Банковая. Эйфория
В лагере Президента царит оживление. Можно даже сказать эйфория. Пока – необоснованная.
«Он начал кампанию еще 23-го августа – с извинений за невыполненные обещания 2014-го, и это был очень сильный поступок. Согласись, ни один топ-политик, за все годы, такого не делал, ошибок своих не признавал», – довольно констатирует один из близких соратников главы государства.
Следующий «красивый ход» назначен на 31 декабря. Согласно закону, это – первый день для выдвижения желающих занять верховный пост страны. Логично, Петр Алексеевич воспользуется эксклюзивной опцией, которую предоставляет ему праздничное президентское обращение.
«Увидишь, в ноябре рейтинги Порошенко пойдут вверх. У него есть все шансы выйти во второй тур. Вместе с Юлей. Вот, как победить ее во втором туре – да, пока вопрос. Мы над этим работаем», – продолжает собеседник.
Правда, внятно ответить на вопрос о том, за счет чего к ноябрю (запомним эти строки, это важно) начнется рост рейтинга, не может.
«Подключатся губернаторы, мэры, мажоритарщики. Это будет симбиоз. Да, мы строим «сетку», а когда без нее обходилось?», – добавляет второй.
При этом важное отличие: если раньше «сетка» кроилась по областям, теперь – по округам. «Мы пока не до конца понимаем будет ли меняться избирательное законодательство. В любом случае, если человек рассчитывает избраться по округу, не встретив при этом сопротивления центральной власти, это надо заслужить», – продолжает.
Конечно, президентские успехи на отдельно взятой территории условному мажоритарщку еще ничего не гарантируют; особенно – регулярного бюджетного финансирования вверенных территорий (и они сами это понимают), но Банковая все равно делает на них ставку.
Начальником штаба, как ранее уже сообщалось, действительно стал Виталий Ковальчук. Главный идеолог – Игорь Грынив. Сергей Березенко, с которым у Ковальчука сложились не самые теплые отношения, курирует «поле», тех же мажоритарщиков, местное самоуправление, координацию партийных ячеек. Александр Турчинов от всего этого праздника жизни корректно дистанцировался.
Учитывая статус первого замглавы АП, с официальным началом кампании Виталий Ковальчук – по информации LB.ua – уйдет в отпуск.
Меж тем, на пути ко второму туру перед Президентом Порошенко стоит сразу несколько вызовов, игнорировать которые никак невозможно.
В частности:
а) отношения с премьер-министром;
б) социально-экономическая ситуация;
в) отсутствие консолидации элит и, как следствие, наличия «общака» – бюджета кампании, куда сделали взносы состоятельные партнеры и попутчики, а также остальные заинтересованные лица;
г) «план Б» на случай нежелательного развития событий весной 2019-го года. Конкретно – Конституционная реформа, первый этап которой начинать нужно безотлагательно;
д) потенцииальные осложнения после получения Томоса.
Разберем по порядку.
Конфликт с Премьером. Мирослав Продан и "ящик Пандоры"
Украина - страна контрастов. В условиях парламентско-президентской республики всякий премьер мечтает об усилении полномочий (куда уж больше?) на других должностях; всякий Президент – начинает «кошмарить» главу правительства на следующий день после его назначения, стараясь перетянуть на себя его полномочия.
«Традиция» неизменна и сегодня. Планы по смещению Гройсмана с должности главы КМУ строились на Банковой еще весной. Однако, тогда (как и сейчас, собственно), уперлись они в Конституцию. Предписывающую замену премьера в случае его болезни, смерти, добровольной отставки, а также при условии, если с соответствующей инициативой выступит Президент или депутаты Рады. Последний сценарий всерьез обсуждался в апреле. Но значиться фронтменом процесса Порошенко не пожелал, депутаты его фракции «марать руки» тоже отказались, а остальным это и подавно не надо. Так вопрос и завис.
«Главная проблема в отношениях Порошенко и Гройсмана состоит в том, что первый свято уверен: он Володю, как большого политика, породил. Сделал спикером, затем – премьером. Стремительная карьера, как для его возраста и статуса, не правда ли? Тогда как Володя считает себя самостоятельным, абсолютно независимым деятелем, который всего достиг сам и никому ничего не должен», – говорит человек, одинаково хорошо знающий и Порошенко, и Гройсмана.
В настоящее время проблем в отношениях прибавилось. Имя главной – Мирослав Продан. Ближайший соратник Гройсмана, и.о главы Фискальной службы Украины попал в поле зрения ГПУ еще в конце весны. Краткая суть претензий: «внеплановые доходы» (которые, по версии силовиков, якобы напрямую связаны с трудовой деятельностью), будто бы позволившие куму чиновника (некто по имени Максим) начать для него строительство шикарного особняка в Стоянке. Примечательно – на одной улице с главой ГПУ Юрием Луценко. Правда, особняк потом выставили на продажу (за какой-то жалкий миллион, что – по мнению правоохранителей – в два с лишним раза меньше, чем на его возведение было потрачено), но «вещдоки» – копии переписки относительно выбора деталей интерьера, мебели и прочей бытовой мишуры – якобы сохранились и находятся в руках правоохранителей. Планы по приобретению зарубежной недвижимости в Турции (где куплено минимум одно здание) также не остались незамеченными. На минувшей неделе материалы уже переданы из ГПУ в САП. Сам Продан стремительно отбыл в отпуск. Его кум Максим, будто бы являющийся главным поверенным и.о. главы ДФС в указанных делах, в бега ударился еще раньше.
Все это в сумме дает силовикам основания утверждать: уже в ближайшее время Мирослав Продан получит подозрение.
Гройсман об этом якобы осведомлен – вплоть до ознакомления с материалами, послужившими базой претензий к главному налоговику.
«Скандала не избежать, он больно ударит по реноме власти в целом. Следовательно, Владимиру Борисовичу предложили «по-тихому» слить опального соратника, дабы не пострадать самому», – говорит высокопоставленный источник LB.ua в «органах».
Учитывая, что заявления об отставке господина Продана на Кабмине не озвучивалось, «совет», судя по всему, был проигнорирован (UPD: уже после публикации текста, утром среды пятого сентября, Кабмин все же принял решение об увольнении Продана "по собственному желанию").
«Если историю с Проданом придадут огласке, это спровоцирует цепную реакцию. О махинациях с лесом знают все, но только ВБ (внутренняя безопасность, – С.К.) ДФС, подчиненная Продану, способна объяснить, причем тут семья самого Генерального прокурора. Так что ящик Пандоры лучше не открывать», – решительно намекает на возможный ответ один из соратников Гройсмана.
«Никто никогда не поверит, что ГПУ «работает» по Продану без «благословления» Банковой, – добавляет еще один. – Они только одного не понимают: для Гройсмана «кейс Продана» – это личное. Он будет защищать его в любом случае, прав тот или нет «Сдавать» близкого тебе члена команды без сопротивления недопустимо – плохой сигнал для остальных».
Но и это еще не все.
Дополнительный фактор, подпитывающий режим «холодной войны» между Банковой и Грушевского, – личные амбиции Владимира Гройсмана.
«Наши узнали, что он стал создавать штабы, – рассказывает уже цитировавшийся в тексте сподвижник главы государства. – Ну, и начали шашкой рубить! Не разобравшись, что его штабы-то под парламентские, а не под президентские! Но, куда там, щепки уже вовсю летят».
Возникнет ли осенью вопрос отставки премьера? Конкретики пока нет, но на Банковой этого отнюдь не исключают. Отвечая на вопрос о том, откуда взять голоса, если учесть лояльность к главе КМУ «Народного фронта» (которая в последнее время, будем честны, значительно ослабла), говорят просто: «фронтовиков» может привлечь… пост Генпрокурора. Дескать, Юрий Луценко не против пойти на премьерское повышение, освободив нынешнее свое кресло. Не говоря уж о том, что из Александра Турчинова, по мнению соратников, тоже получился бы неплохой премьер.
Противостояние по линии Банковая-Грушевского (если оно разгорится в бОльшем масштабе) чревато проблемами для обеих команд. Вместо того, чтобы сосредоточиться на дальнейшем своем продвижении, они вынужденно будут отвлекаться на «тушение пожаров на флангах».
В любом случае, правда состоит в том, что без поддержки премьер-министра (вне зависимости от его фамилии) президентскую кампанию Порошенко не выиграть. Факт.
Конечно, предвыборная стратегия нынешнего гаранта нацелена на «все хорошее, против всего плохого»: максимальное отстранение от конкретики, предметных посулов. В пользу акцентов на уже достигнутом: безвиз, успехи армии и т.д.
Но.
На дворе не 2014-й год. Тогда украинский избиратель был предельно мобилизован, сплочен перед лицом вполне реальной угрозы полномасштабного вторжения (русским танкам, выстроившимся вдоль северной границы, требовалось всего два часа, чтобы добраться – через Чернигов – к Киеву). Сегодня ситуация качественно иная, люди больше не готовы «покупать воздух» – им нужна конкретика. Конкретика, ощутимая карманом.
А без повышения уровня зарплат, пенсий, социальных выплат (модель условной «Юлиной тысячи». Тут – просто термин. «Начинка» может быть какой угодно, смысл не меняется, – С.К.) этого не достигнуть. Экономика – вотчина, как известно, правительства.
Кроме того, как уже упоминалось, за распределение денег между территориями (читай: мажоритарными округами) тоже отвечает Кабмин.
Следовательно, без слажено действующего тандема: «Президент-премьер» успеха не достигнуть.
В данной связи, для Банковой варианта есть два: либо «дружить» с нынешним премьер-министром, либо его менять.
Третьего не дано.
В стане главы КМУ сие понимают, оттого хладнокровно держат дистанцию. Дескать: «сами придут и все попросят». «У нас самый высокий – среди всей власти – уровень доверия», – акцентируют.
На самом деле, за показной бравадой скрывается тревога. Владимир Гройсман уже признал: повышения цен на газ для населения (что есть требованием МВФ) не избежать. Ближайший транш ожидается в конце октября и к этому времени нужно уложиться. А вот на следующий день можно… объявить эмиссию. От чего точно выиграют рейтинги как Президента, так и премьера. Но не факт, что выиграет страна.
«Общак» и выбор элит
Как уже отмечалось, партнером на второй тур для Порошенко на Банковой определили Юлию Тимошенко. Тут почему-то считают, что во втором туре она – оппонент более «комфортный», чем любой кандидат от консервативного фланга (не факт, что им станет Юрий Бойко. Настоящая борьба на этом поле еще не началась, не исключено появление новых фаворитов).
При этом, правда, акцентируют: «нужно убедить Юлю играть по-честному. Договориться, чтоб все было бы по правилам». Не уточняя, с какой стати явный лидер гонки должен о чем-то договариваться с кандидатом под номером четыре-пять.
Об Анатолии Гриценко, которого так боялись в конце весны-начале лета, сейчас практически не вспоминают. Не потому, что у Анатолия Степановича падают рейтинги, просто сосредоточившись на работе «в полях», он аккуратно проходит «над радарами».
Что до Святослава Вакарчука, то в День Независимости никаких судьбоносных заявлений он не сделал. И уже не сделает. Как говорит в данной связи один умный человек: «Для артиста важно одобрение масс. Важно, чтоб его любили, им восхищались, аплодировали. А в политике аплодисменты – редкость. Даже если ты принимаешь правильное решение, будь готов к освистыванию». Статус «лидера мнений» – куда более выгодная (да, и что греха таить, в данном конкретном случае – более эффективная) для него ипостась.
Касательно Владимира Зеленского, то понятно, что его не/выдвижение зависит от позиции одного конкретного гражданина, любителя попить кофе.
Равно как не/успех кампании Порошенко в целом напрямую зависит от того, сплотятся ли вокруг него элиты. От региональных до верховных. Первые «дают результат» на местах, вторые – формируют «общак» и гарантируют поддержку ключевых ресурсов, в частности телеканалов.
Кстати, об «общаке». До дня голосования чуть более полугода, а его до сих пор нет. Что означает: ключевые игроки ставки до сих пор не сделали.
Деятелям калибром помельче и вовсе… предлагают финансировать кампанию Порошенко за свой счет. «На одном из первых совещаний с региональными активистами в АП, им прямо сказали: ребята, вы должны вложиться в победу нашего кандидата. Те сперва удивились, потом возмутились. Поскольку ожидали, что это им сперва бюджет выделят», – делится один из них.
Почему так происходит? Потому что – в нынешних условиях – главным трофеем, вопреки всему, являются результаты парламентской кампании, не президентской. И кресло спикера ВР гораздо притягательнее кресла Президента. Именно за него станут состязаться ключевые игроки. Именно на парламентские нацелены их ставки, когда президентские – лишь повод «заявить о себе».
Подробнее об этом поговорим в ближайшее время, пока же просто фиксируем факт.
«Судебный маркетинг» и конституционная реформа
Как в доме повешенного не говорят о веревке, так и в Администрации Президента помалкивают о том, что будет, если Петр Алексеевич проиграет. Хотя «план Б», безусловно, существует. И называется он Конституционная реформа.
«В нашей команде есть целый ряд людей, последовательно выступающих за ограничение полномочий Президента в пользу парламента. Ты помнишь: тема педалировалась, начиная с прошлого года, в частности «Народным фронтом», что вызвало противление Порошенко. Но суть-то от этого страдать не должна!», – делится один из сподвижников Петра Алексеевича.
По его словам, несколько недель тому глава государства пообещал близкому кругу: первому этапу имплементации реформы противиться не будет. «Помогать – нет, но сопротивляться не станет. И на том спасибо», – говорит представитель этого самого близкого круга.
«Первый этап» – 226 с последующей передачей законопроекта в Конституционный суд. Времени для этого осталось полтора месяца – до конца октября. Если все пойдет по плану, повторное голосование – уже на следующей сессии, то есть в конце февраля-начале марта.
«Тактика очень проста. Если Порошенко побеждает, то – в решающий момент – для трех сотен голосов не хватит какой-то мелочи. Напомню: в апреле 2004-го подобное уже случилось – шести голосов не досчитались. Причем необязательно это будет БПП, «ошибиться» кнопками вполне может кто-то из «ляшковцев» или представителей «независимых групп». Если же Президентом становится другой человек, «подложить ему свинью», проголосовав конституционные изменения – святое дело. Словом, в драку нужно сперва ввязаться, а там посмотрим», – уточняет план.
Так что, возможно, в ближайшее время на повестке дня ВР мы увидим проект корректировки Основного закона, предусматривающий не только курс на ЕС и НАТО, но и значительное сокращение полномочий Президента (вплоть до того, что за ним останутся лишь «международка» и оборона).
Хотя, не исключено, в последнюю минуту первое лицо откажется от операции. Как уже отказался от замысла пересмотра терминов президентского срока в пользу его увеличения.
Как известно, термин правления одного главы государства в Украине составляет пять лет. Однако, на практике, у кого-то выходит на месяц-два больше, у кого-то меньше. С целью выяснить, сколько же именно править Петру Порошенко, предполагалось отправить соответствующий запрос в Конституционный суд. Более того, с судьями КС провели предварительные консультации, по результатам которых они подтвердили готовность «служить отечеству». Их, правда, смущали репутационные риски и общественный резонанс, но в случае переизбрания Петра Порошенко, об этом можно было бы забыть.
«Посчитали, что даже при благоприятном исходе, продление полномочий по суду «добавит» нам максимум три-две недели. Если бы хотя б год… А так…», – комментирует один из соратников Президента.
Репутационных потерь – как в Украине, так и за ее пределами – это явно не стоит. О чем прямо сказал Президенту Игорь Грынив. При том, что весь штаб уже две недели как работал над сценарием реализации задуманного.
«Неужели все так плохо, как рассказывает Игорь и нам это действительно не надо? - задумчиво протянул в ответ Петр Порошенко. – Ну, нет так нет. Перевернули страницу», – заключил.
Таким образом, о пересмотре сроков президентских полномочий в АП больше не вспоминают. Меткая метафора Виктора Пелевина о «судебном маркетинге» как модус операнди власти поставлена на паузу.
«Голосуй или проиграешь»
Безальтернативность – главная «фишка» кампании Петра Порошенко. Авторство принадлежит Игорю Грыниву.
«Грубо говоря, или он, или Путин», – формулируют на Банковой, намекая на фигуру главного своего оппонента. Именно эфемерные связи Юлии Тимошенко с Кремлем тут определили ключевым контраргументом против главы БЮТ.
«В стране сейчас всплеск патриотизма. Грех этим не воспользоваться», – уточняют.
Еще одна ставка – на создание единой Украинской церкви.
Процесс сей, правда, не так прост, как хотелось бы технологам Президента. И дело даже не в постоянном переносе сроков предоставления Томоса. После того, как это случится (а шансы на успех очень высоки. Но, тут необходимо признать, что получение Украиной Томоса – не столько заслуга ее светских властей, сколько следствие совпадения целого ряда геополитических и внутрицерковных интересов), самое «интересное» только начнется. По самым скромным подсчетам, после «часа Ч» Московский патриархат потеряет в Украине около половины своих приходов (на сегодня их насчитывается больше 12 тысяч. Для сравнения: у УПЦ КП – пять тысяч), вместе с ними – статус одной наиболее влиятельных (после Константинополя) Церквей в мире. Разумеется, «без боя» «российское лобби» в Украине не сдастся (особенно при условии проигрыша главной битвы – за Томос). И хотя один из лидеров «Оппоблока» Вадим Новинский пугает даже «гражданской войной за приходы», наиболее прогнозируемая точка конфликта – принадлежность Лавр. Их, напомню, на территории Украины три: Киево-Печерская, Почаевская и Святогорская. И если с последними двумя все более-менее понятно (более подробный текст на эту тему ожидайте в ближайшее время на LB.ua), то за первую (которая имеет разделение на национальный заповедник и монастырь) может развернуться нешуточное противостояние. В центре столицы. Накануне первого тура выборов.
Стратегию противодействия – «пока петух не клюнул» – на Банковой сегодня, естественно, не обдумывают. Рискуя если не «обнулить» успехи Томоса, то серьезно их минимизировать.
«Ничего, справимся и с этим, – успокаивает один из верховных аппаратчиков Президента. – Всему свое время. Сегодня мы точно понимаем: шансы у Порошенко есть. Ну, кто если не он? Вспомни, как «козлили» Бориса Ельцина перед вторым сроком. И ничего, победил. Так будет и тут: «голосуй или проиграешь».
Подобный подход имеет, конечно, право на жизнь. Иной вопрос: как будет работаться вновь избранному Президенту, победившему на грани допустимого? Главе государства, чей уровень публичности, кредит народного доверия изначально будет минимальным.
Об этом, а также о том, что сейчас происходит на условно оппозиционном фланге, поговорим вскоре. Следите за обновлениями LB.ua.