ГлавнаяОбществоНаука і релігія

«666» — демоническая мистика? (Ч.2)

Тема, над которой мы предложим поразмышлять, уже 2000 лет остается открытой и многим не дает покоя. Эта тема своего рода ребус, загадка, шифр, который пытаются разгадать, расшифровать не только профессионалы, но и «криптографы-аматоры». Эта загадка находится в самой мистической книге Библии.

(Продолжение. Начало текста читайте тут)

Летом 64 г. в июле месяце Рим был уничтожен катастрофическим пожаром. Три из четырнадцати районов города выгорело дотла. Семь серьезно пострадали, и только четыре остались нетронутыми огнем. Тысячи граждан Рима при этом погибли, не в силах вырваться из ловушки узких улочек между многоквартирными домами, когда огонь уничтожал деревянные перекрытия. Десятки тысяч людей оказались на улицах Рима всего лишь с теми пожитками, которые они успели вынести из огня. Всюду ходили слухи о поджоге. Говорили и о том, что поджог устроен для того, чтобы проложить парки. И действительно, очень быстро на попелищах римских районов начали возводит дворцы.

Властям необходимо было срочно избрать «козла отпущения», которого можно было бы обвинить в поджоге. И они остановили свой выбор на малочисленной религиозной секте, в которую входили преимущественно иностранцы, бедные и бесправные люди. Это была странная, по мнению большинства римлян, секта, скрывающая свой культ и исповедующая веру в Казненного по приказу римского наместника в Иудее Преступника.

Вот что пишет по этому повод римский историк Тацит: « Чтобы пресечь слухи, Нерон подставил виновных и подверг самым изощренным казням тех, кого чернь ненавидела за их постыдное поведение и называла христианами. Начало этому дал Христос, который был при императоре Тиберии приговорен к смерти прокуратором Понтием Пилатом; временнно подавленное пагубное суеверие вспыхнуло снова не только в Иудее, где это зло родилось, но также и в столице, куда отовсюду стекается и находит множество приверженцев всякая гадость и пакость. В начале схватили тех, кто эту веру исповедовал публично, затем на основании их показаний — великое множество других и признали их виновными не столько в поджоге, сколько в ненавести к роду человеческому. Казнили их с позором — одевали в шкуры зверей и бросали на растерзание собакам, распинали на крестах и ночью поджигали вместо факелов ».

Примечательно, что римский историк, относившийся к христианам с презрением, выделяет жестокость Нерона. Именно император Нерон достоин прозвища «зверь». Но к моменту написания Апокалипсиса он уже покончил жизнь самоубийством. Нерон есть в списках «семи голов — семи царей» и в числе тех пяти монархов, которые «пали». Кто же «восьмой»?

Нерон-феникс

Стоит отметить, что не вся Римская империя поверила в самоубийство императора Нерона. Дело в том, что его похороны не были публичными, а тело не было захоронено в Музее Августа, как полагалось. Но самое главное, свидетелем суицида Нерона был лишь один человек — Икел, вольноотпущенник Гальбы. Слухи у том, что император остался жив, стали почвой для появления в Римской истории «Лже-Нерона» — группы самозванцев, объявлявших себя императором Нероном, чудом избежавшего осуждения и казни.

В Талмуде говорится о том, что Нерону удалось бежать в Палестину, где он женившись, поселился в Иерусалиме, продолжая упражняться в пении и игре на музыкальных инструментах.

Но для нас более важно повествование Тацита, который сообщает о появлении Лже-Нерона как раз в интересующий нас период. Это раб из Понта, который появляется в Греции в 68 г. Причем население «свободной провинции Ахайя» принимает его с восторгом. Тацит считает его вольноотпущенником из Италии. Он сразу снискал симпатии, и в его подлинности не было сомнений, так как внешне он очень походил на оригинального Нерона и даже обладал даром стихотворчества и игре на кифаре (лютне).

Вот почему автор Апокалипсиса с уверенностью говорит о предполагаемом воцарении Отона: « и когда придет, недолго ему быть». Лже-Нерон, объявившийся в Греции, не медлил - ему удалось привлечь на свою сторону небольшой военный контингент, состоявший из солдат-беглецов, а также рабов вольноотпущенников. Затем с помощью греков он обзавелся кораблем и, высадившись на острове Китнос архипелага Киклады, пополнил ряды своей армии из солдат восточных легионов, проводивших здесь свой отпуск. Впоследствии сюда начали стекаться все те, кто был недоволен политикой Гальбы. Остров Китнос и стал основной базой, своего рода штабом Нерона-самозванца.

Теперь отчасти становятся понятны слова св. Иоанна Богослова: « И зверь который был и которого нет, есть восьмой, из числа семи».

616 вместо 666

Выше мы упоминали, что христианским общинам послеапостольского периода данный фрагмент Апокалипсиса был известен с числительным «616». По всей видимости, именно это «число зверя» было и в оригинальном варианте, вышедшем из-под пера св. Иоанна Богослова. В свете экзегезы рассмотренных выше стихов Апокалипсиса попробуем понять, что под этим числительным скрыл автор книги Откровения.

Из книги Деяний святых апостолов, корпуса апостольских посланий, нам известно, что успеху распространения христианского учения способствовала разветвленная сеть общин еврейской диаспоры Римской империи. Конечно, только этим нельзя объяснить успех проповеди апостолов, но это обстоятельство очень помогало. Несомненно, семитская окраска греческого языка Апокалипсиса выдает автора еврейского происхождения, писавшего свою книгу для христиан с еврейскими корнями, а также для тех, кто пришел в христианство через еврейский прозелитизм. И тем, и другим были предложены понятные им образы и аллегории Апокалипсиса. Мудрость, о которой говорит св. Иоанн Богослов, предполагала в первую очередь знание иврита, языка, на котором во всех синагогах Римской империи читалась Тора. Каждый иудей знал, что каждой букве еврейского алфавита соответствует определенное числительное. И поэтому автор Откровения предлагает по его мнению совсем не сложную, но требующую знания языка Торы, процедуру: « сочти число зверя, ибо это число человеческое».

Следовательно, число «616» это совокупность числовых значений букв еврейского алфавита подлинного имени апокалиптического «зверя». Каждый кто держал в руках монету чеканки времени правления императора Нерона, видел надпись на аверсе монеты на латинском языке: «NERO CAESAR».

Так вот, если транслитерировать эту надпись буквами еврейского алфавита, с учетом того, что гласные буквы в иврите отсутствуют, мы получим следующее: נרו

קסר

Буква « נ » [nun] — 50

Буква « ר » [resh] — 200

Буква « ו » [vav] — 6

Буква « ק » [kuf] — 100

Буква « ס » [sameh] - 60

Буква « ר » [resh] — 200

В сумме «число зверя» будет равнятся 616, как раз тому числительному, о котором упоминал св. Ириней Лионский и Цезарий из Арла. Именно число 616, по всей видимости, было и в оригинальном варианте книги Откровения, вышедшем из-под руки св. Иоанна Богослова. А учитывая то, что в латинском языке имя Nero не закрывается окончанием только в именительном падеже (при склонении в других падежах к основе имени Neron добавлялись соответствующие окончания), впоследствии при копировании Апокалипсиса переписчики в греческом тексте книги Откровения добавили по их мнению недостающую букву «n». Именно эта буква и изменила «число зверя», увеличив его, ведь соответствующий аналог в еврейском алфавите, буква « נ » [nun], имеет числовое значение «50». 616 + 50 = 666 — вот откуда в более поздних списках Апокалипсиса появилось видоизмененное числительное.

Но для нас важнее то, что мы смогли увидеть основные мотивы св. Иоанна Богослова к сокрытию прямого содержания некоторых фрагментов Апокалипсиса. Действительно, Нерон со своей жестокостью и бескомпромисностью в сознании первохристианской общины был олицетворением свирепого зверя, и его «воскрешение» на исторической сцене грозило «воскрешением» преследования христиан.

Заключение

И еще более важно понять, что само числительное, будь оно «616» или «666», не несет никакой мистической нагрузки. Потому что сегодня многие связывают число «666», само по себе уже вселяющее ужас, непосредственно с антихристом. Интересен также тот факт, что во времена св. Иоанна Богослова еще не существовало десятичной позиционной системы исчисления, она появится в Индии только в 595 г. Но наши современники почему-то боятся числа «666», разложенного на десятичные разряды и представленного в виде трех шестерок, что противоречит написанию «числа зверя» в самом Апокалипсисе.

«Число зверя» не имеет никакого отношения к реалиям и событиям нашего времени. Поэтому когда Вы вновь будете набирать перед электронным адресом знаменитые «www» (в ивритском алфавите «w» соответствует буква « ו » [vav] - гематрия этой буквы равна «6»), можете возразить тому, кто будет упрекать Вас в том, что Вы вызываете сатану. Аналогично и при посещении маркета: когда Ваша корзина будет наполнена покупками со штрихкодом — это также не повод к отчаянию, смело двигайтесь к кассе для расчета!

Никакой мистики в этом числительном (666) нет! Как и нет вообще никакой эзотерики в христианстве. Ведь некоторые группы церковных людей верят в особые, эзотерические знания, которые передаются от надежных «старцев», которые якобы способны предостеречь от их несознательного отпадения от Церкви и Христа.

Опасность таких нумерологических затей очевидна: когда общество устанет от бесконечных ложных тревог, оно не отзовется на тревогу истинную.

Те, кто развернул деятельность по обнаружению пресловутых шестерок, уверены, что спасают Церковь. Поверьте, больше пользы Церкви принесет тот, кто будет искать не антихриста, а Христа.

Олег СкнарьОлег Скнарь, Протоієрей, кандидат богословских наук
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram