Государственная регуляторная служба отказала Министерству инфраструктуры в согласовании приказа о повышении тарифов на грузовые перевозки "Укрзализныци". Соответствующее решение было принято главой ГРС Ксенией Ляпиной.
В документе отмечается, что проект приказа не учитывает целый ряд принципов государственной регуляторной политики – прозрачность, адекватность, сбалансированность и предсказуемость.
Госрегуляторная служба подчеркивает, что запланированное "Укрзализныцей" повышение тарифов на 25% несет серьезные риски для экономики Украины. В частности, рост ж/д тарифов существенно снизит конкурентоспособность промышленных отраслей и агропромышленного комплекса на международных рынках. Это негативно скажется на потенциале восстановления экономического роста Украины. Отмечается, что в 2016 году промышленное производство выросло всего на 2,4%, темпы роста ВВП составили 4%, инфляция – около 14%.
"Природная монополия, какой является "Укрзализныця" не должна в условиях рецессии экономики повышать стоимость своих услуг. Тарифы на грузовые железнодорожные услуги в Украине должны быть адекватными и соответствовать ситуации в отечественной экономике", - говорится в решении ГРС.
Наиболее уязвимыми в случае повышения тарифов "Укрзализныци" окажутся основные экспортные отрасли: горно-металлургический комплекс и аграрии.
"Основной ущерб повышение тарифов в текущих условиях нанесет сырьевым экспортным отраслям, в частности предприятиям, основу перевозок которых составляют низкомаржинальные внеклассные грузы. Также следует принять во внимание, что экономические последствия от внедрения предложенного нормативно-правового акта могут негативно повлиять не только на разные отрасли украинской экономики, но и непосредственно на транспортную отрасль, поскольку индексация тарифов неизбежно приведет к оттоку грузов", - отмечаются в документе.
Государственная регуляторная служба рекомендует Мининфраструктуры сосредоточиться на повышении эффективности работы госпредприятия.
"Требует оценки вопрос эффективности работы "Укрзализныци" относительно оптимизации расходов предприятия, особенно в части снижения себестоимости грузовых перевозок. Отмечаем, что "Укрзализныця" получила 3,8 млрд грн от предыдущего повышения железнодорожного тарифа на перевозки грузов в 2016 году, однако на сегодня отсутствует анализ эффективности использования дополнительно полученных средств", - подчеркнули в ГРС.





Ранее "Укрзализныця" заявила о намерении повысить в 2017 году тарифы на грузоперевозки на 25%. Соответствующий проект приказа был опубликован на сайте Мининфраструктуры. В то же время министр Владимир Омелян выступил против повышения тарифов транспортного монополиста.
Ассоциации основных грузоотправителей обратились к премьер-министру Владимиру Гройсману и в Антимонопольный комитет Украины с просьбой не допустить роста тарифов УЗ. Также против повышения тарифов высказались международные бизнес ассоциации. Американская торговая палата заявила о недопустимости изменения тарифной политики "Укрзализныци" до создания независимого органа, который сможет определять эффективность тарифной политики транспортного монополиста. А Европейская бизнес ассоциация отметила, что повышение тарифов "Укрзализныци" на 25% сделает украинскую промышленность неконкурентоспособной.