ГлавнаяМир

“Рай” для боевиков, стоп-листы, голосование по Крыму и другие особенности дружбы Лукашенко с Украиной

20-21 июля состоится визит Александра Лукашенко в Киев. Договоренность об этом визите была достигнута в апреле в ходе встречи белорусского президента с Петром Порошенко, прошедшей в атмосфере многочисленных обоюдных признаний в приверженности миру, дружбе и братству. Несмотря на эту риторику, с белорусской стороны регулярно возникают инциденты, заставляющие усомниться в искренности слов Лукашенко.

Фото: tut.by

Наиболее скандальный эффект в этом плане имеет голосование Беларуси на международных площадках, где Минск традиционно поддерживает позицию Москвы. Сколько бы белорусское руководство не говорило о своём нейтралитете и поддержке целостности Украины, в истории все равно останутся итоги голосования по крымской резолюции ООН 68/262 от 27 марта 2014 года - тогда Беларусь выступила против документа, не признающего какие-либо изменения статуса полуострова.

Спустя 2,5 года, в ноябре 2016 года, белорусская делегация пыталась снять с повестки дня резолюцию, осуждающую нарушение прав человека в Крыму. После того как заблокировать ее не удалось, Беларусь 19 декабря в ООН проголосовала против этой резолюции, в очередной раз поддержав позицию России.

Телевидение и наказание

Пророссийская позиция на международных площадках - далеко не единственный случай, когда слова белорусского руководства расходились с делом.

Так, во время предыдущей встречи двух президентов в Киеве в декабре 2014 года Лукашенко заявил о готовности предоставить право вещания на территории Беларуси хотя бы одному украинскому телеканалу. Речь тогда шла о Первом национальном канале Украины и вопрос выглядел практически решенным. Однако затем об этом проекте все благополучно забыли: российское ТВ сохранило монополию в информационном пространстве Беларуси.

Цена этой монополии, как показывает практика, может быть крайне высокой. Большинство белорусов, отправившихся воевать за “ДНР-ЛНР”, признаются, что приняли такое решение под влиянием российского телевидения (некоторые даже непосредственно под влиянием пропагандистского сюжета о “распятом мальчике”).

Белорусских защитников “русского мира” Александр Лукашенко многократно обещал наказывать.

“Отношение Беларуси к таким воякам, которые воевали в Украине с той или иной стороны, известно. Разбирайтесь мгновенно вместе с милицией и КГБ. Никаких боевиков в стране быть не должно”, - заявил Лукашенко своим силовикам в январе 2016 года.

Фото: EPA/UPG

Лукашенко, а вслед за ним руководство правоохранительных органов, всякий раз подчеркивали: не имеет значения, на чьей стороне воевал гражданин Беларуси - он в любом случае будет привлечен к уголовной ответственности.

Следует признать, что первоначально в эти заявления поверили даже традиционные критики белорусской власти. Аналитики отмечали, что Лукашенко действительно боится повторение крымского-донбасского сценария в Беларуси, поэтому вести себя с “героями Новороссии” будет сурово.

Однако в 2015-2016 гг. многие белорусы-боевики начали возвращаться на родину и постепенно выяснилось, что в Беларуси им ничего не угрожает. Бойцы “ЛДНР” свободно давали интервью журналистам, рассказывали о том, как они воевали и убивали на Донбассе, но на эти откровения спецслужбы никак не реагировали. Некоторые боевики по несколько раз приезжали домой на побывку, а потом возвращались на Донбасс. Те, кто потерял на войне документы - спокойно восстанавливали их в Беларуси.

“Убедились, что воевали на стороне “ДНР” - и претензий больше нет”

КГБ в свою очередь действовало по отработанной схеме: они вызывали боевика на беседу, проводили у него в квартире обыск (на случай, если тот привез с собой оружие) и больше его не беспокоили. До сих пор против бойцов “ДНР-ЛНР” на территории Беларуси не было возбуждено ни одного уголовного дела. Впрочем, официальный Киев тоже не слишком усердствуют в том, чтобы белорусские боевики были привлечены к ответственности - не было ни одной публичной дипломатической ноты по этому поводу, как и заявлений с требованиями экстрадиции.

“Многие наши поехали домой, начихав на высказывания Лукашенко, - рассказывает уроженец Заславля, снайпер 100-й бригады “ДНР” Андрей Дюбанов, - Сейчас общаюсь в Минске со своими друзьями - все они вполне нормально себя чувствуют. Да, вызывали КГБэшники раза два, проверили. Убедились, что воевали на стороне “ДНР” - и претензий больше нет. А вот те, которые на стороне Украины - у них находят гранаты, оружие и садят надолго. Лукашенко просто надо было сказать все это по ТВ, чтобы успокоить Европу”.

Отношение к бойцам АТО действительно оказалось принципиально другим. Оба известных на данный момент случая визита белорусов-добровольцев на родину моментально закончились для них серьезными сроками тюремного заключения: боец “Правого сектора” Тарас Аватаров получил 5 лет тюрьмы за “незаконные действия в отношении оружия”, а боец “Азова” Станислав Гончаров 7 лет за “злостное хулиганство”. На многих добровольцев в Беларуси заочно возбуждены уголовные дела.

Фото: EPA/UPG

Суть отношения белорусского государства к бойцам АТО вполне однозначно выразила газета администрации президента “Советская Белоруссия”. В программной статье от 10 февраля 2016 года, посвященной участию белорусов в войне на Донбассе, подчеркивалось, что особую угрозу национальной безопасности представляют все же не бойцы “ЛДНР”, а белорусские граждане, воюющие в составе подразделений АТО. “В большинстве своем это представители криминогенной молодежной среды, придерживающиеся крайне радикальных неонацистских взглядов. Они проповедуют идеологию агрессивных околофутбольных движений и насильственную форму свержения государственной власти, открыто противопоставляют себя правоохранительной системе”, - говорил собеседник президентской газеты из МВД.

Однако официально белорусские власти продолжают утверждать, что перед законом все равны. Чтобы продемонстрировать, что в Беларуси сажают не только бойцов АТО, в начале 2016 года государственные СМИ раскрутили сюжет с поимкой белорусского боевика с позывным “Тарас”. 12 января 2016 года было заявлено о задержании в Минске жителя Пружанского района Брестской области - якобы он находился в розыске за неуплату алиментов, но уже после задержания выяснилось, что алиментщик воевал на стороне “ДНР”. Спустя пять дней телеканал “Беларусь-1” сообщил, что “Тарас” служил в бригаде “Восток”, убил на Донбассе более 100 украинцев, участвовал в боях за донецкий аэропорт, а теперь им занимается Главное управление по борьбе с организованной преступностью и коррупцией (ГУБОПиК).

История “Тараса” была рассказана настолько убедительно, что многие в Беларуси до сих пор уверены, что боевиков “ЛДНР” сажают, но не по статье “наемничество”, а за неуплату алиментов или хулиганство. В действительности же “Тараса”, вероятней всего, так никогда и не судили - ни за убийство 100 украинцев, ни за алименты. С тех пор прошло полтора года, но госСМИ о боевике больше не вспоминали, а попытки независимых журналистов выяснить его дальнейшую судьбу натыкались на упорное молчание правоохранительных органов. В ГУБОПиК назвали информацию о процессуальном статусе и местонахождении “Тараса” закрытой. В брестской милиции же сообщили только то, что задержанный боевик был почти сразу передан сотрудникам КГБ в Минске. Судя по всему, далее события развивались по отработанной процедуре: обстоятельная беседа и освобождение.

“Наших тут много”

Стоит отметить, что в Беларуси свободно себя чувствуют не только боевики “ДНР” с белорусским гражданством. Так, в марте 2016 года внимание СМИ привлекла история бывшего бойца интербригады “Пятнашка” Романа Джумаева - украинца, оставившего службу в рядах “ДНР” и уехавшего жить в Беларусь. На территории Украины в его отношении было возбуждено уголовное дело за участие в НВФ. В интервью "Радио Свобода" он заявлял, что не боится экстрадиции в Украину из Беларуси, так как “наших тут много”. Позже Джумаев благополучно уехал в Москву, где сейчас и проживает.

В Беларусь не раз приезжал и известный российский неонацист Алексей Мильчаков, воевавший в рядах ГБР “Бэтмен”.

Фото: cont.ws/post/91594

С формальной точки зрения Мильчаков и другие боевики с украинскими или российскими паспортами действительно имеют право приезжать и даже проживать в Беларуси, ведь белорусское законодательство они не нарушали. Однако при этом в белорусские стоп-листы регулярно попадают украинские граждане просто потому, что находятся в российской базе невъездных. Скандальное задержание поэта Сергея Жадана в Минске 11 февраля 2017 года было, пожалуй, самой самой громкой историей в этом ряду - тогда аннулировать запрет на въезд в Беларусь удалось только после оперативного вмешательства МИД Украины. Впрочем, при желании белорусские власти делают украинцев персонами “нон-грата” и без помощи России - например, в мае 2016 года КГБ задержал, а затем выдворил из страны 19-летнюю участницу АТО Алину Косовскую, решившую провести в Беларуси отпуск.

О танках и тракторах

“Я получил твердое подтверждение и заверения от президента Беларуси. Никто и никогда не сможет втянуть Беларусь в войну против Украины. Этого не допустят миролюбивый народ Беларуси и ее опытный и достопочтенный президент Лукашенко”, - заявил журналистам Петр Порошенко 26 апреля в Чернобыле во время переговоров с белорусским лидером.

Сам факт того, что тема гипотетического втягивания Беларуси войну против Украины была поднята во время встречи президентов двух стран многое говорит об атмосфере двусторонних отношений и существующих приоритетах. На территории Беларуси регулярно проводятся совместные с российской армией учения. Совсем недавно, с 6 по 15 июня, в Брестской области прошли белорусско-российско-сербские манёвры “Славянское братство-2017”, в ходе которых отрабатывалась совместная контртеррористическая операция за рубежом - в неком неназванном государстве. “Славянское братство” вызвало обеспокоенность у официального Киева, подразделения ВСУ в этот период пришлось держать в состоянии повышенной боеготовности.

Еще большие опасений вызывают учения “Запад-2017”, которые пройдут на территории Беларуси с 14 по 20 сентября - причем опасения высказываются не только в Украине и на Западе, но и в самой Беларуси.

Фото: EPA/UPG

По словам министра обороны Андрея Равкова в маневрах на белорусской территории примут участие 10.200 военнослужащих - 3000 из России, остальные из Беларуси. Однако у многих наблюдателей есть подозрение, что на практике российское присутствие будет более масштабным. По данным начальника Генштаба ВСУ Виктора Муженко, численность российских войск для участия в учениях уже сейчас увеличена с 3 до 5 тысяч. “Не исключается, что после завершения учений часть этих войск останется на территории Республики Беларусь. При этом существует высокая вероятность, что в ходе учений будут развернуты пункты скрытого хранения вооружения, военной техники и материально-технических средств”, - заявил Муженко 7 июля.

Лукашенко в свою очередь заверяет, что учения “Запад-2017” никому не угрожают и ни один российский солдат после завершения манёвров в Беларуси не останется. По его словам, белорусы могут приехать в Украину только на тракторе, но никак не на танках.

Естественно, гарантия того, что через белорусскую границу на Украину не пойдут танки, куда важнее для официального Киева, чем любые стоп-листы, отношение к боевикам или даже голосование в ООН. За это белорусскому руководству можно простить многое.

В том, что Лукашенко не заинтересован в превращении Беларуси в плацдарм для российской агрессии сомневаться действительно не стоит. Для него это де-факто будет означать потерю контроля над страной. Другое дело, что тут не все зависит от Лукашенко.

Ігар ІльяшІгар Ільяш, журналіст (Білорусь)
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram