ГлавнаяПолитика

Общественному совету добропорядочности не помешает переформатирование, - руководитель проекта ЕС

Виткаускас считает, что ОСД нужно дать немного времени, чтобы сплотиться как институция

Привлечение Общественного совета добропорядочности к конкурсу в Верховный Суд – позитивная практика, но нужно доработать подходы, методологию оценки членами ОСД конкурсантов. Об этом в интервью LB.ua заявил руководитель группы экспертов Проекта ЕС «Поддержка реформ в сфере юстиции в Украине» Довидас Виткаускас.

«Нужно отметить, что создание такой институции как Общественный совет добропорядочности (ОСД) - уникальная практика. В европейских странах такого аналога нет. Это своего рода инъекция гражданского сообщества в судебное самоуправление.

Привлечение ОСД к конкурсу в Верховный Суд, конечно, позитивная практика, но как показывают мнения экспертов Совета Европы, другие международные наблюдатели, нужно также доработать подходы, методологию оценки членами ОСД конкурсантов. Например, могут ли они принимать негативные выводы по конкурсантам восьми голосами из 20? Кроме этого, не всегда было ясно, озвучивают ли члены ОСД свое личное мнение по поводу какого-то из кандидатов или от органа в целом. В этом также нужно установить четкие рамки», - отметил он.

По словам Виткаускаса, Совет Европы и другие международные наблюдатели критиковали ОСД, в частности, за то, что в его состав вошло довольно много действующих адвокатов. «Бывали случаи, когда некоторые из них вспоминали во время собеседований с судьями именно те судебные дела, в которых они принимали участие как сторона процесса», - добавил он.

«На мой взгляд, ОСД не помешает переформатирование. Нужно, чтобы в его составе было меньше юристов, больше женщин и тех, кто имеет разные подходы в оценке того, каким должен быть идеальный судья. Тогда, возможно, ОСД лучше воплотит роль, предоставленную ему обществом», - сказал Виткаускас.

«В то же время, хочу отметить, что когда мы анализировали выводы психологических тестов, почти в 90% случаях, когда ОСД представлял негативное мнение по поводу конкретного кандидата, можно было сделать такой же вывод, опираясь на результаты психологических тестов. ОСД нужно дать немного времени, чтобы сплотиться как институция. Думаю, роль членов ОСД будет действительно важна в будущем, в том числе во время отбора в суды первой инстанции», - сказал руководитель проекта ЕС.

Он также считает, что «комиссия показала очень большую благосклонность и в процессе проведения собеседований, и по содержанию работы ОСД».

«Во-первых, она позволила его членам полноценно принимать участие в собеседованиях, задавать вопросы. Хотя можно дискутировать по поводу того, есть ли у них такое право, предусмотренное законодательством. Во-вторых, комиссия действительно серьезно принимала во внимание негативные мнения, которые высказала ОСД. Почти половина кандидатов «ветированных» ОСД, были комиссией отстранены от конкурса. Однако снова подчеркну, что процесс формирования и обоснования негативных выводов ОСД оставляет желать лучшего. Если ОСД серьезно относится к своей законной функции как орган судебного самоуправления, а не исключительно «внешний» рычаг контроля, более плавное взаимодействие с комиссией в будущем будет найдено», - подытожил Виткаускас.

Напомним, конкурс в Верховный Суд длится с ноября прошлого года. К финальному этапу прошло 320 конкурсантов. Сегодня Высшая квалификационная комиссия судьей планирует назвать 120 победителей. После этого передаст материалы в Высшый совет правосудия, где также возможен отсев некоторых участников конкурса. Назначить судьей должен Президент Петр Порошенко. До этого времени будет работать действующий Верховный Суд.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram