ГлавнаяКультура

Оторванные от реальности

Любое явление культуры может считаться успешным только в том случае, если найдет правильный баланс между реальными действиями и их теоретическим фундаментом.

В последние годы весьма распространенным явлением в так называемом критическом искусстве стал существенный перегиб в сторону теории – в ущерб реальности. Все глубже уходя в собственные почти (а иногда и совсем) академические изыскания, критические художники блокируют доступ в свою среду, отдаляясь тем самым от проповедуемых ими принципов свободы и равенства. Промежуточным индикатором этих процессов стала выставка «Локаут», которая открылась в новом помещении Центра визуальной культуры 6 ноября.

Лилия Ли-Ми-Ян, Хозяева и обслуга
Фото: Алексей Радинский
Лилия Ли-Ми-Ян, Хозяева и обслуга

Выставка критического искусства Украины, России, Польши и Венгрии развернулась вокруг термина «локаут», который означает принудительное приостановление работы предприятия работодателем. “Локаут”, по мнению кураторов проекта Оксаны Брюховецкой и Станислава Рукши, служит метафорой общественной ситуации в пост-советском мире. Стоит сразу отметить, что метафора получилась не самой удачной, либо же недостаточно четко прочитывалась из работ ее иллюстрирующих. Проект, хоть и имеет весьма впечатляющие экспозицию и набор участников, производит впечатление неуместности в контексте текущих событий.

Вероятно, в погоне за предельной неангажированностью высказывания, многие критические работы скатились в некую почти журнальную форму. К примеру, представленная на выставке серия снимков Лилии Ли-ми-ян, которая запечатлела домовладельцев и их прислугу и предоставила их краткие биографии, могла бы быть опубликована на страницах практически любого издания – от фото-истории в журнале «Новое время» до иллюстрации к очередной колонке Марины Байбаковой о тягостях новорусского upper class в Tatler.

То же самое касается двух серий работ Виктории Ломаско – истории мигрантов, которых удерживали в рабстве в продуктовом магазине, и экскурс в мир проституции Нижнего Новгорода. Ломаско известна своими работами в жанре графического репортажа, и хотя представленные в «Локауте» ее серии ценны и интересны сами по себе, в рамках проекта они кажутся, скорее, иллюстрациями к умозрительному. К такого рода иллюстрациям можно отнести и работы Ирины Стасюк, которая изложила свой опыт написания англоязычных рефератов для иностранных заказчиков. Не совсем понятно, почему художники и, что важнее, кураторы полагают, что подобные истории, особенно в таком терапевтическо-репортажном формате, нужно включать в одну экспозицию и что они вообще будут кому-то интересны.

Виктория Ломаско, Девочки
Фото: Алексей Радинский
Виктория Ломаско, Девочки

Ряд польских художников был представлен видео-работами – так же на тему трудовых отношений. Здесь следует выделить проект Лукаша Суровеца «Черные бриллианты», в рамках которого художник купил тонну угля и попросил бывших шахтеров изготовить из него своеобразные «бриллианты» для продажи в виде сувениров. Внимания заслуживает и видео Рафала Якубовича «Arbeitsdisziplin», в котором внешний вид завода Volkswagen в Познани навевает мысли о немецких концлагерях.

Конечно было бы неверно утверждать, что проблематика, поднимаемая кураторами «Локаута» не стоит того, чтобы ей уделять столько внимания. Но вопрос здесь в другом: насколько она актуальна на фоне множества других, не тождественных и не смежных процессов, требующих неотложного критического осмысления. Организаторы «Локаута», напротив, всякой неотложности избежали, предпочтя ей «вечные» проблемы, вроде гендерных ролей в экономике искусства («Работа художницы – хобби» Валентины Петровой), зарисовки на тему борьбы рабочих за свои права и уже упомянутые теоретические и репортажные изыскания.

Валентина Петрова, Труд художницы - хобби
Фото: Алексей Радинский
Валентина Петрова, Труд художницы - хобби

Если не считать видео-составляющей, которую по понятным причинам невозможно перенести в печать, выставку «Локаут» впору было реализовать на страницах очередного выпуска «Политической критики», что уже неоднократно случалось с некоторыми проектами отдельных ее участников. Это было бы куда внятнее и живее, чем голая публикация фотографий с Майдана в недавно презентованном пятом номере журнала, в котором кроме этих фотографий и пары напутственных слов больше ничего и нет.

В контексте этой истории впору говорить о «локауте» критической рефлексии, которую Центр визуальной культуры, позиционируя себя как профильная в этом направлении институция, устанавливает в достаточно однозначной форме.

Пытаясь воздержаться от столь необходимого взвешенного анализа актуальных социальных процессов и четкого обозначения своей позиции, участники центра играют в опасную игру, все глубже зарываясь в интересную только им и их грантодателям проблематику, тем самым образовывая герметичное, сектообразное сообщество.

Когда точка невозврата будет пройдена – а это обязательно случится в рамках избранного курса – такому сообществу останется лишь скатиться в дебри собственной мифологии и, как результат, неизбежно почить с миром рядом с московским концептуализмом, украинским трансавангардом, и многими другими. К критическому это не будет иметь никакого отношения.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram