января. 15 января станут известны пять окончательных номинантов в этой категории (как, впрочем, и во всех остальных, кроме “Лучшего фильма” - там может быть представлено до 10 фильмов).

Давайте посмотрим, какие фильмы стали фаворитами в иностранной категории “Оскара” и есть ли шанс у украинского номинанта пробиться хотя бы в шорт-лист.

Фото: EPA/UPG

В этом году на “Оскар” в иностранной категории свои фильмы послали 83 страны, четыре из которых сделали это впервые: это Мавритания, Панама, Косово и Мальта.

Надо сказать, что Мавритания послала не просто фильм, а картину, участвовавшую в основном конкурсе Каннского кинофестиваля. И даже не просто участвовавшую, а получившую хорошие отзывы критиков (в отличие от многих других фильмов, отбираемых в конкурс по “политкорректной квоте”) и приз Экуменического жюри.

“Тимбукту” Абдеррахмана Сиссако снят в ко-продукции с Францией и рассказывает о жизни пастуха Кидана, которому до поры до времени удается не попадать под влияние строгих законов исламских фундаменталистов, запретивших в округе слушать музыку, играть в футбол и даже курить. Кидан случайно убивает рыбака, напавшего на его корову, и теперь столкновение с радикальным правосудием местных властей становится неизбежным.

К слову, в этом оскаровском лонг-листе можно встретить еще немало фильмов из программы Каннского кинофестиваля (“Племя” могло бы дополнить этот прекрасный список), многие из которых вполне могут претендовать если не на попадание в шорт-лист, но на зрительский интерес, так точно.

Кадр из фильма Дикие истории
Фото: www.mongrelmedia.com
Кадр из фильма Дикие истории

“Дикие истории” - задорный альманах, напичканный черным абсурдистским юмором, выдвигает Аргентина. Фильм снял Дамиан Шифрон, а спродюсировали братья Альмодовары. Он состоит из шести не связанных между собой историй разной степени абсурдности. Наличие такого фильма в основном конкурсе Каннского кинофестиваля удивило многих, но если все вспомнят первые ощущения после его просмотра, мало кто будет спорить, что “Дикие истории” стали тогда настоящим лекарством после просмотра фестивальных тяжеловесов. Жалко, что фильм пока что не купили в украинский прокат - нашему зрителю здоровый юмор не помешал бы.

Социальную драму “Два дня, одна ночьбратьев Дарденн с Марийон Котийяр в главной роли украинские зрители могли оценить в прокате в сентябре. Бельгийский номинант на “Оскар” может вполне претендовать на попадание не только в шорт-лист, но и в окончательную номинацию - это очень актуальная история о кризисе солидарности в центре западной цивилизации.

Еще один вероятный “оскаровский” фаворит - новый фильм канадского вундеркинда Ксавье Долана “Мамочка”, отмеченный в Каннах призом жюри. Снятая в формате 1:1 (“фильм, снятый в Инстаграме”, - шутили критики) история о трудном ребенке и его не менее трудной матери, которой приходится забирать свое чадо из интерната и пытаться совладать с его неконтролируемым гневом самостоятельно. На помощь приходит соседка, травмированная учительница с собственными проблемами, и в этой эрзац-семье заваривается очень эмоциональная и трогательная драма. В украинский прокат “Мамочка” выходит 15 января.

Кадр из фильма Мамочка
Кадр из фильма Мамочка

От Франции на “Оскар” выдвинута биографическая картина “Сен-Лоран” о, как вы уже наверняка догадались, известном кутюрье Иве Сен-Лоране. Это - прямая противоположность “Мамочке”, поскольку Бертран Бонелло снял нарочито безэмоциональный рассказ о демонах, сидящих внутри гения. Идеальный с визуальной точки зрения фильм не впечатлил жюри Каннского кинофестиваля во главе с Джейн Кэмпион, но пришелся по душе многим критикам, отметившим, что такого рода байопик - новое слово в застоявшемся жанре.

Венгерский номинант на “Оскар” - тоже из каннской обоймы, но не из основного конкурса, а из параллельного “Особого взгляда”. “Белый бог” Корнеля Мундруцо стал лучшим фильмом своей программы и записан в открытия киносмотра. Главные роли в фильме сыграли собаки: по сюжету, они поднимаются на восстание против несправедливости, существующей в обществе. С учетом сегодняшних событий на улицах Будапешта, фильм, бесспорно, приобретает дополнительные смыслы.

Фаворитом на попадание в шорт-лист также является российский номинант, обладатель приза за лучший сценарий на Каннском кинофестивале, - драма Андрея Звягинцева “Левиафан”. В своем новом фильме Звягинцев умудрился не только экранизировать библейскую историю (что он уже определенным образом проделал в “Елене”, рабочее название которой было “Саранча”), но и, по сути, “Левиафана” Томаса Гоббса - работу, в которой философ разбирает взаимоотношения церкви и государства. У Звягинцева с двумя этими монстрами сталкивается главный герой Николай (Алексей Серебряков), чей дом подлежит сносу из-за коррупционных договоренностей “наверху”.

Кадр из фильма Левиафан
Фото: filmz.ru
Кадр из фильма Левиафан

Призер “Особого взгляда” - шведская трагикомедия Рубена Остлунда “Форс-мажор” (или “Турист”) - тоже представлена на суд Американской киноакадемии. Едва ли не самый любимый фильм зрителей на кинофестивале “Молодость” с присущими скандинавскому кино иронией и абсурдностью рассказывает о крахе маскулинности в разрезе семейной драмы.

И, наконец, последний каннский десантник - обладатель “Золотой пальмовой ветви” - фильм “Зимняя спячка” Нури Бильге Джейлана, который выдвигает Турция. Трехчасовая медленная драма с диалогами, одолженными у Чехова, стала фаворитом у многих критиков и принесла Джейлану, давно затесавшемуся в каннский пул режиссеров, долгожданный приз.

Особняком стоит польский номинант - историческая драма “Ида” Павела Павликовского, чья премьера состоялась в прошлом году на кинофестивале в Торонто. С тех пор фильм собрал ворох фестивальных наград. Нынче “Ида” - фаворит не только иностранной категории “Оскара”, но и Европейской киноакадемии: фильм выдвинут в пяти основных категориях. Главная героиня Анна решает принять обет и стать монахиней, но перед этим навещает свою родственницу, которая рассказывает девушке, что ее настоящее имя - Ида, а ее родители погибли во время Холокоста. Ида решает отправиться на поиски их могил и узнать больше о трагедии своей семьи.

Кадр из фильма Ида
Кадр из фильма Ида

Из конкурсной программы Берлинского кинофестиваля на “Оскар” отправляется немецкий номинант - биографическая картина Доминика Графа “Возлюбленные сестры” об отношениях Фридриха Шиллера с сестрами из обнищавшего аристократического рода.

От Бразилии выдвинут обладатель приза за лучший фильм на ЛГБТ-тематику на Берлинском кинофестивале - драма “Сегодня я пойду домой один” Даниэла Рибейру. Главный герой фильма - незрячий подросток, который не может разобраться с возникшими чувствами к своему другу.

Любопытно, что своих претендентов в номинации, где все фильмы должны быть неанглоязычными, выдвинули Великобритания, Австралия и Ирландия. От Великобритании на “Оскар” идет фильм турецкого режиссера Нихат Севен “Маленькое счастье”, от Ирландии - “Дар” Тома Коллинза (триллер, снятый на гэльском языке), а от Австралии - “Страна Чарли” Рольфа де Хира об аборигене, которого мало помалу лишают средств к существованию, из-за чего ему приходится покинуть свою землю.

В 2014 году “Оскар” в номинации “Лучший неанглоязычный фильм” получил итальянский фильм “Великая красота” Паоло Соррентино. Сейчас от Италии на “Оскар” едет нео-нуар Паоло Вирдзи “Человеческий капитал”. В итальянском городке ночью сбивают велосипедиста, замешанными оказываются две влиятельные и богатые семьи, которые во что бы то ни стало хотят избавиться от ненужного им уголовного обвинения.

Кадр из фильма Зимняя спячка
Кадр из фильма Зимняя спячка

Несмотря на то, что номинация “Лучший иностранный фильм” на “Оскарах” - вещь довольно непредсказуемая, кажется маловероятным, что вкусы киноакадемиков сильно разойдутся со вкусами фестивальных отборщиков и критиков. “Левиафан” Андрея Звягинцева, “Мамочка” Ксавье Долана и “Ида” Павела Павликовского наверняка войдут в списки лучших фильмов года и поэтому кажутся наиболее вероятными фигурантами окончательной номинации на “Оскар”. Компанию им может составить “Зимняя спячка” Нури Бильге Джейлана и, к примеру, “Тимбукту” Абдеррахмана Сиссако (гуманистическая история на фоне конфликта в исламской стране - лучше для “Оскара” и не придумаешь).

Впрочем, место для сюрприза всегда остается. Сложно сказать, будет ли оно забронировано за Украиной, как страной, за преобразованиями в которой (в том числе - культурными) следят сейчас особо внимательно. Если “Поводырь” попадет хотя бы в шорт-лист (что маловероятно), скорее всего, это случится именно из-за такой политической квоты. Санин, несмотря на все старания оголливудить историю о кобзарях, снял продукт для внутреннего потребления.

У “Племени” Мирослава Слабошпицкого было бы намного больше шансов представить Украину не только в списке из 83-х фильмов-претендентов. Фильм собрал (и продолжает собирать) внушительную международную критику и фестивальные награды, а на прошлой неделе в Лос-Анджелесе прошла премьера "Племени" на кинофестивале AFI. Можно до хрипоты спорить об качествах обоих фильмов, но то, что “Племя” получило более широкую огласку, как воздух важную для “оскаровской” кампании, неоспоримо.

Но шанс утрачен, и нам остается только выбрать своего любимчика и болеть за него на церемонии награждения “Оскар” 22 февраля.

Полный лонг-лист номинации “Лучший иностранный фильм”:

