Приближаясь к деревушке Вади-Муса, расположенной при въезде в Петру, нельзя не заметить изменения ландшафта: постепенно скалы и возвышенности приобретают странные очертания, а скальная порода поражает своей многоцветностью: мелькают вкрапления красного, розовато-лилового, голубого и черного оттенков. Скальный город Петра находится в центре этой природной аномалии, размер которой 200 км². Частые землетрясения, русла рек, ветры и дожди создали из мягкого песчаника этот фантастический ландшафт, в котором величественные горы соседствуют с обрывистыми ущельями и узкими теснинами.
И вот, конец ущелья, и одновременно - начало эпического представления: занавес отодвигается и зритель видит потрясающие декорации. В этом месте, как правило, сопровождающий гид останавливает группу и громко возглашает: «А теперь все смотрим на мой палец! », и все, кто до этого любовался красотой форм отвесов ущелья или щелкал фотоаппаратом, сосредотачиваются на указательном пальце свего проводника. Далее гид медленно разворачивается и плавно, отработанным движением уводит взгляды экскурсантов на расщелину где появляется величественный фасад Аль-Хазне, ставший сегодня визитной карточкой Иордании.
Неожиданное зрелище, действительно на некоторое время лишает дара речи — восторг, изумление, все эмоции сопровождающие первую встречу с этим чудом, очень трудно передать!
Добро пожаловать в Петру!
Открытие Петры
Можно сказать, что вновь для западного мира Петра была открыта швейцарским востоковедом Иоганном Людвигом Буркхардом. Сегодня нам известны многие детали трудного и опасного путешествия предпринятого этим отважным исследователем Ближнего Востока и Севера Африки. Прекрасно изучив Коран, арабскую культуру и арабский язык, под именем Ибрагима ибн Абдаллаха в 1809 г. он прибыл в Сирию для того чтобы собрать сведения о кочевых пустынных племенах. Около двух лет ученый провел в Алеппо, откуда он совершал краткие путешествия в Дамаск, Пальмиру, Баальбек, долину Оронт, к истокам Иордана, собирая ценные археологические сведения и картографически фиксируя их географическое положение. Иногда ему приходилось идти на хитрость для того, чтобы снять подозрения в своей принадлежности к исламской традиции. Так, однажды, когда он представился мусульманином из Индии, Буркхарда попросили продемонстрировать свой хинди, нисколько не смущаясь, швейцарский путешественник начал говорить на немецком языке, чем удовлетворил вопрошавших, которые, кстати, не знали ни хинди, ни, тем более, немецкого.
22 августа 1812 года Иоганн Людвиг Буркхард прибыл в библейскую долину Вади-Муса (Долина Моисея). Местным бедуинам Ибрагим ибн Абдаллах сообщил, что хочет совершить жертвоприношение на горе Джабаль Харун (Гора Аарона), где по преданию был погребен брат Моисея Аарон. Мотивы Буркхарда были убедительны, впрочем как и его арабский, так что он без труда нашел проводника из местного племени. Не подозревая, что в лице Ибрагима ибн Абдаллаха он сопровождает европейского востоковеда, бедуин повел Буркхарда кратчайшим путем - через ущелье Ас-Сиг, которое и вывело их к фасадам скальных гробниц древней Петры. Разумеется ни о каких записях и зарисовках, тем более замерах увиденного швейцарским исследователем и речи быть не могло. Скрывая свой внутренний восторг от увиденного, Иоганн Людвиг Буркхард внешне сосредоточенно направлялся, минуя древние набатейские гробницы, словно не замечая римский амфитеатр и триумфальные ворота к фиктивной цели своего паломничества — к подножию горы Джабаль Харун ( Вершина Аарона ) .
Таким образом миру вновь была открыта древняя Петра, история которой насчитывает как минимум 4000 лет.
Села-Петра — столица древнего Эдома и Набатейского царства
В книгах Ветхого Завета этот город именуется на языке оригинала как הַסֶלַע [ha-Sela] «скала». Именно с таким значением данный топоним был переведен и на греческий язык (впервые название города как «Петра» появилось в «Переводе семидесяти» (Септуагинта). В 4 книге Царств (14:7) Села упоминается как столица Эдома, которую в 797 г. до Р.Х. царь Иудеи Амасия «взял войною». Сегодня благодаря археологии не остается сомнений, что древнее эдомитское городище находилось на Джебель Умм аль-Бияра - в сердце области Петры.
По всей видимости, когда пророк Иеремия говорил о народе, «живущем в расселинах скал и занимающем вершины холмов» (Иер. 49:16), несомненно он имел ввиду Эдом и древнюю Селу-Петру, но какой народ проживал в этой местности во времена пророка Иеремии — это вопрос, который до сегодняшнего дня остается открытым. Дело в том, что до сих пор среди специалистов нет единого мнения, когда территория древнего Эдома была занята полукочевым семитским народом — набатеями.Одни полагают, что это произошло в VII в. до Р.Х., другие исследователи называют V - III вв. до Р.Х. Но для нас очевидно одно:вследствии миграции кочевников-набатеев коренное население Южного Заиорданья — эдомитяне, были частично ассимилированы или вытеснены на запад. Эта же судьба постигла и северных соседей — жителей библейских Моава и Аммона.
О происхождении набатеев в среде исследователей также нет единогласия. Так, некоторые ученые считают, что набатеи пришли в Эдом из южных районов Сирийской пустыни, другие полагают, что с юга Аравийского полуострова.
Именно при набатеях Петра стала важным торговым узлом на караванных путях по которым везли шелк, специи и другие товары. Эти пути соединяли Китай, Индию и южные арабские страны с Сирией, Египтом, Грецией и Римом.
В Священном Писании неоднократно упоминается первенец Измаила Наваиоф (Быт.25:13; 28:9; 36:3), который, по мнению некоторых исследователей, и был предком-эпонимом набатеев. Еще одно объяснение эпонима «набатеи» - это древний перевод и по нашему мнению, наиболее близкий к первоначальному значению слова означающий «добывать», «извлекать».
Что же древние набатеи добывали и извлекали? Древние кочевники-набатеи обладали бесценным даром — даром извлечения живительной влаги из материнских недр земли. Современные археологические раскопки, проведенные в Петре, доказывают, что набатеи были знакомы с основами гидравлики и гидротехники. Интенсивное развитие города и сопутствующий ему рост населения (в II — I вв. до Р.Х. в Петре проживало около 50000 человек) вынудили набатеев построить грандиозную систему водопроводов и водохранилищ. Канализационные трубы и остатки терракотовых труб водопровода, которые видны вдоль стен с наружной стороны ущелья связывались в одну хитроумную централизованную водопроводную систему.
Один бедуин рассказал мне свою версию известной библейской истории о высечении пророком Моисеем воды из скалы (Исх. 17:6). По его мнению это произошло именно в Ас-Сик. Так вот, согласно гипотезе моего собеседника, Моисей ударом посоха пробил замаскированную в откосе скалы жителями Петры терракотовую трубу акведука, по которой вода подавалась в город. Конечно, кроме улыбки, эта история вряд ли может заслужить доверия.
Но, можно с уверенностью утверждать, что одним из основных источников пополнения казны Набатейского царства была продажа воды для караванов.
Интересен и сам по себе факт, что в арабском языке слово « набат » означает «строитель», а « набатыин » или « анбат » - «строители», или более благозвучно «ваятели». Действительно, несмотря на многочисленные землетрясения разрушавшие Петру, сохранившиеся постройки относятся именно к вспышке строительства в период когда хозяевами Петры были набатеи.
Но всю славу строительства древней Петры отдать набатеям было бы не справедливо. Даже при аматорском взгляде на фасады скальных гробниц Петры нельзя не заметить конгломерат архитектурных стилей и разнообразных элементов набатейского дизайна. Несомненно, в строительных работах принимали участие иностранные зодчие. Для примера, рассмотрим самый известный фасад Петры — Аль-Хазне, возведенный в I в. до Р.Х. при набатейском монархе Аретасе IV (умер в 40 г. по Р.Х.). Колонны и капители — коринфские, огромные обелиски — египетские, а статуя Тихе (Исиды) явно носит следы александрийского влияния (Петра активно торговала с Александрией).
Через эллинизацию к Риму
Внешний мир ничего не знал ни о Петре, ни о набатеях, пока город в 312 г. до Р.Х. не захватил полководец Александра Македонского Антигон Одноглазый. Петру через какое-то время отбили обратно, но слух о том , что у на набатеев-монополистов, обладающих несметными богатствами, находится загадочный город начал быстро распространяться извне.
В 62 г. до Р.Х. после покорения Иудеи Марк Скавр, ставший новым римским проконсулом Сирии, двинулся для захвата Набатейского царства и его столицы. Однако, все обошлось без кровопролития — проверенная тактика набатеев (денежный выкуп) и в это раз спасла их от военных действий, но не смогла их полностью обезопасить от «римской тактики» - Набатея превратилась в вассальное царство, подчиненное Риму. В 106 г. при римском императорое Траяне, после смерти последнего набатейского монарха Раббела II Набатея была анексирована Римом и превращена в провинцию «Аравия».
Римское присутствие в Петре было ознаменовано масштабными застройками Петры. Был построен амфитиатр на 8000 мест, термы, общественные здания, храмы посвященные богам римского пантеона, город был украшен гирляндами колоннад. В это же время через Петру была проложена знаменитая Via Romana — важная артерия, связывавшая Сирию и порт на Красном море. С расколом Римской империи, Петра отошла к Византии. Именно в этот период в Петре возводится несколько христианских храмов, а некоторые постройки римского периода были перепланированы. Примечательно то, что один из районов древней Петры до сих пор именуется Харет ан- Насара (Христианский квартал).
Несмотря на то, что раскопки в Петре ведутся давно, наверное самой значимой находкой за последние десятилетия было обнаружение в 1993 году целой библиотеки. Наверное, самая большая ценность обретенных рукописей — это уникальная возможность узнать раннее недоступную информацию об экономической и социальной жизни христианской Петры в VI в. Стало очевидным, что прежние предположения об опустении города вследствии землетрясения 9 июля 551 г. не верны. Благодаря этим письменным памятникам мы смогли узнать как Петра именовалась в византийский период — Августоколония Антониана Адриана — метрополия провинции Палестина Терция Салутарис .
Закат Петры
Процветанию города пришел конец, когда изменилась структура торговых маршрутов. Теперь они прошли через Пальмиру и по морю вокруг Аравийского полуострова.
Когда в эти края в VII в. пришли мусульмане, Петра уже превратилась в «затерянный город». В течении последующих семи столетий о его существовании знали только местные бедуины, старательно оберегавшие Петру от чужеземцев.
Осматривая скальные гробницы Петры, я обратил внимание на то, что почти во всех погребальных склепах своды и стены покрыты толстым слоем сажи – эта копоть, скрывающая естественную “отделку под мрамор” песчанника - следы костров бедуинов. Дело в том, что на протяжении многих веков пещерные гробницы Петры использовались бедуинами как квартиры для жилья. Начиная приблизительно с XVIII в. бедуины проживали здесь естественной общинной жизнью – здесь в скальных квартирах рождались, воспитывались, женились, выходили замуж, старели и умирали целые поколения.
Вплоть до 1980-х годов бедуины проживали на территории “затерянного города” пока для них правительство короля Хусейна не построило город находящийся в 10 км от Петры – город Бейда, куда и были выселены несколько тысяч обитателей пещер. Сегодня в окрестностях древней Петры (в городках Бейда и Бдуль) с проживают два племени бедуинов - аммарин и бдуль (всего на территории Иордании насчитывается 36 племен бедуинов составляющих 40 % населения Королевства). И не смотря на то, что традиционно бедуины отождествляются с арабами, некоторые исследователи считают бедуинов племени бдульэтническими евреями ведущими свое происхождение от колена Симона. По всей видимости и название племени, косвенно это подтверждает, ведь “badal” в переводе с арабского означает “менять”, видимо такое наименование (“бдуль”) племя получило когда перешло из еврейской традиции в ислам.
И если бедуины племени бдуль не помнят, когда их предки появились в окрестностях Петры, то в среде бедуинов-аммарин сохраняется предание согласно которому два брата-бедуина около 400 лет назад выменяли право собственности на Петру за 10 верблюдов плюс пушку. Скорее всего именно потомки этих братьев впоследствии и расстреляли фасад Аль-Хазне из своих карабинов в надежде на то, что из украшавших фасад Сокровищницы кубка и скульптур должно посыпаться золото, которое по их мнению здесь спрятали египтяне.
Неизвестное путешествие апостола Павла
Многие поколения библеистов посвятили большое количество исследований изучению и личности апостола Павла и его трудам. Но несмотря на то, что казалось бы об апостоле языков нам известно почти все или по другому сказать больше чем о других апостолах, все же некоторые штрихи из биографии апостола Павла остаются уделом только пристальных текстологов глубинно изучающих Новый Завет.
Одним из таких мест, в корпусе посланий апостола Павла, есть повествование от первого лица в послании к Галатам. Здесь апостол сообщает о некоторых деталях своей биографии: «Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, - я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию и опять возвратился в Дамаск» (Гал. 1:15-17).
Сегодня у нашего современника при упоминании топонима Аравия наверняка возникнут какие-то ассоциации с Аравийским полуостровом на юго-западе Азии, на территории которого сегодня расположены современные Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ и другие государства. Но, интересным является тот факт, что на языке Библии это более конкретное место — долина расположенная к югу от Мертвого моря, которая является частью знаменитого Сирийско-Африканского разлома. Причем, во времена апостола Павла это была конкретная страна — Набатейское царство, ближайший сосед Иудеи. Мало того, к этому времени древняя Набатея стала вассальным государством Римской империи, а через несколько десятилетий она будет полностью аннексировано Римом, с названием «Провинция Аравия». Следовательно, апостол Павел три года (это можно предположить исходя из 18 стиха 2 главы послания к Галатам) провел на территории Набатеи-Аравии — древней библейской земли Эдома или как её называли греки - Идумея.
Правда сегодня мы можем только предполагать, но если апостол Павел сообщил о том, что он был в Аравии, скорее всего он был и в Петре — столице Набатеи, крупнейшем торговом центре Аравии. Не исключено, что пребывание после чудесной встречи со Христом среди набатеев-язычников сформировало в нем уверенность, что Благая Весть прозвучала не только для его соплеменников, но для всех кто способен услышать этот Божественный призыв.
Заключение. «Лестница в небеса»
Когда я покидал Петру, мой взгляд остановился на одной удивительной архитектурной детали, которая довольно часто встречается в декоре скальных фасадов гробниц Петры. Это ступенчатые пирамиды, вырезанные на барельефе верхней части гробниц, внешне напоминающие зиккураты древнего Шумера. Безусловно, их видел и апостол Павел, символ которых читался как для него так и для жителей Петры безаппеляционно — это лестница в небеса, приглашение человеку подняться «горе», ввысь. Конечно представления о горнем мире у зодчих этих фасадов и у монотеиста апостола Павла кардинально разнилось, но апостол языков наверняка прочувствовал внутреннюю потребность жителей древней Набатеи в помощи при подъеме по этой «лестнице».
Фактически не исключено, что богословская доктрина, ставшая судьбоносной для Христианской Церкви « где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем — Христос » (Кол. 3:11) родилась именно здесь в Аравии, в Петре. А убежденность в своей миссии после трехлетнего пребывания в Аравии апостол Павел позднее сообщит в послании к Ефесянам: «... вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколения сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым, чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования, которого служителем сделался я по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его » (Еф. 3:4-7).