ГлавнаяМир

Радикальная мода

Последняя неделя вывела Грецию на первые полосы мировых СМИ. Переговоры между леворадикальным правительством Алексиса Цапраса даже оттеснили на второй план конференцию в Минске и войну на Востоке Украины. Основная политическая дискуссия в Европе развернулась вокруг того, как предотвратить выход страны из зоны евро и при этом не сильно потерять свои деньги.

Дело в том, что новое правительство Греции, которое пришло к власти в январе, заявило, что не готово обслуживать долг размером в 300 млрд. евро и хочет свернуть программу бюджетной экономии. Надо сказать, что радикальная партия СИРИЗА пришла к власти именно под этими лозунгами, и ей нужно выполнять свои обещания.

В Брюсселе на отказ от экономии отреагировали достаточно предсказуемо, заявив, что Афины не получат реструктуризацию по выплатам, и денег больше не будет. При этом даже новоназначенный министр финансов Греции Янис Варуфакис признаёт, что страна вряд ли сможет выжить без денежных вливаний. «Из 300 млрд. евро в нашу экономику направили только 3%. Остальное Европа дала на спасение собственных банков. Но и без этих денег мы бы не прожили», - заявил он. А, тем временем, уже в марте Греция должна выплатить 20 млрд. евро для того, чтобы не объявлять дефолт.

 Янис Варуфакис
Фото: EPA/UPG
Янис Варуфакис

При этом новое правительство требует смягчить политику в отношении Греции. Одним из последних условий Афин стало предоставить им отсрочку по выплатам минимум на шесть месяцев - для того, чтобы оживить экономику. Но министр финансов Германии Вольфганг Шойбле, который неофициально контролирует европейские финансы, непреклонен – греки должны и дальше урезать бюджетные расходы, иначе денег не видать.

В Афинах апеллируют к тому, что кризис и политика экономии загнала более 20% населения страны в бедность и безработицу. Если так будет продолжатся и дальше, может произойти социальный взрыв. Даже больше, любая инициатива дополнительного урезания зарплат или пенсий приведёт к погромам и манифестациям. По мнению Хариса Милонаса, профессора George Washington University, победа радикальной СИРИЗЫ и так является формой социального протеста против политики Германии в Европе.

Но в Берлине стоят на своем: мол, греки сами завели себя в эту кредитную ловушку и должны и дальше следовать указаниям из Брюсселя для выхода из кризиса. Тем более, что уменьшение или реструктуризация задолженности Греции перед ЕС приведёт к тому, что другие страны Средиземноморья, такие как Испания или Португалия, также захотят списать свои долги. А экономика Европы не выдержит такой тяжести.

Активистка во время пикета под зданием греческого парламента в феврале 2015
Фото: EPA/UPG
Активистка во время пикета под зданием греческого парламента в феврале 2015

Пока что политика Германии приводит к тому, что в странах Южной Европы к власти начинают приходить радикальные партии, которые обещают покончить с диктатом Берлина. С началом экономического кризиса в 2010 году все основные политические и экономические конкуренты Германии отошли на второй план. Великобритания замкнулась в стремлении сохранить неприкосновенность своей финансовой системы, а Франция показывает такие низкие экономические показатели, что потеряла право называться лидером континента. Поэтому в будущем, если Берлин не ослабит давление на греков, испанцев или итальянцев, в ЕС может разразиться настоящий кризис.

Передавили

Как только в 2010 году Греция обратилась с просьбой о финансовой помощи, тогдашний глава Европейского Центробанка Жан Клод Трише предупредил, что Афинам нужно будет серьёзно поработать для стабилизации ситуации.

Уже в ноябре того года страна получила первые 40 млрд. евро помощи и снизила размер социальных пособий на 20%. Это вызвало массовые протесты греков, которые не могли понять почему их уровень жизни постоянно падает. Из-за непопулярных решений несколько премьер-министров вынуждены были покинуть свои посты. А Греция все время ассоциировалась в Европе с нацией ленивых людей, которые не хотят работать, сидят в кризисе и тянут деньги из других стран. По словам бывшего премьера Италии Марио Монти, ему лично приходилось ездить по странам Северной Европы и убеждать, что на юге живут работящие люди.

Полиция разгоняет антиправительственный профсоюзный митинг в Афинах в декабре 2010 г.
Фото: EPA/UPG
Полиция разгоняет антиправительственный профсоюзный митинг в Афинах в декабре 2010 г.

В 2012 году, когда была сформирована так называемая Тройка - МВФ, Европейский Центробанк и Еврокомиссия, - стало еще хуже. Эти организации должны были следить за выполнением Грецией своих обязательств и предоставлять ей очередные транши кредитов. «Даже когда в ЕС настаивали на полном урезании социальной расходов в Греции, многим это казалось правильным решением. Да и мне тоже», - рассказал Танос Докос, директор Hellenic Foundation for European and Foreign Policy. По его словам, эти меры должны были быть кратковременными, а общий рост экономики Еврозоны привёл бы Грецию к процветанию. Но этого не случилось. ЕС активно боролся за то, чтобы не скатиться в рецессию, о росте и говорить не приходилось. Греция же оказалась на грани социального восстания.

Надо сказать, что большинство экспертов считают: основная вина в этом кризисе лежит на Афинах. После введения у себя единой валюты уровень жизни в стране сильно вырос. За несколько месяцев зарплаты в бюджетной сфере поднялись на 50%. Но экономика не успевала за этим. Поэтому греки постоянно скрывали рост дефицита бюджета. Пока мировая промышленность росла, на это можно было не обращать внимания, но с началом кризиса всё вскрылось.

Уже тогда Афины постоянно угрожали покинуть зону евро и повторно ввести драхму. В ЕС не мог допустить такого удара по своему престижу и самой идее объединённой Европы, поэтому шли на поводу у греков. Вплоть до того момента, пока население не выбрало радикальную партию, которая пообещала решить все проблемы.

Выход и друзья Путина

Середина февраля стало временем, когда о выходе Греции из Зоны Евро заговорили уже всерьёз. До этого тему несколько раз поднимали, но дальше разговоров дело не пошло. Теперь же ситуация изменилась. Правительство Ципраса не хочет идти на уступки и продолжать программу экономии.

Брифинг после встречи, посвященной кризису в Греции. На фото - глава МВФ Кристин Лаград, комиссар ЕС по экономическим и
монетарным вопросам Пьер Московичи и министр финансов Нидерландов Йерун Дейсселблум
Фото: EPA/UPG
Брифинг после встречи, посвященной кризису в Греции. На фото - глава МВФ Кристин Лаград, комиссар ЕС по экономическим и монетарным вопросам Пьер Московичи и министр финансов Нидерландов Йерун Дейсселблум

Даже серьёзные политики в Брюсселе заговорили о том, что нужно дать Греции ввести драхму и посмотреть, как её промышленность рухнет без поддержки. Кроме того, непонятно, если Греция примет решение уйти из Еврозоны, позволят ли ей остаться в союзе. Тем более, что процедуры выхода из этих организаций не существует. Её нужно будет разработать. По словам Квентина Рила из аналитического института Сhatham House, в Брюсселе не спешат этого делать, чтобы другие страны не чувствовали соблазна поступить, как греки. Но даже если Афины решатся в одностороннем порядке вернуть национальную валюту, экономическая помощь сразу же прекратится. А это неминуемо будет означать дефолт страны.

Для Европы это сильный удар. Идея самого союза поставлена под вопрос.

В Англии и странах Восточной и Южной Европы все чаще говорят о том, что нужно ослабить давление со стороны центра и дать возможность странам самим формировать политику. Однако это, по мнению Майкла Ли из Немецкого фонда Маршала, может привести к новым кризисам, на подобие греческого, и развалить союз.

Кроме того, греческие власти не скрывают, что поддерживают политику России. И, по словам профессора Хариса Милонаса из George Washington University, многие греки поддерживают этот курс. «Конечно, СИРИЗА пытается эпатировать публику и говорит противоположные вещи официальной политике Брюсселя. Но многие действительно поддерживаю российского лидера и видят в нём сильную фигуру», - говорит эксперт.

В последние несколько лет Европа переживает кризис традиционной политики. Экономические проблемы только укрепили уверенность избирателей в том, что все важные вопросы их лидеры решают на тайных совещаниях, а Европарламент остаётся ширмой. Потому, не удивительно, что по данным Eurostat, в прошлом году рейтинги традиционных партий на континенте были самыми низкими за последние 50 лет. А более 15% голосов на выборах в Европарламент получили радикальные партии. И даже после этого политики поделили основные портфели тайно.

Украинский кризис ещё более отчётливо показал слабость лидеров Европы. Они не могут определиться, как именно реагировать на агрессивные действия Путина, и не готовы вводить настоящие санкции. Переговоры в Минске только дополнительно показали, что ни Германия, ни Франция не выступают абсолютными авторитетами в мире. С другой стороны, многие европейские избиратели не понимают, почему экономика должна страдать из-за далёкой войны.

Сейчас же эксперты ожидают, что выборы в Испании, Франции и Британии будут триумфом радикалов, которые пообещают решить все проблемы в один миг и помириться с Россией. Хотя многие из них не знают, как именно это сделать.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram