Что такого дает современная новая музыка, чего не дают другие виды искусств?
Женя Шимальский: Я не думаю, что у новой музыки есть какие-то уникальные месседжи. Мы все время вынуждены подчеркивать разницу между новой музыкой и "всей этой замшелой классикой". Но, во-первых, есть очень разная классика - мы тоже слушаем классику. Во-вторых, понятно, что без классического периода музыки невозможны были бы любые эксперименты.
Но если вы игнорируете период новой музыки, вы как будто ходите по музею, где современное искусство завешено брезентом. Это значит, что для вас существует Марк Ротко, но не существует его напарника Мортона Фельдмана. Это ненамеренная близорукость, которую хочется исправить. Наше поколение, условно говоря, кодировано другой музыкой. А ведь авангардная, атональная музыка - она очень старая. В этом году исполняется 140 лет со дня рождения Арнольда Шенберга.
Саша Андрусик: Понятно, что у классики есть какая-то вневременная ценность и привлекательность, но у каждого времени - своя музыка, и у нашего времени она тоже есть. Очень здорово иметь возможность слышать эту музыку вживую, здесь и сейчас, а не дома в записи. Мне кажется, что на эмоциональном уровне новая музыка нам понятнее и ближе, чем то, что писалось в XIX веке. Человек ведь изменился, композитор изменился, а значит, и слушатель тоже. Установить контакт с новой музыкой часто гораздо проще.
Ж.Ш: Не хочется позиционировать новую музыку как слишком “высоколобую”. Это отталкивает людей, а это совсем не то, чего хотят композиторы и исполнители. Но это серьезная музыка.
Человек может понимать и искренне любить современное искусство, следить за современной литературой и при этом довольствоваться музыкой XIX века
Вы понимаете, кто они - эти люди, которые ходят на ваши концерты?
С.А: Такого рода музыка более требовательна. Кроме филармонической публики, наша аудитория делится на аудиофилов и околоартовскую публику. Аудиофилы слушают новую музыку дома в наушниках, часто не надеясь когда-то услышать ее вживую. Это несоциальные люди, их очень тяжело найти, но, тем, не менее, они часто с нами. Вторая часть - это люди, которые посещают галереи, интересуются современным искусством в других формах и просто открыты к чему-то новому.
Любой человек, причисляющий себя к киевской интеллигенции, легко назовет вам 5 любимых писателей или 5 украинских режиссеров, но если вы спросите о композиторах, то дай Бог, чтобы вспомнили фамилию Сильвестрова. Музыка - как бедный родственник в этом плане. Человек может понимать и искренне любить современное искусство, следить за современной литературой и при этом довольствоваться музыкой XIX века.
А есть в Украине какая-то секта людей, которые собираются и обсуждают тонкости новой музыки?
Ж.Ш: Это композиторы и их ближайший круг. Существует какой-то кусок музыки, которая написана композиторами для композиторов. Цеховая герметичность оказывает тут медвежью услугу.
Сейчас мы пишем главу о музыку в книгу о шестидесятниках, которую готовят Ольга Балашова и Лиза Герман, - там мы рассказываем о мини-кружке Блажкова-Сильвестрова-Годзяцкого-Грабовского. Они не могли полностью влиться в такой же диссидентско-альтернативный кружок художников просто потому, что никто не понимал того, что они хотели делать.
У вас вообще хорошие контакты с украинскими композиторами?
Ж.Ш: С теми, кто интересен нам и кому интересны мы как участники процесса - да, контакт хороший.
Одно из направлений нашего культурного агентства - это как раз сбор портфолио украинских композиторов, контакты с международными организациями и фестивалями и попытка продвинуть украинцев заграницей. В прошлом году мы наладили контакт с одним из самых серьезных фестивалей современной классической музыки - Milano Musica.
У современной украинской музыки нету большого корпуса людей и произведений, чтобы его экспортировать в промышленных масштабах, но отдельные личности есть. Кроме Сильвестрова есть Виктория Полевая, другие композиторы. Если они попадают в обойму международных фестивалей, то производят очень хорошее впечатление в мире. Они отличаются от своих коллег по цеху, они заметны, и ими надо заниматься. Это тоже входит в наши планы. Вот недавно удалось “сосватать” Аллу Загайкевич в Ирландию.
Как пришла идея сделать фестиваль вокальной музыки и как она впоследствии трансформировалась в концертный цикл?
С.А.: Мы очень любим вокальную музыку. Слушать ее в Киеве особо негде, отдельных фестивалей нет, но при этом в Украине есть вокальная школа, несколько фантастических исполнительниц, есть композиторы, которые пишут интересную вокальную музыку.
Мы захотели сделать фестиваль вокальной музыки, изначально мечтали, что хедлайнером будет Мередит Монк. Не все вышло, но в итоге программа “Архитектуры голоса” получилась очень интересной.
Ж. Ш.: Мы хотели делать этот фестиваль в конце июня - начале июля, чтобы оживить «мертвый сезон». Но, во-первых, трудно было за короткое время найти деньги на финансирование целого фестиваля (а это крупная сумма), а во-вторых, тогда бы люди не смогли послушать всю программу из-за плотного расписания, а успели бы только на 2-3 концерта.
С.А.: «Ухо» изначально мыслился как городской проект - нам хотелось исполнять музыку в неприспособленных для этого местах, делать какие-то акции-перформансы, чтобы сломать привычную схему слушания. Поэтому мы решили сделать цикл «Архитектура голоса», рассчитанный на 10 месяцев, - с концертами, лекциями и мастер-классами для вокалистов. Участники программы – знаменитые вокальные ансамбли и авангардные исполнители из Италии, Дании, Франции, Великобритании, Германии, России, США и Украины. Все концерты будут проходить на разных площадках – в Центральном ЗАГСе, Музее естественных наук, Доме архитектора, библиотеке НТТШ: это такая попытка формирования локального городского ландшафта, попытка надстроить архитектуру голоса через разные городские точки.
Как вы формируете программу?
С.А.: Наши программы очень отличаются от европейских, и это замечают многие исполнители. Бывает так, что музыканты, которые боятся ехать в Украину, в итоге все равно приезжают, когда видят программу.
Обычная европейская программа составляется таким образом: берется сводная таблица всех крупных фестивалей и академических залов с хорошей репутацией, к ней добавляется таблица с лейблами и с тем, что выходило в последние годы, и на основании этой истории отбирается 90% исполнителей. Их принцип: я выбираю человека, который сыграл на всех крупных фестивалях, я не ошибусь.
Бывает так, что музыканты, которые боятся ехать в Украину, в итоге все равно приезжают, когда видят нашу программу.
Когда мы начинали делать концерты новой музыки, мы подошли по-другому. Во-первых, мы сами были слушателями, а во-вторых, сама по себе организация концертов нас не интересовала. Логистика - это необходимое зло, процесс, который просто приходится выдерживать. Нам хотелось высказываться на какую-то немузыкальную тему - безумие, сновидения, литературный текст, самые разные вещи, на основании которых строится программа. Это нетрадиционная схема, но нам она интересна - в этом больше кураторства. Все это вызывает очень живой отклик у европейских музыкантов.
Ж.Ш.: Их изумляет живость процесса. Два года назад, когда мы еще моложе выглядели, кто-то из приезжавших был в ужасе: ребята, по переписке мы думали, что вам по 50.
С.А.: Кто-то присоединяется к нам спонтанно. Например, пианист Николя Горват: он нас сам нашел. Написал: «Я слышал, что у вас такой фантастический фест, я хочу выступить».
В прошлом году во время Фестиваля новой музыки в Киеве гостила очень сильная шведская скрипачка Анна Линдаль, жена украинского фотографа Михаила Педана. Когда она увидела программу, сказала - я хочу сыграть. Это человек, который был первой скрипкой стокгольмской филармонии в течении 20 лет. Для нас это важный критический отклик.
Как музыкантов, исполняющих новую музыку, принимают в Киеве?
С.А.: Практически все, кто к нам приезжал, отмечают две вещи: первое - это публика, которая их очень тепло принимает - для многих киевские концерты были лучшими в жизни. Луиджи Гаджеро, итальянский цимбалист, дирижер и хормейстер, руководитель ансамбля Dolce Maniera, сказал: «После моего концерта в «Арсенале» я чуть ли не впервые почувствовал, что не зря занимаюсь музыкой, я понял, зачем я это делаю».
На самом деле, Киев производит очень хорошее впечатление почти на всех. Kronos Quartet был в абсолютном восторге от города и от концерта - они уже хотят вернуться. У нас есть с ними грандиозный проект на 2015 год – получится, или нет, мы пока не знаем. Дэвид Харрингтон (основатель Kronos Quartet - прим.) говорил, что концерт в Киеве - один из лучших за их карьеру.