Программы, где жемчужные россыпи пассажей в произведениях Ференца Листа соседствуют с ударами кулаками по черным и белым клавишам в пьесах Галины Уствольской (как это было в речитале «Liszt Inspections» знаменитого пианиста Марино Форменти в рамках Нью-Йоркской филармонической биеннале), вызвали наибольший интерес у меломанов и критиков.
Одновременно с этим в современной классической музыке все более очевиден разворот в сторону «другой» музыки – широкого диапазона ее видов и жанров, которые академисты традиционно именуют «развлекательным» искусством. Клубная музыка прочно обосновалась в пространстве наиболее рафинированных фестивалей актуального искусства (как, например, Дармштадские летние мастер-классы новой музыки), а самые радикальные европейские коллективы, подустав от совершенствования шорохов, скрежетов и прочих нетрадиционных техник игры на инструментах, стали экспериментировать на стыке разных видов искусств, культур и жанров. Расшнуровав котурны, возвышавшие бесплотную музыку над кашляющим залом, музыканты принялись смешить публику забавной анимацией и услаждать слух экзотическими инструментами американца Гарри Парча – главного европейского открытия этого года.
Классика на баррикадах
В Украине отсчет всем самым интересным событиям дал Майдан. Конечно, не в смысле рефлексий – пока что вместо них совершались сплошные спекуляции. Тон череде мероприятий памяти Героев «Небесной сотни» задал симфонический концерт 26 февраля в помещении Национальной филармонии. Не секрет, что все три месяца противостояний филармоническое руководство старательно делало вид, что за окнами ничего не происходит. Даже в дни самых жарких противостояний на Грушевского в марципановом желтом домике на Европейской площади играли Шуберта и Брамса. Несколько раз концерты отменяли «по техническим причинам», однако музыканты все равно бегали на репетиции, проносясь со скрипками и виолончелями в двух шагах от столкновений «Беркута» с демонстрантами.
Через пять дней после бегства Януковича филармония соорудила симфонический концерт, пригласительные на который раздавали прямо на Майдане, десятки видеокамер жадно выхватывали слезы на глазах у публики и запекшуюся кровь на зашитых ранах активистов. Со сцены звучал Людвиг ван Бетховен, Эдвард Григ, Петр Чайковский и Валентин Бибик – репертуарные пьесы, которые музыканты смогли повторить за одну репетицию.
Тенденцию создали совсем другие вещи – стихийное музицирование, выход пианистов и волынщиков, трубачей и ударников на улицы. Майдан был невероятно музыкален – поющие журналисты с баянами и без, тучные кухарки, после смены в КМДА заглянувшие на Грушевского и с одухотворенными лицами выстукивающие ритм на железных бочках, студентки консерватории, играющие Шопена на пианино, установленном на сгоревшем автобусе перед ВВшниками. Украинцы выучили текст гимна, студенты духовной семинарии научились бить в набат (до событий нынешней зимы он в последний раз звонил в 1240 году, во время татаро-монгольского нашествия), на площадях всех областных центров появилось пианино «Украина», раскрашенное в цвета национального флага. Фактически, это была реабилитация инструмента, от которого в последнее время спешили избавиться за бесценок (или за самовывоз) как от массивной вещи, загромождающей жилье.
В советское время ежегодно изготовлялись десятки тысяч «Украин», в последние же годы Черниговская фабрика музыкальных инструментов имени Павла Постышева, прекратив изготавливать фортепьяно, пустила запасы древесины на гробы для итальянского заказчика.
Двумя самыми яркими моментами этой фортепианной эпопеи стали уличные выступления Маркияна Мацеха и «фортепианного экстремиста». Первый был автором идеи «революционного пианино», это он 7 декабря установил первый инструмент напротив кордона милиции возле Администрации президента. Фотография с пианистом перед шеренгой силовиков облетела весь мир и победила в фотоконкурсе Freedom House. Сын Джона Леннона Шон запостил фото в своем твиттере с подписью «Эта фотография парня, играющего “Imagine” спецназовцам в Украине, просто невероятна!», хотя Маркиян, на самом деле, исполнял тогда совсем другую пьесу – Вальс ор.64 №2 Фредерика Шопена.
Второй – «пианист-экстремист» – стал героем популярного YouTube-ролика, на котором он при температуре - 18°C в бронежилете и балаклаве играет произведения своего любимого итальянского минималиста Людовико Эйнауди.
Вот этот выход музыки на улицы и деланное безразличие музыкальных госучреждений прошлой зимой очень четко определили вектор развития музыкальной культуры в Украине. Фактически, все яркие события академической музыки этого года состоялись вне стен филармонии и оперного театра. И именно этот выход из царства бархата, гипсовой лепнины и шоколадок в шуршащих обертках оживил интерес к классической музыке.
Музыкальное агентство «Ухо»
Пальма первенства в этом процессе – у музыкального агентства «Ухо». Причем, пальму творческий и семейный дуэт Александры Андрусик и Евгения Шимальского ни у кого не отбирал – они ее сами вырастили, игнорируя уверения окружающих, что климат здесь неподходящий, да и вообще пальмы никому не нужны.
«Ухо», фактически, создало альтернативные условия функционирования современной классической музыки в столице, за три года втолковав публике, что ходить на их концерты интересно, модно и душеспасительно. При этом в самое нелегкое время для поиска денег на искусство ребята организовали сразу два крупных цикла – с осени стартовали «Архитектура голоса» и «Новая музыка: Украина». Первый цикл повенчал вокал с зодчеством: Наталия Половинка исполняла духовную музыку в Киевском планетарии, флорентийский ансамбль L’Homme Armé пел в Кирилловской церкви, а хор «Ника» – части из хоровой симфонии Виктории Полевой на текст из «Божественной комедии» Данте в бассейне «Олимп», прямо под плеск купающихся. Второй – срифмовал украинских авторов с мировыми знаменитостями: например, Валентин Сильвестров выбрал себе парой Арво Пярта, а 12-тоновые композиции Владимира Загорцева исполнили вместе с музыкой додекафониста Арнольда Шенберга. «Украинский» цикл поместили в зал Fairmont Grand hotel Kyiv, повысив статусность современной отечественной музыки в глазах широкого круга публики.
«Гогольфест» и «Донкульт»
Внутри мультидисциплинарных фестивалей классическая музыка продолжает наводить мосты с другими видами искусства. Загадка, почему учредители «Гогольфеста» до сих пор не решились на подобные союзы. В этом году программа новой музыки в рамках фестиваля выглядела слишком уж маргинально – концерты из разряда тех, которые проводятся в помещении Союза композиторов с той лишь разницей, что до арт-кластера на Выдубичах добираться дольше, да ещё и уличная сцена мешает. Половина камерных концертов здесь прошла под бодрый «умц-умц», приглушить который звукорежиссеры всячески отказывались: «Как это тише? Музыканты ведь самовыражаются!»
На форуме «Донкульт», проходившем в помещении музея «Духовні скарби України», со звукоизоляцей дело обстояло получше, но из-за слабой пиар-компании вся первая неделя концертов прошла при полупустых залах, зато на второй благодаря сарафанному радио стены помещения уже ломились от аншлагов. Здесь состоялась долгожданная премьера мистерии «Трансформа» Виктории Полевой, сочиненной ещё двадцать лет назад, аудиовизуальный перформанс Post Block о границах в мире и искусстве – совместный продукт Ensemble Nostri Temporis, художницы Дарьи Кузьмич и Tenpoint vjs, а также концерты донецких музыкантов, приехавших сюда выступать с оккупированной территории.
Основные тенденции, проявившие себя в этом году, скорее всего, станут определяющими и в следующем. В ближайшие полгода киевлян ждут самые интересные концерты цикла «Архитектура голоса», «Донкульт» повезут во Львов, искусство Галичины – в Харьков и так далее, пока карта Украины не будет полностью сшита подобными маршрутами.
Top-5 самых громких мировых событий в области классической музыки
1. 36-летний израильский пианист Давид Грейлсаммер объединил в рамках одной программы одночастные барочные сонаты Доменико Скарлатти с музыкой Джона Кейджа для препарированного фортепьяно, сочиненной в середине 1940-х. Это не только здорово звучит но и эффектно выглядит: музыкант усаживается на стуле между двух роялей, один из которых препарирован, моментально поворачиваясь на 180° между пьесами, чтобы сменить эпоху, стиль и тембр звучащего инструмента. В препарированном рояле между струн зажаты разнообразные шурупы, болты, резинки, клочки бумаги и прочие предметы из инструкции Кейджа, наводящие ужас на любого настройщика. После препарации рояль превращается в своеобразный оркестр ударных инструментов.
Грейлсаммер уже объездил с этой программой половину Земного шара и пока что продолжает свой тур.
2. Киевлянин Антоний Барышевский в этом году стал победителем одного из главных фортепианных состязаний – конкурса пианистов имени Артура Руинштейна, проходящем раз в три года в Тель-Авиве. Документы на участие музыкант подавал трижды, и при этом два раза не допускался даже к первому туру. Победа оказалась большой неожиданностью для Антония, а его украинские поклонники еще более укрепились в своей любви. В свои 26 лет Барышевский является солистом Национальной филармонии, что для этого консервативного учреждения является скорее случайностью, нежели закономерностью.
3. Композитор-минималист Дэвид Ланг в период двухлетней резиденции в Карнеги-холле подготовил шесть мультижанровых концертов-историй от средневекового «Беовульфа» до современности. В число “collected stories” вошли антологии «герой», «дух», «любовь/потеря», «путешествие», «(пост)фолк» и «мемуары». Выступив куратором программы, один из самых доступных для широкой аудитории «серьезных авторов» объединил музыку разных эпох, наций и стилей, превратив разрозненные и даже враждующие между собой культуры в рассказчиков одного шестичастного эпоса.
4. 20 декабря прощальным концертом в лондонском Wigmore Hall завершил свою карьеру знаменитый английский мужской вокальный ансамбль Hilliard Ensemble, посвятивший свое творчество музыке европейского Средневековья, Возрождения и барокко. За 40 лет своего существования коллектив, названный в честь английского художника-миниатюриста Николаса Хиллиарда, помимо воскрешения старины исполнил произведения гигантского числа современных авторов – Джона Кейджа, Арво Пярта, Гии Канчели, Хайнца Холлигера и др. Осушить слезы на щеках меломанов способна лишь запись на веб-страничке культового квартета в разделе «Концерты» на 2015 год: “Who Knows?”
5. Космогонический проект “A Tribute to Krazy Kat” легендарного немецкого ансамбля новой музыки Musikfabrik объединил знаменитый комикс Джорджа Херримана “Krazy Kat” с музыкой трех современных композиторов. Две мировых премьеры – “Hammerspace” Дэвида Ланга и “Animate Objects” сшиты с европейской премьерой “Eleven Intrusions” Гарри Парча. Парч, вообще-то, был старшим современником Кейджа, а указанное произведение написал еще в 1949-1950 году, однако Европа стараниями Musikfabrik открывает музыку американского чудака и изобретателя только сейчас. Год назад Musikfabrik ошеломили публику Рурской триеннале другим проектом на музыку Парча – “Delusion of the Fury – A Ritual of Dream and Delusion”, великолепным театрализованным концертом, исполненным на двух десятках изобретенных Парчем инструментах. В этот раз экзотика объединилась с космогонией и фарсом – похождения кошки и крысы обрамляет история об их сотворении и разрушении мира.