  1. Австралия — "Страна Чарли", реж. Рольф Де Хир;
  2. Австрия — "Темная долина", реж. Андреас Прохазка;
  3. Азербайджан — "Набат", реж. Эльчин Мусаоглу;
  4. Аргентина — "Дикие истории", реж. Дамиан Шифрон;
  5. Афганистан — A Few Cube Meters Love, реж. Jamshid Mahmoudi;
  6. Бангладеш — Glow of the Firefly, реж. Халид Махмуд Митху;
  7. Бельгия — "Два дня, одна ночь", реж.ы Жан-Пьер Дарденн и Люк Дарденн;
  8. Болгария — "Болгарская рапсодия", реж. Иван Ничев;
  9. Боливия — Olvidados, реж. Карлос Боладо;
  10. Босния и Герцеговина — "С мамой", реж. Faruk Loncarevic;
  11. Бразилия — "Сегодня я пойду домой один", реж. Даниэл Рибейру;
  12. Великобритания — "Маленькое счастье", реж. Нихат Севен;
  13. Венгрия — "Белый бог", реж. Корнел Мундруцо;
  14. Венесуэла — "Освободитель", реж. Альберто Арвело;
  15. Германия — "Возлюбленные сёстры", реж. Доминик Граф;
  16. Гонконг — "Золотая эпоха", реж. Энн Хуи;
  17. Греция — "Маленькая Англия", реж. Пантелис Вулгарис;
  18. Грузия — "Корн Айленд", реж. Георги Овашвили;
  19. Дания — "Горе и радость", реж. Нильс Мальмрос;
  20. Доминикана — "Кристо Рей", реж. Летисия Тонос;
  21. Египет — "Девушка с фабрики", реж. Мохамед Кхан;
  22. Израиль — "Гет: Процесс Вивиан Амсалем", реж.ы Ронит Элькабец и Шломи Элькабец;
  23. Индия — "Верю — не верю", реж. Geethu Mohandas;
  24. Индонезия — "Soekarno: Indonesia Merdeka", реж. Hanung Bramantyo;
  25. Ирак — "Мардан", реж. Батин Гобади;
  26. Иран — "Сегодня", реж. Сейид Реза Мир-Карими;
  27. Ирландия — "Дар", реж. Том Коллинз;
  28. Исландия — "Жизнь на виду", реж. Baldvin Zophoníasson;
  29. Испания — "Легко живется с закрытыми глазами", реж. Давид Труэба;
  30. Италия — "Человеческий капитал", реж. Паоло Вирдзи;
  31. Канада — "Мамочка", реж. Ксавье Долан;
  32. Китай — "Соловей", реж. Филипп Муил;
  33. Колумбия — "Матео", реж. Мария Гамбоа;
  34. Косово — "Три окна и виселица", реж. Isa Qosja;
  35. Коста-Рика — "Красные принцессы", реж. Лаура Асторга;
  36. Кыргызстан — "Курманжан Датка", реж. Садык Шер-Нияз;
  37. Куба — "Поведение", реж. Эрнесто Даранас;
  38. Латвия — "Камни в моих карманах", реж. Синье Баумане;
  39. Ливан — "Гхади", реж. Амин Дора;
  40. Литва — "Игрок", реж. Игнас Ионинас;
  41. Люксембург — "Никогда не умирай молодым", реж. Пол Крачтен;
  42. Мавритания — "Тимбукту", реж. Абдеррахман Сиссако;
  43. Македония — "Под завязку", реж. Столе Попов;
  44. Мальта — "Симшар", реж. Ребекка Кремона;
  45. Марокко — "Красная луна", реж. Hassan Ben Jalloun;
  46. Мексика — "Кантинфлас", реж. Себастьян Вега дель Амо;
  47. Молдавия — "Нижняя граница неба", реж. Игорь Кобылянский;
  48. Непал — Jhola, реж. Yadav Kumar Bhattarai;
  49. Нидерланды — "Люсия де Берк", реж. Паула ван дер Уст;
  50. Новая Зеландия — "Мертвые земли", реж. Тоа Фрейзер;
  51. Норвегия — "1001 грамм", реж. Бент Хамер;
  52. Пакистан — "Дочь", реж. Afia Nathaniel;
  53. Палестина — "Глаза вора", реж. Найва Наджжар;
  54. Панама — "Вторжение", реж. Абнер Бенаим;
  55. Перу — "Проповедь плоти", реж. Eduardo Mendoza de Echave;
  56. Польша — "Ида", реж. Павел Павликовский;
  57. Португалия — "А теперь? Напомни мне", реж. Жоаким Пинту;
  58. Россия — "Левиафан", реж. Андрей Звягинцев;
  59. Румыния — "Японский пёс", реж. Tudor Cristian Jurgiu;
  60. Сербия — "До встречи в Монтевидео!", реж. Драган Бьелогрлич
  61. Сингапур — Sayang disayang, реж. Sanif Olek;
  62. Словакия — "Шаг в темноту", реж. Милослав Лютер;
  63. Словения — "Соблазни меня", реж. Marko Santic;
  64. Тайвань — "Ледяной яд", реж. Миди З.;
  65. Таиланд — "Дневник учителя", реж. Нитхиват Тхаратхорн;
  66. Турция — "Зимняя спячка", реж. Нури Бильге Джейлан;
  67. Украина — "Поводырь", реж. Олесь Санин;
  68. Уругвай — "Мистер Каплан", реж. Альваро Брехнер;
  69. Филиппины — "Норте, конец истории", реж. Лав Диас;
  70. Финляндия — "Бетонная ночь", реж. Пирьо Хонкасало;
  71. Франция — "Сен Лоран. Стиль — это я", реж. Бертран Бонелло;
  72. Хорватия — "Ковбои", реж. Томислав Мрсич;
  73. Черногория — "Ребята с улицы Маркса и Энгельса", реж. Никола Вукчевич;
  74. Чехия — "Честная игра", реж. Андреа Седлачкова;
  75. Чили — "Убить человека", реж. Алехандро Фернандез Альмендрас;
  76. Швейцария — "Круг", реж. Штефан Хаупт;
  77. Швеция — "Форс-мажор", реж. Рубен Эстлунд;
  78. Эквадор — "Тишина в мире грез", реж. Тито Молина;
  79. Эстония — "Мандарины", реж. Заза Урушадзе;
  80. Эфиопия — "Difret", реж. Зересенай Мехари;
  81. Южная Африка — "Элелвани", реж. Ntshaveni Wa Luruli;
  82. Южная Корея — "Морской туман", реж. Шим Сон Бо;
  83. Япония — "Свет сияет только здесь", реж. Мипо Ох.
Дарія БадьйорДарія Бадьйор, критикиня, журналістка
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram