ГлавнаяОбществоНаука і релігія

Экспедиция на неизвестный Синай. Ч.2

Продолжение. Первая часть - Экспедиция на неизвестный Синай.

Фото: EPA/UPG

Некоторые исследователи, увлеченные реконструкцией библейского Исхода, однозначно определяют библейскую гору Синай как действующий вулкан. И для них становится очевидно, что подлинный Синай ни в коем случае не может находится на Синайском полуострове только потому, что там нет вулканов. Любопытную гипотезу в своей книге «Истории больше нет: величайшие исторические подлоги » предложил историк Андрей Степаненко, в результате которой библейский Синай оказался на территории Африканского континента — в Эфиопии.

Согласно предположению А. Степаненко, Моисей изначально двигался вдоль водного канала Исмаилия, севернее озера Тисмах (которое фактически является частью Красного моря) по левому берегу. После чудесного перехода водного канала и гибели преследователей-египтян, израильские племена оказались на правом берегу канала Исмаилия . Далее, двигаясь на юг по правому (египетскому берегу) Красного моря, богоизбранный народ был просто обречен на подъем к верховьям Нила. Именно этот маршрут в древние времена использовался всеми беглецами, которые хотели скрыться от преследования египетскими властями.

По мнению авторов этой гипотезы, именно здесь, на правом берегу Нила, где было много мелких речушек, недостатка в воде во время трех месячного марша быть не могло.

Согласно этой гипотезе, библейские пустыни Син и Фаран — это Аравийская и Нубийская пустыни Африканского континента. А через три месяца пути израильтяне вполне могли оказаться у подножия горы Соир, которая располагается сегодня на территории современного государства Эритрея. Это самая высокая гора в этом регионе - 2989 м над уровнем моря. Отсюда, по мнению авторов этой гипотезы, Моисей отправляет соглядатаев-разведчиков на территорию довольно могущественного государства Аксум, которое контролировало морскую торговлю через Баб-эль-Мандебский пролив. После поражения с местными племенами израильтяне 38 лет не решались повторить попытку и выпасали скот у подножия горы Соир, которая находится от Красного моря всего в двух днях пути — 50 км. За этой горой находилась Земля Обетованная — Эфиопия.

Можно по-разному относится к этой версии, но она имеет право на существование.

Три версии маршрута Исхода израильских колен из Египта
Три версии маршрута Исхода израильских колен из Египта

От пустыни Негев до горного массива Саудовской Аравии

Относительно недавно (2010 г.) в газете «Jerusalem Post» появилась статья « Ватикан признает, что гора Синай находится в Негеве, а не в Египте » («Vatican to accept that Mt. Sinai is in Negev, not Egypt»), которую подхватили ведущие мировые масс-медиа. В действительности, эксперты- библеисты выразили большой интерес к исследованиям итальянского археолога профессора Эммануэля Анати , но до сегодняшнего дня не было выдвинуто никаких официальных заявлений со стороны Ватикана о степени достоверности выводов итальянского ученого.

Свои поиски библейской горы Синай итальянский ученый Э. Анати перенес с Синайского полуострова в пустыню Негев - гористую и малозаселенную местность.

Площадь Негева — 9800 км ² , в длину пустыня простирается на 190 км, а в ширину (в самом широком месте) — на 80 км. Высшая точка района — гора Рамон (1033 м над уровнем моря).

Именно кратер Махтеш Рамон, вернее, гора Крокус или по другому Карком , так как сам кратер имеет весьма внушительные размеры (протяженность 40 км, ширина 8 км), привлекла внимание пытливого Эммануэля Анати, который искал гору Богооткровения. На самом деле гору Карком даже трудно назвать горой т.к. силуэт Карком-Крокус не имеет привычной для образа горы остроконечной вершины. Гора Карком — это возвышенное плоскогорье размером примерно 12 км ² . Это и послужило для Э. Анати одной из отправных точек — ведь пророк Моисей поднимался на гору Синай около 7 раз, а самому пророку к этому времени было уже 80 лет! Вряд ли в столь почтенном возрасте человек вообще смог бы восходить на вершину, подобную Джабаль Муса, такое количество раз.

Гора Карком. Черта через которую нельзя было переходить во время получения Моисеем Синайского законодательства.jpg Гора Карком.
Черта через которую нельзя было переходить во время получения Моисеем Синайского законодательства
Гора Карком. Черта через которую нельзя было переходить во время получения Моисеем Синайского законодательства.jpg Гора Карком. Черта через которую нельзя было переходить во время получения Моисеем Синайского законодательства

В 1955 году, во время своей археологической экспедиции, Э. Анати обнаружил многочисленные доказательства временного жилья древних кочевников в районе горы Карком, которые он датировал эпохой среднего бронзового века. Но, наверное, самая важная и интересная археологическая находка ученного - примитивный жертвенник, сложенный из необработанных камней, образующих два параллельных ряда - « если же будешь делать Мне жертвенник из камней, то не сооружай его из тесанных, ибо, как скоро наложишь на них тесло свое, то осквернишь их » (Исх.20:25).

Оппоненты гипотезы Э. Анати возражали аргументом о водном ресурсе, который отсутствовал в районе горы Карком. В 1995 году доктор Джеральд Аардсма, учитывая это возражение, предположил, что библейским Синаем вправе называться расположенная тут же в пустыне Негев гора Йерухам , рядом с которой находится природный резервуар с пресной водой, а большое количество керамики, обнаруженное во время археологической экспедиции у подножия этой горы, послужило для ученого дополнительным свидетельством того, что здесь действительно около года стоял очень крупный лагерь.

Но если гора Синай была действующим вулканом, вряд ли гипотезы почтенных ученых Э. Анати и Д. Аардсма могут быть близки к истине, ведь на самом деле все три кратера (Большой, Малый и Рамон) были образованы не в результате извержения вулкана, а в ходе долгого эрозионного процесса.

Настаивая на том, что библейский Синай был вулканом, профессор Кембриджского университета Колин Хэмфри в своей книге « Чудеса Исхода: обнаружение необычных природных причин библейских историй » предложил свою версию Исхода израильских племен из Египта. Согласно реконструкции британского ученого, направляясь в Ханаан, евреи воспользовались древним торговым маршрутом, пересекая Синайский полуостров, выйдя к северному берегу Акабского залива Красного моря. Именно здесь по мнению К. Хамфри, и произошло библейское чудо рассечения вод, которое было возможно благодаря мощному природному явлению ветровых нагонов и опускания воды, что приводит к необычно низкому уровню прилива, позволяющему людям буквально ходить по морскому дну. Затем ветровой нагон вернул воду, которая затопила преследователей - египетскую кавалерию во главе с фараоном. Но для нас более любопытным будет то, что, по утверждению К. Хамфри, подлинный Синай таким образом следует искать не на Синайском полуострове, а на противоположном берегу Акабского залива — на Аравийском полуострове (!). По мнению британского ученого — это гора Берд на северо-западе современной Саудовской Аравии.

Колин Хэмфри
Фото: orthodoxy.org.ua
Колин Хэмфри

Саудовская Аравия — древний Мадиам?

В вопросе о локализации места горы Богооткровения некоторую помощь может оказать непосредственное установление географической территории древнего Мадиама. Ведь библейский текст очень четко сообщает о том, что и призвание пророка Моисея и Богоявление с дарованием Синайского Законодательства, которое произошло спустя некоторое время — все эти события происходили в земле Мадиамской.

Священное Писание очень четко определяет место расположение «земли Мадиамской» - это сирийско-аравийская пустыня. Ещё при жизни патриарха Авраама все сыновья, происходившие от Хеттуры, были отосланы в «землю восточную» - « а сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки и отослал их от Исаака, сына своего, еще при жизни, на восток, в землю восточную » (Быт. 25:6) Среди них и был Мадиан — родоначальник племени, из которого происходил будущий тесть пророка Моисея — Иофор («J») - Рагуил («E») . Именно по имени четвертого сына Авраама от Хеттуры и была названа земля куда бежал, спасаясь от преследования египетских властей пророк Моисей.

Достаточно посмотреть на географическую карту Передней Азии, чтобы убедиться в том, что к востоку от Святой Земли, где жили библейские патриархи, находится Заиорданье и Аравийский полуостров, куда и был отослан Мадиам со своими братьями и матерью Хеттурой, в то время как Синайский полуостров находится на юге. Он никак не мог остановиться на Синайском полуострове, так как он находился в сфере влияния Египта.

Понимание того, что «земля Мадиамская» - Аравия — это и есть место разворачивавшихся событий после Исхода, и так тщательно зафиксированных в библейском тексте, и привела не только Колина Хэмфри, который отнюдь не был пионером в своих догадках, но и многих других исследователей в Аравию.

Выше мы упоминали о научном интересе, который особенно был проявлен в XIX веке к Синайскому полуострову как самому вероятному региону местонахождения библейской горы Синай. И несмотря на то, что все научные силы были брошены на исследование Синайского полуострова, некоторые ученые предлагали альтернативные варианты. И в настоящее время все чаще звучат аргументированные версии, согласно которым библейский Синай следует искать на территории Аравийского полуострова.

К сторонникам этого предположения относил себя и профессор-филолог Франк Кросс (Гарвард, Британия), который настаивал на том, что Синай расположен на северо-западе Саудовской Аравии.

Не сговариваясь, два исследователя Чак Мисслер («Вот она — гора Синай?») и Хавард Блюм («Золото Исхода») указывали в своих трудах на гору Джабаль аль - Луз (2500 м), которая, кстати, также находится на территории Саудовской Аравии.

Но все же первым, кто выдвинул это предположение, был археолог-любитель Рональд Элдон Уайетт .

Началом его личного увлечения - поиском горы Синай, можно считать обнаружение в 1978 году в Акабском заливе со стороны государства Египет фрагментов боевых египетских колесниц. Из-за того, что на протяжении веков останки колесниц находились под водой, они все были охвачены кораллами, что по мнению самого Р. Уайетта и сохранило их до нашего времени. Помимо этих важных находок, здесь же, под водой, был обнаружен спуск от берега «подводного моста» из грунта, а также начало расчищенной от больших валунов подводной дороги. Свои находки археолог-любитель сразу соотнес с библейским текстом об Исходе.

По мнению самого Р. Уайетта, им было обнаружено место выхода израильтян и египетских преследователей к Красному морю. На берегу, у места погружений исследователя, располагался пляж огромной площадью. Здесь действительно могло расположиться большое количество людей с их стадами, а также боевые части египетской кавалерии. Единственным выходом на пляж был каньон, по которому и вышли к морю беглецы спасаясь от преследования. Р. Уайетт был уверен, что им было обнаружено начало пути чудесного пересечения библейского Ям-Суф.

24 января 1984 года Р. Уайетт в сопровождении двух своих сыновей нелегально пересекает границу Саудовской Аравии со стороны Иордании и автостопом добирается в район горного массива Джабаль-эль-Лоз. Американский путешественник был определенно убежден, что он находится у легендарной горы Синай. Этому он нашел целый ряд подтверждающих фактов.

Почерневшая вершина Джабаль эль-Лоз
Почерневшая вершина Джабаль эль-Лоз

Во-первых, у подножия горы располагалась довольно просторная открытая площадь, где вполне могли расположиться израильские племена в своем большом количестве.

Во-вторых, здесь у горы Р. Уайетт обнаружил, как он предположил остатки древнего жертвенника, окруженного разбросанными вокруг по диаметру колоннами.

Но самое главное, что отметил Р. Уайетт — это почерневшая вершина горы Джабаль эль-Лоз, которая, возможно, приобрела такой вид после неоднократных явлений Всевышнего: « Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся » (Исх. 20:18).

Нелегальная экспедиция имела печальное завершение — Р. Уайетт был задержан пограничниками и по предварительному обвинению в шпионаже в пользу Израиля был заключен в тюрьму, где провел 75 суток. Параллельно с этим, саудовские спецслужбы, проверяя информацию, в которой американский путешественник пытался доказать свою невиновность, объясняя свое нелегальное вторжение в целях библейских исследований, действительно обнаружили в предполагаемом Р. Уайеттом месте выхода израильтян на берег после чудесного перехода гранитную колону, в финикийском стиле, с надписями на древнееврейском языке. Это был первый случай, когда на территории Саудовской Аравии был найден артефакт содержащий надписание на иврите. Примечательно то, что такой же формы столб Р. Уайетт нашел раннее в 1978 году на египетском побережье, которому он тогда не придал значение.

Столб на египетской территории
Столб на египетской территории

В марте 1985 года Р. Уайетт смог вернуться к горе Джабаль эль-Лоз теперь уже легальным путем. Возобновив свои исследования у подножия горы Джабаль эль-Лоз, американский путешественник обнаружил уникальные петроглифы, имеющие явные признаки египетского происхождения. По мнению Р. Уаетта древние петроглифы в египетском стиле — следствие временного культа поклонения тельцу. Культу, который вспыхнул среди израильтян, при поддержке Аарона, во время сорокадневного отсутствия пророка Моисея, который находился в это время на вершине горы Джабаль эль-Лоз — библейского Синая.

Фото: orthodoxy.org.ua

Завершая наш экскурс, посвященный локализации библейской горы Синай, очень важно сделать следующий вывод: не физическое и не географическое место горы Богооткровения способно установить гармонию как во внутреннем мире каждого, так и в отношениях между людьми, а именно воплощение в жизнь Божественного принципа, основа которого передана в Декалоге, который должен стать началом, серединой и концом всего нравственного пути человечества.

Заключение

Вернемся к нашим духовным «альпинистам», ожидающих на Джабаль Муса Синайского полуострова своего маленького чуда. И вот долгожданный восход солнца - небольшое плато вершины начинает оживать. Люди начинают аплодировать, петь, некоторые группы пилигримов восклицают «Аллилуйя», щелкают фотоаппараты, соперничая своими вспышками с лучами поднимающегося солнечного диска. Поразительно, но за три-четыре часа подъема (а ведь многие из здесь находящихся на вершине, не знали друг друга до этого восхождения, проживая в разных частях света, и говорящих на разных языках) сейчас переживают ощущение единства, и, наверное, это самое главное, с чем должны спуститься вниз «альпинисты».

Олег СкнарьОлег Скнарь, Протоієрей, кандидат богословских наук
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram