К 30-летию взрыва атомного реактора на Чернобыльской АЭС журналист LB.ua - в рамках пресс-тура - побывал в зоне отчуждения, где продолжается строительство специальной защитной арки.
Журналистам показали площадку строительства убежища отработанного ядерного топлива сухого типа. Провели экскурсию по заводу, который занимается переработкой жидких радиоактивных отходов. А также продемонстрировали зону монтажа нового безопасного конфайнмента (защитной арки - Ред.), который, исходя из расчетов, будет надвинут на четвертый энергоблок в ноябре.
О том, как выглядит сегодня ЧАЭС, как и чем живут его работники и "вымерший" город Припять, смотрите в репортаже Макса Требухова.
***
Первое, что видишь при попадании на территорию АЭС - здание «горячего цеха» на территории ХОЯТ-2 (Хранилище отработанного ядерного топлива):
Внешние стены ХОЯТ-2:
Вблизи «горячего цеха» ХОЯТ-2 ведутся строительные работы:
Здание «горячего цеха» ХОЯТ-2:
Пневматический поршень, разработанный корпорацией Skoda специально под проект ХОЯТ-2:
В ящиках находятся контейнеры для хранения остатков ядерного топлива:
ХОЯТ-2 с «рабочей» стороны. В круглые ниши будут помещены контейнеры с отработанным топливом для длительного хранения, затем их закроют бетонными плитами:
«Горячий цех» изнутри. В специальной камере топливные связки будут разбираться с помощью манипуляторов и упаковываться в контейнеры для длительного хранения:
Дозиметрический контроль приходится проходить каждый раз по мере перемещения с объекта на объект. Этот расположен на входе в столовую:
Журналистов угостили вкусным обедом.
Из столовой перемещаемся на улицу - к 5-ому и и 6-ому недостроенным энергоблокам Чернобыльской АЭС, застывшим на десятилетия.
А так сейчас выглядит 4-й энергоблок, на котором в 1986-м году произошел взрыв, со старым укрытием. Вентиляционная труба - новая, построена для реализации проекта безопасного укрытия.
Зона монтажа нового безопасного конфайнмента (защитной арки).
Высота арки составляет 110 метров, длина - 165 метров, арочный пролет - 260 метров. Из-за огромных размеров арка была построена из двух частей, которые соединили летом 2015 года. Предназначение арки - защита окружающей среды от радиоактивного излучения, а также обеспечение возможности разборки конструкций блока и перемещение ядерных отходов. После возведения арки начнутся работы по преобразованию "Укрытия" в экологически безопасную систему, затем потребуется демонтаж нестабильных конструкций и извлечение топливосодержащих масс.
Более подробно об этом можно прочесть в тексте Нелли Вернер "Грязная земля".
4-й энергоблок виден сквозь защитную арку.
Вместе с 5-ым и 6-ым энергоблоками не достроена и градирня - башня для охлаждения воды атмосферным воздухом, предназначавшаяся для этих двух энергоблоков.
Созданный ранее искусственный пруд-охладитель уже несколько лет планово осушают.
Для прохождения последнего санпропускника работников станции отвозит автобус. Затем люди едут электричкой в Славутич.
Композиция "Голубь держит мирный атом в клюве" расположена на здании административного корпуса ЧАЭС.
По дороге в Припять встретился еще один поршень Skoda, который транспортировали на ЧАЭС:
Красивые пустынные леса в направлении Припяти:
А вот и сама Припять. Город, в котором остановилось время.
Перед тем, как покинуть зону ЧАЭС журналисты должны пройти два дозиметрических контроля, первый из них - на КПП «Полесье». Работники станции делают это ежедневно:
КПП «Полесье»:
Автобусная станция в Чернобыле - единственное место, где сохраняется видимость жизни. Здесь есть даже два магазина:
Знак при въезде в город Чернобыль:
Второй обязательный и уже последний дозконтроль - на КПП <<Дитятки>>. Здесь зона отчуждения заканчивается.