Начнем с актуального, собственно – электронные декларации. В последние недели – тема номер один в украинском обществе. Однако есть вопросы. В частности: как вышло так, что механизм заполнения и обнародования деклараций предусмотрен, а возможность контроля корректности и правдивости информации - нет?
Кто вам такое сказал? Это не так.
НАЗК (Национальное агентство по противодействию (запобіганню) коррупции - С.К.) и Минюст вряд ли с вами согласятся.
Контроль за заполнением деклараций – согласно закону – осуществляется специальное агентство - по противодействию коррупции, оно выступает менеджером всего процесса. Мы (ГФС, - С.К.) предлагали включиться, предлагали свою помощь, ведь у нас есть некий опыт. Но не сложилось. Поэтому до сегодня мы просто тихо наблюдали в сторонке. А по результатам первого квартала - когда декларации заполнит большее количество людей - начнем делать детальный анализ. Поскольку для нас это не просто налоговая информация. Это - данные, которые декларант сам заполнил и своей электронной подписью подписал.
По своим каналам проверять будете?
Там, где заметно явное несоответствие - будет инициирована проверка. Процедура по физическим лицам схожа с юрлицами. Мы вызываем декларанта, просим прояснить какие-то моменты, возможно - предоставить документы. Самая строгая мера - передача дела в налоговую милицию или прокуратуру с возможным возбуждением уголовного по 212 статье.
Предусматривающей условное наказание.
При умышленном уходе от уплаты налогов и прочих сборов может последовать и не условное наказание. В некоторых случаях предусмотрена легализация доходов, полученных преступным путем.
Давайте рассмотрим конкретный пример: народный депутат N задекларировал миллион долларов наличкой, который он якобы хранит дома. В бизнесе он ни дня не работал - чиновник чистой воды. Дабы проверить, действительно ли у него под подушкой лежит миллион долларов, необходимо зайти к нему домой зайти… Это – для начала.
Не обязательно. Мы не проверяем наличие денег. Субъект декларирования подтвердил, что у него есть миллионы. Все, что мы спрашиваем: откуда они у него и уплачены ли налоги. Видеть эти деньги нам не нужно. Их может и не быть.
Что значит: не быть? Намекаете на то, что депутаты декларировали бОльшие суммы – как задел, так сказать, на будущее?
Я бы так не думал. Но случаи могут быть как в сторону уменьшения, так и в сторону завышения. Однако, мы не станем пересчитывать банкноты и искать, где хранятся деньги - в ячейке (банковской - С.К.), у родственников, в огороде ли зарыты. У нас есть задекларированный документ с электронной подписью, этого достаточно.
Скажу честно: в первую очередь мы говорим не о депутатах, а о более широком круге людей.
Конечно, с депутатами же сложнее. Для того, чтоб до них добраться, нужно согласие Верховной Рады относительно снятия неприкосновенности. Иначе – никак.
Верно. Мы не идем политическим путем: цель поймать большую, вкусную “рыбу” никто не преследует. Мы просто хотим провести проверку и доложить обществу, сколько несопоставлений есть, чем они объясняются. Первые результаты, думаю, будут уже в начале следующего года.
О своих земельных участках: «Я всегда мечтал посадить большой сад – яблоневый»
Сами вы задекларировали около двух млн долларов налички. Вы настолько не доверяете украинской банковской системе?
Все эти деньги как раз прошли через банковскую систему. Я долгое время, работая на должности руководителя инвестиционного банка, зарплату, премии и бонусы получал официально - через банк. Но, скажу честно, банковской системе, действительно, немного не доверял, хеджировал или страховал себя от курсовых рисков, переводил деньги в доллары. Всегда был выбор: либо положить деньги в так называемый “стремный” банк под бОльшие проценты, но на такой риск я идти не готов; либо в надежный, который дает 1-3%, что является реальной ставкой на сегодняшний день. К подобному я тоже не готов. Поэтому на момент декларирования я деньги особо в банке не хранил. Пару миллионов гривен хранятся на счету в локальной валюте, но основная часть - нет.
Вы хоть осознаете, как звучат сейчас ваши слова? Глава налоговой признается, что не доверяет банкам, поэтому деньги хранит дома под подушкой!
Я с вами не соглашусь. Каждый человек вправе выбирать, что он делает со своими материальными и нематериальными ценностями. Моя должность не предполагает, что я должен показывать пример в данном случае.
Не предполагает?! Вы же глава ГФС!
С точки зрения уплаты налогов, я могу открыто показать, как я зарабатывал деньги и как уплачивал налоги. Но где находятся мои материальные или нематериальные активы, это все-таки мой личный выбор!
А зачем вам более двух десятков земельных участков в Киевской и Черниговской областях, указанные в декларации? Почему так много? Что делать-то с ними?
Знаете, я всегда хотел заняться сельским хозяйством. Мечтал посадить большой сад - яблоневый. С правильным - по всем технологиям - орошением. Как только у меня появится немного времени, я обязательно это сделаю. Вот под это предназначен большой участок в Черниговской области (сам я из Чернигова) - в селе на выезде из Чернигова, в сторону Киева. Недалеко от берега реки, чтобы брать воду для орошения. Надеюсь, этим процессом я все-таки займусь.
Вы просто скупили несколько маленьких участков?
Взял в аренду.
Чтобы закончить с вашей декларацией… Дорогие часы, большое количество ювелирных изделий, дорогая одежда, антиквариат, произведения искусства, оружие - это все понятно. Но столовый сервиз… Что это за сервиз такой, который нужно декларировать?
Нам подарили его на свадьбу шесть или семь лет назад.
Настолько дорогой?
Да, пришлось задекларировать.
Хорошо. Во время прошлого нашего разговора в этой студии, когда речь шла о двух квартирах в Лондоне, вы категорически отказались признавать, что владеете ими. Но в нынешней декларации они фигурируют в разделе «нематериальные активы». То есть теперь факт наличия лондонской недвижимости вы все-таки признаете?
Не совсем! Если вопрос стоит так: есть ли у меня квартира? То у меня квартиры, к сожалению, нет.
В Лондоне нет?
Нет, хотя я очень хотел бы. В Киеве есть недвижимость, указанная в декларации. Вопрос с лондонскими квартирами поднимался неоднократно. Я жил в этих квартирах, все было официально зарегистрировано в украинском посольстве. С 2013 года у меня этих квартир нет.
Зачем же вы их тогда в декларации указывали?
Потому что я до сих пор занимаюсь юридической стороной этого вопроса - чтобы c меня сняли в реестре право на лизхолд (форма собственности, пользование на правах аренды на длительный период - С.К.) этих квартир. Они были переданы в феврале или в марте 2013 года.
История тянется три года?
Она не тянется. Просто квартиры остаются в реестрах по состоянию на сегодня. Но юристы работают, я хочу, чтобы они поскорее завершили этот процесс.
То есть, появление квартир в декларации - мера вынужденная?
Если бы я этого не сделал, кто-то бы обязательно пришел с выпиской из реестра. Мне в этом плане скрывать нечего.
«Марушевская просит уволить ее по согласию сторон. Для меня это новость, согласия ГФС нет»
На днях (интервью записывалось 15-го ноября, - С.К.) стало известно об отставке главы Одесской таможни Юлии Марушевской. Заявление об увольнении вы не приняли, но от выполнения обязанностей ее отстранили. Теперь обязанности главы Одесской таможни исполняет первый зам Марушевской.
Поясню ситуацию. Отставки Марушевской ничего не предвещало, но вдруг мне сообщают, что она написала заявление по собственному желанию...
Ее шаг вас удивил? После ухода Саакашвили он весьма логичен.
Я думал, они вместе подадут в отставку, но нет. А когда сообщили, что Марушевская все-таки написала заявление, говорю: “Покажите хоть его, может его нет, и это все очередной пиар”.
Пиар, говорите?
В заявлении написано, что она просит уволить ее по согласию сторон. Для меня это новость, согласия ГФС нет. Если человек хочет уйти, он должен сделать это по собственному желанию. А не проворачивать трюк, чтобы стать на биржу и получать пособие по безработице.
Увольнение по согласию сторон должно произойти в тот же день (в день подачи заявления - С.К.), а это, извините, неприемлемо. Где бы человек на ответственной должности не работал - в частной ли фирме или органах государственной власти - к приему на работу и увольнению нужно подходить очень серьезно. Для нас важна передача дел, проектов, которые, возможно, были начаты, но не закончены; важно, чтобы человек отчитался о проделанной работе, о текущей ситуации.
Что-то бывшего руководителя Закарпатской таможни - Владимира Колесника - вы не так скрупулезно увольняли. Сняли с должности без всяких вопросов аккурат после интервью Геннадия Москаля в этой студии.
Сейчас объясню, но закончу сперва с темой Марушевской. Она не была отстранена и - по состоянию на сегодня - не уволена. А поскольку на работу она просто не явилась, не было другого выхода, кроме как назначить исполняющего обязанности. Если она придет на рабочее место, этот вопрос мы обсудим. Если все-таки хочет уйти, пожалуйста: две недели - по Кодексу (трудовому - С.К.) - отработай и передай дела.
Теперь вернемся к Колесникову. Информация некорректная - он не уволен. Проводится служебное расследование, но от должности он действительно отстранен. Ситуация на Закарпатской таможне отличается от Одесской. Как и Геннадий Геннадиевич (Москаль - С.К.), я обеспокоен вопросом контрабанды: есть вероятность того, что сегодня она может присутствовать на Закарпатской таможне. Владимира Колесникова, которого отстаивает, по вашим словам, Геннадий Геннадиевич, назначал на должность руководителя я, я его поддерживал и поддерживаю. Но вопрос предотвращения контрабанды упирается в вопрос выбора - кого на какие посты и смены назначал Колесников. Обоснованы ли вопросы к нему, я не знаю. Надеюсь, что нет.
Служебное расследование по какому факту проводится?
По факту нескольких случаев нарушения таможенного законодательства.
Ясно. Ваша тихая война с Москалем продолжается.
Нет никакой войны с Москалем, и с руководителем таможни ее тоже нет.
Но ведь Геннадий Геннадиевич здесь, в этой студии, прямым текстом говорил, что Киев мешает работать местной (Закарпатской - С.К.) таможне.
Тогда нужно понять, что он под этим подразумевает. В плане таможенной деятельности мы только помогаем. И обеспокоены тем, чтобы не было нарушения таможенного законодательства, даже больше, чем Москаль.
«Одесса даже в десятку лучших не попадает, если брать статистику по регионам»
Вернемся в Одессу. Что вы можете сказать о результатах работы Марушевской?
Из 25 регионов Одесса - на 21 месте, четвертая с конца по выполнению поставленных задач. Это при том, что доля Одесской таможни в наполнении бюджета не очень-то и велика - около 6-6,5%. И когда другие показывают в среднем 15% перевыполнения поступлений, то за Одессой числится где-то 8% невыполнения нормы. Это - первая проблема. Вторая - вопрос ускорения таможенного контроля.
Грузинская команда рапортует, что с 2015 года количество досмотров сократилось в пять раз.
С точки зрения времени оформления и импорта, и экспорта, Одесса где-то на 15-20-м месте, по сравнению с остальными регионами. Количество досмотров уменьшилось по всей Украине, это - факт. Но Одесса даже в десятку лучших не попадает, если брать статистику по регионам.
Марушевская и ко говорили также о 650 “белых” компаниях, которые зашли на растаможивание в Одессу в последнее время. У других таможен такого показателя нет.
Никто не знает, сколько компаний куда зашло, и какие из них “белые”. Анализ на сегодняшний день только готовится. У меня другой вопрос: почему тогда объем оформления грузов (на Одесской таможне - С.К.) не увеличился, если туда зашло столько компаний? Через Одесский регион импортируется порядка 35% товара.
Потому что все, кто не хотел проходить “белую” растаможку, ушли в Киев или другие регионы.
“В белую” должны работать все, хотя, в действительности, нарушения есть. Но если говорить о нарушениях, то в Одесском регионе их выявлено больше, чем в Киеве и Киевской области. Учитывая резонанс ситуации, мы подготовим и обнародуем открытую статистику того, что было и что стало.
Претендент на место Марушевской уже есть?
Сегодня мы отправляем из центрального аппарата таможенного департамента человека, который работает в таможенной системе более 20 лет и уже когда-то был в Одесском регионе. Он будет исполнять обязанности, чтобы закрыть основные проблемные моменты. С января объявим конкурс, проводить его до Нового года нерационально.
«Я знаком с некоторыми схемами контрабанды»
Скажите, кто такой Евгений Лановой, и какую роль этот человек играет в руководстве таможней?
Евгений Лановой не играет никакой роли в руководстве таможней.
Угу. Точно так же, как и Владимир Скоробогач (соратник Виталия Хомутынника - С.К.)?
О нем мы говорили в прошлый раз.
Именно поэтому я спрашиваю про Ланового, а не про него.
Евгений - сотрудник фискальной службы, работает в центральном аппарате и часть своего времени занимается борьбой с контрабандой.
По информации, полученной, в том числе от ваших сотрудников, Лановой фактически возглавляет контрабанду.
В таких случаях я всегда говорю: надо брать заявление и нести его в прокуратуру, в НАБУ или к нам.
Руководителям вашей внутренней безопасности?
Каждый может выбрать, куда написать заявление. Я всегда стимулирую сделать это.
Вы же не станете отрицать, что Скоробогача потеснили, но не устранили из “схем” полностью?
Если есть такая информация, очень важно, чтобы она дошла до правоохранительных органов.
Кто сейчас занимается контрабандой сигарет из “ДНР” в Европу?
Из “ДНР” в Европу?
Да. Через украинскую территорию.
Я знаком с некоторыми схемами контрабанды, но с провозом сигарет через “ДНР” в Европу не встречался. Думаю, маршрут достаточно трудный. Последний случай с контрабандой сигарет у нас был как раз на Одесской таможне. Девять контейнеров с сигаретами из Грузии зашли в Одесскую таможню и были оформлены как псевдотранзит, назовем его так, в Молдову. Декларации проштамповали, теоретически контейнеры выехали, но в Молдову не заехали. “Схему” мы раскрыли совместно с коллегами из СБУ. Контейнеры изъяты и отправлены на уничтожение.
Даже не удивительно, что сигареты были именно «грузинскими». Я ведь недаром упомянула господина Скоробагача - ближайшего соратника Виталия Хомутынника, с которым вас по-прежнему связывают. Какие у вас отношения с Хомутынником сегодня?
Я бы хотел увидеть какую-то поддержку Хомутынника, но ее не было и нет.
«Соки» пьет, а поддержку не обеспечивает?
Я знал и знаю Хомутынника как народного депутата, члена комитета, в котором я также ранее состоял. Если увижусь с ним раз в несколько месяцев, поздороваюсь. На этом наши отношения заканчиваются.
Юлия Марушевская, комментируя свою отставку, сказала, что одной из причин демарша стало невыполнение обещания относительно создания в регионе открытого таможенного пространства. Подписать пилотный проект еще в мае обещал премьер Владимир Гройсман. Прошло достаточно времени, почему распоряжение не было подписано?
Важно не то, что она (Марушевская - С.К.) об этом сказала. Просмотрите эфиры: когда мы приезжали в Одессу вместе с Владимиром Борисовичем, Марушевская и глава Одесской администрации обещали, что через два месяца - а это был июль или начало августа - откроют таможенный терминал в Одесском морском порту.
Чтобы его открыть, нужна поддержка центра!
Давайте смотреть на факты. Мы организовали поддержку Министерства инфраструктуры. Оно вложило деньги, сделало ремонт. Со своей стороны мы выделили дополнительных людей, хотя у нас самих с кадрами туго, дополнительный бюджет. Утвердили новое положения. Нужно было просто все это довести до конца: как минимум, доделать ремонт, поскольку подрядчиков контролировала Одесская ОГА. Установить оборудование, компьютеры (все обеспечение находится на складе в Одессе), набрать людей, обучить их, организовать процесс.
По-вашему, представители грузинской команды сами виноваты?
Я не говорю, что они виноваты. Но мы очень сожалеем, что процесс так и не был доведен до конца. Именно поэтому важно разобраться с передачей дел. Нельзя просто потратить огромное количество государственных денег и все бросить.
«Будучи руководителем ГФС, нельзя решить все вопросы в этой стране»
Поговорим о ситуации в правительстве, о продвижении налоговой реформы. Премьер-министр Владимир Гройсман неустанно критикует ваше ведомство практически с первого дня своего назначения. Чтобы не распыляться, приведу только свежую цитату: «На украинских таможнях - чистый бардак, здесь сидит таможенник, там сидит пограничник, ходишь, кланяешься, потому что окно так низко, что должен поклониться и унизиться». Есть его прекрасная майская цитата относительно контрабанды леса. И еще одна месяцем позже - на ту же тему. Продолжать? Премьер неустанно требует от вас навести порядок. Что происходит: поручения даются так, что вы их не слышите, или просто не можете взять ситуацию под контроль?
Владимир Борисович критикует систему, которая была.
Которую вы сегодня возглавляете!
Нет, которая была и которую мы успешно реформируем. Если быть объективным, то Владимир Борисович достаточно часто отмечает и не очень существенные положительные результаты. Возвращаясь к процессу пересечения границы, этот вопрос мы поднимали также с Государственной пограничной службой. В законе на сегодняшний день заложены две различные службы, каждая из которых осуществляет свой вид контроля. Фактически в пункте пропуска при въезде в Украину идет сначала пограничная зона, затем таможенная. При выезде - сначала таможенная, потом пограничная. Я благодарен премьер-министру, что он занимается этим вопросом.
Когда премьер-министр каждый месяц заявляет, что реформирует таможню, складывается впечатление: либо с ним что-то не то, либо, извините, - с таможней.
Он просто сильно вовлечен в процесс. Но благодаря премьеру в последние месяцы мы приняли важные решения. Потому что любое решение для изменения процедуры должно быть, как минимум, принято Кабинетом Министров Украины, а в большинстве случаев еще и посредством изменения таможенного законодательства. Неделю назад мы вместе с руководителем Пограничной службы господином Назаренко проверяли запущенный на украинско-белорусской границе - в Черниговской области - пилотный проект. Там контроль Пограничной и Таможенной службы будет осуществляться совместно. Т.е. пограничник и таможенник сидят плечо к плечу, и человек один раз предъявляет документы, которые сразу проверяют обе службы. Мы объединяем наши базы - это упрощает процедуру и выступает дополнительным способом контроля.
Как вам работается с вашим заместителем Мирославом Проданом, представителем “винницкой команды”, фактическим протеже главы правительства?
Какая разница “винницкий” он или нет? Человек достаточно долго проработал в Государственной фискальной службе. До недавнего времени был заместителем руководителя в офисе больших плательщиков. Одно из приоритетных его направлений - ежедневный контроль таможенных процессов. Работает хорошо. Человек профессиональный, простой, рабочий.
И ничего, что его связывают с “ореховой мафией”?
Не вижу никаких поводов связывать Мирослава Васильевича с “ореховой мафией”. С ней мы, кстати, боролись в прошлом году, боремся и в этом.
Ага. Равно как и с янтарем.
Я бы так не говорил. Мы добиваемся внесения изменений в закон либо принятия отдельных постановлений Кабинета министров для того, чтобы лицензировать экспорт орехов, грибов и ягод. Вопрос связан напрямую не с таможней, а с ГФС, с возвратом валютной выручки.
Рента на добычу янтаря, между прочим, так и не заработала.
Янтарь в Украине легально должны добывать два или три государственных предприятия: «Укрполимер», «Укрбурштин», есть ли третье, я не помню. Соответственно, ренту могут выплачивать только они. Ну, и чтобы ее выплачивать, они должны добывать янтарь. А он не добывается, и рента не уплачивается.
И вы, будучи главой ГФС, не можете решить этот вопрос? Вы же знаете, кто “смотрящий” по янтарю?
Вы точно знаете больше меня.
Я просто озвучиваю больше, чем вы.
Будучи руководителем ГФС, нельзя решить все вопросы в этой стране.
И все, что нам остается - констатировать, что рента с добычи янтаря не работает?
К моему большому сожалению.
«Нам придется опять садиться с налогоплательщиками вокруг новогодней елки и разбираться»
8 июня премьер-министр Владимир Гройсман создал специальную рабочую группу во главе с вами и ставленницей Президента, руководителем профильного комитета ВР Ниной Южаниной, для наработки проекта налоговой реформы. Рабочая версия его была обнародована 10 августа. Кто внес больший вклад в появление этого документа: вы, Южанина или Данилюк (министр финансов - С.К.)? Поскольку законопроект предполагает существенное ограничение функций вашего ведомства.
Изменения в Налоговый кодекс – это, в первую очередь, прерогатива правительства, которое их предлагает. Комитет и парламент - рассматривают и принимают решения. Опыт реформирования налоговой сферы у меня не такой большой - 2014-2016 год - но хочется говорить о бОльших вещах. К сожалению, не вдаваясь в детали, вынужден констатировать, что этот закон, скорее всего, опять будет приниматься в конце года. Такой себе сюрприз под Новый год.
Но налоговая реформа не связана с бюджетом. Ее можно реализовывать до, после, параллельно.
Изменения в Налоговый кодекс должны вступать в силу за шесть месяцев до начала их непосредственного применения. То есть, по-хорошему, их нужно было принять до 1-го июля. Это - то, что меня смущает больше всего, потому что нам придется опять садиться с налогоплательщиками вокруг новогодней елки и разбираться. Второе - менять маленькие вещи надо, но это ежедневный процесс - не налоговая реформа.
Именно эти “маленькие вещи”, как вы их называете, и интересуют налогоплательщиков в большей степени.
Если спросите у плательщиков налогов, что они видят в тех изменениях, которые осуществле
Налоговая реформа – это инструмент регулирования экономических процессов, инструмент стимулирования. На сегодняшний день самая большая проблема не в ставках и не в администрировании, а в дефиците Пенсионного фонда. Он составляет около 140 млрд гривен, больше 5,5 млрд долларов. И эта дырка закрывается из государственного бюджета. В прошлом году бюджет был наполнен на 480 млрд, в этом году план наполнения - 610-611 млрд гривен. И 140 миллиардов оттуда идут на “закрытие” Пенсионного фонда.
Я считаю, что в налоговой реформе ЕСВ (единый социальный взнос - С.К.) должен быть достаточным для покрытия Пенсионного фонда. Тогда уже можно говорить о либерализации (налоговой системы - С.К.) или о том, как проинвестировать или простимулировать экономику за счет этих 5,5 млрд долларов (которые сегодня покрывают “дыру” в Пенсионном фонде - С.К.). Это то, чем, наверное, я занимался бы.
Что значит «чем бы я занимался»?! Вы возглавляли группу по наработке проекта налоговой реформы. Почему вы не внесли эти предложения? Или, если внесли, почему они не были учтены?
Фискальная служба все эти предложения направила в Министерство финансов.
Которому вы формально подчиняетесь.
Министерство финансов решает, принимать наши предложения или нет. Та версия (законопроекта - С.К.), которая пошла на утверждение Кабмина, к большому сожалению, замечания ГФС не содержит. Почему - не объясняется.
Что ж вы за лоббист такой? Мало того, что не добились включения своих предложений в проект закона, так и еще и объяснений, почему они не включены, выбить из Минфина не можете.
Налоговая реформа полностью перешла в политическую стадию.
И это говорит человек, который пользуется поддержкой Президента?!
В некоторых случаях надо смотреть, как далеко и в какую сторону идти политически.
Почему вы не пролоббировали свои предложения?
Мы внесли свои предложения. Но есть Министерство финансов, правительство, которое принимает окончательное решение.
Вот пришли бы к Владимиру Гройсману и сказали: «Надо сделать так и так. Не потому что я так хочу, а потому что так правильно!»
Одно из моих предложений, кстати, которое мы лоббировали с начала года (может, не совсем типичное для фискальной службы) касалось как раз увеличение минимальной зарплаты, если помните.
О, я ждала, что вы это скажете! Повышение минималки - бревно, которое теперь все несут вместе с Лениным. Кто только в последнюю неделю не приписывал себе данную инициативу.
Причем здесь это? Еще весной я много раз говорил о том, что минимальную зарплату нужно повысить путем детенизации заработной платы.
Сразу до пяти тысяч гривен, если мне не изменяет память.
Вот видите, вы помните. Сегодня мы считаем, что к весне минимальную зарплату реально поднять до пять тысяч. А на следующий год - до 7,5 тысяч. Хороший пример - Беларусь. Пока они смотрели за тем, что мы делаем, подняли зарплату в стране до 500 долларов в эквиваленте. А чем Украина отличается от Беларуси?
Да, слава Богу, отличается! И сильно. Сработал ли механизм межведомственных проверок - «черные сотни»?
«Черную сотню» мы запустили как пилотный проект. Всего 20 межведомственных бригад. Это превентивный механизм. Сама по себе «черная сотня» не собирает деньги и платежи.
Просто проверяет работу?
Да, это - инструмент контроля, проверки. Но не единственный. Благодаря комплексной системе мы ежемесячно увеличиваем таможенные сборы.
А как так получается, что в октябре таможенными органами в госбюджет было перечислено 21,9 млрд грн, а налоговыми – 19,6 млрд? Таможня выдает больше, чем налоговая?
Если брать отчет за квартальный период или годовой, таможня приносит где-то 40% доходной части бюджета, налоговая – 60.
Так должно быть, по логике. Но я озвучила свежие данные за октябрь, в остальные месяцы картина, по правде, не очень отличается.
Я привел цифры по результатам десяти месяцев (с января по октябрь 2016 года - С.К.). В прошлом году, к сожалению, таможенные сборы доходили где-то до 45-46%, и тут вопрос к экономике Украины. Прошлый месяц (октябрь - С.К.) – был без уплаты налога на прибыль и других платежей. По месяцам сумма может колебаться, но мы смотрим на совокупный доход. Проблема в том, что экономика внутри страны работает слабо - много товаров импортируются (следовательно, проходят через таможню, где уплачивается таможенный сбор - С.К.). В этом есть и позитивный, и негативный момент.
«Налоговая милиция сегодня боится любого чиха»
Сложная для вас тема – налоговая милиция. В ходе реформы (налоговой - С.К.) ее предлагается упразднить и заменить иным фискальным контролирующим органом. Интересный факт: в 2015 году ГФС отстояла в суде всего 5% от общего объема доначисленных налогоплательщикам сумм. Всего семь дел, возбужденных по 212 статье - уклонение от уплаты налогов - имели обвинительный акт суда. 93 (!) признаны судом безосновательно возбужденными. Спрошу прямо: вы возбуждаете уголовные дела, чтобы прижать налогоплательщика, а тот откупился?
Говорю еще раз: если налогоплательщики чувствуют на себе некорректные действия налоговой милиции, мы просим их жаловаться мне и в правоохранительные органы.
Давайте серьезно. Сами же знаете, что жаловаться – равнозначно стуку в закрытую дверь. Метод почти не работает.
На сегодняшний день налоговая милиция боится любого чиха. Важно другое: почему такое малое количество дел доходят до суда? Потому что абсолютное большинство предприятий (против которых возбуждается дело - С.К.) легче ликвидировать - по украинскому законодательству - забыть о них. А в судебном процессе кому-то должна быть предъявлена претензия. Если фирма “пустая”, брошенная, то предъявить ее некому.
Еще одна ваша «любимая» тема - конвертационные центры. Вы рапортовали о том, что за шесть месяцев 2016 года “накрыли” 44 “конверта”. При этом привлечены к ответственности - только три. Помимо того, в ответе на депутатский запрос Андрея Журжия, который касался того, сколько же денег от ликвидации конвертационных центров поступило в бюджет, вы предоставили большую таблицу, которая сводилась к тому, что сумма поступлений равна нулю.
Сейчас объясню. Надо не забывать, что деятельность налоговой милиции - мера, в большей мере, превентивная, чтобы пресечь нелегальные действия. Мы научились достаточно быстро идентифицировать, находить, останавливать работу конвертационных центров (транзитно-конвертационных групп, как их еще называют). Но в них не всегда хранятся деньги, чаще всего, это именно незаконная деятельность. Поэтому ни от налоговой милиции, ни от конвертационного центра деньги вернуться в бюджет не могут. В случае, если налоговый кредит, фиктивно сформированный и переданный другим лицам, будет в процессе идентифицирован и убран, мы не дадим фиктивному НДС попадать в систему. Но говорить, что это - деньги, которые были взяты и вернулись в бюджет, нельзя.
То есть обеспечить возврат в государственный бюджет убытков, понесенных вследствие деятельности конвертационных центров, де-факто невозможно?
Почему же? Мы доходим по цепочке до каждого конечного звена и убираем фиктивно сформированный налоговый кредит. Благодаря этому, с лета прошлого года до лета этого мы увеличили сбор НДС на 50%. С восьми миллиардов среднемесячного сбора до 12 с лишним.
А почему так резко - за последние три месяца - увеличилось количество заявок на возмещение НДС? Это настораживает.
В последние три месяца этот процесс связан с сезонностью аграрного бизнеса. С изменением специального режима (налогообложения для АПК - С.К.) при оплате аграрными предприятиями НДС в бюджет, у них есть право - при экспорте любой сельскохозяйственной продукции - подавать заявку на возмещение (НДС – С.К.). Я бы не говорил, что количество заявок возросло катастрофически: если ежемесячные возмещения в прошлом году были на уровне семи миллиардов гривен, то сейчас они доходят до девяти.
Существенно вырос сбор. Если взять сбор внутреннего НДС и НДС, который выплачивается на таможне, то в мае-июне прошлого года он был на уровне 18 миллиардов, сейчас мы собираем 29. И благодаря этому вопрос с задержкой возмещения НДС полностью снялся. На сегодняшний день на это требуется 2-2,5 месяца.
Налогоплательщики интересуются, когда будет отменено депонирование средств на НДС-счетах.
Это - норма закона. И касается она немногих. У предприятий, регулярно осуществляющих деятельность, есть определенный лимит в размере среднемесячной уплаты НДС, которым можно пользоваться. Если выходить за этот лимит, придется депонировать средства, но делается это фактически перед выпиской налоговой накладной. Еще с прошлого года мы предлагаем увеличить срок (подачи налоговой накладной – С.К.) до 1,5 месяца (50 дней) (сейчас она составляет 15 дней – С.К.), тогда легальным предприятиям не придется депонировать ни копейки - они будут работать в рамках лимита.
Чтоб завершить этот блок, последний уточняющий вопрос. Вы часто говорите о закрытии конвертационных центров или изъятии огромных сумм наличными у коррупционеров. Где потом хранятся эти деньги?
Согласно Криминальному кодексу, какое-то время следователь их может хранить у себя, как долго - сейчас не скажу. Но, в большинстве случаев, деньги передают в бухгалтерию, а она - в банк или казначейство.
«У меня никакой политической ангажированности в деле Шустера нет»
Судебная тяжба вашего ведомства со студией Савика Шустера тянется почти год. В прошлом году - по результатам налоговой проверки - ей был начислен 30-миллионный штраф. И пять миллионов из них якобы за то, что студия продавала свои программы Национальной телекомпании Украины по цене 12 гривен. Налоговая сочла цену нерыночной и подозрительной. Однако есть официальное письмо НТКУ, приобщенное к делу, в котором говорится, что она за ту же цену покупала программы у «Громадського ТВ», у «Права на защиту», у «Золотого гуся» и других творческих объединений. Коллеги интересуются: в отношении других вы тоже проводили проверку, или в случае с Шустером имеет место избирательное правосудие?
Скажу вам честно: случаев, когда я уделяю внимание какому-то конкретному делу, очень мало. В основном, в следственное производство предпочитаю не вмешиваться. Что там со студией Савика Шустера, я не в курсе, но могу уточнить материалы, которые вас интересуют.
Я не верю, что вы не интересовались делом Шустера.
Если бы я знал, что там происходит, сказал бы.
Во время прошлого интервью вы так бодро рапортовали о том, что дело передается в суд, что есть место уклонению от уплаты налогов, и «преступлению» вообще равных нет. Что-то изменилось с того времени?
Каждый день через ведомство проходят не то что сотни дел - сотни новых ситуаций.
Но это - не рядовое дело.
Но и не значительное. Просто мы всегда чувствительно относимся к налоговой информации субъектов хозяйственной деятельности - будь то юридические лица либо физические. Кроме того, я себе никогда не позволю утверждать, что кто-то что-то нарушил, это - дело суда.
Вы признаете наличие политической составляющей в деле Шустера?
Лично у меня никакой политической ангажированности в данном деле точно нет.
Еще одна скандальная тема, которая сдетонировала в обществе - новая форма для таможенников стоимостью 500 долларов (!) за комплект. На ее пошив в целом нужно потратить 200 миллионов гривен. Вам не кажется, что это - слишком?
Люди почему-то любят освещать ситуацию только под одним углом. Деньги на форму не выделяли уже семь лет, дизайн ее не менялся вообще. Этой проблемой мы занялись еще с начала года. Изучали, что можно сделать. И пришли к тому, что, кроме покупки формы, необходимо менять ее дизайн. Мы провели небольшой конкурс, совершенно бесплатно, посмотрели, кто из украинских дизайнеров готов и хочет поучаствовать, кто что может предложить. Сделано это было для того, чтобы подойти к цифре, которую нужно заложить в бюджет на следующий год.
Мы должны одеть и обуть людей, которые встречают приезжающих на границе, чтобы Украина выглядела достойно. Вопрос остается актуальным. Сколько будет стоить форма - 500 долларов или 300 долларов – пока не решено. Обязательно будет проводиться тендер. Нам нужно предоставить комплект таможеннику из летней одежды, зимней, двух пар обуви. Цифра в 500 долларов меня тоже, по правде, удивила. Первое, что я сказал экспертам - модельерам, фрилансерам: «Вы что, за эти деньги можно дорого одеться».
Вам ли, задекларировавшему массу дорогой одежды, не знать.
Но если вы посмотрите (декларацию - С.К.), там мужской одежды не было. У жены есть несколько предметов гардероба, которые, наверное, превышают по стоимости сумму, требующую декларирования. Но ничего заоблачного.
«В судебном разбирательстве мы намерены идти до конца - пока не добьемся от «Укрнефти» денег»
Для рядового украинца даже та сумма, с которой начинается декларирование, уже сама по себе заоблачная. Ладно, с одеждой закончили, перейдем к “Укрнефти”. В прошлый раз вы говорили о том, что задолженность компании перед государством - по состоянию на июнь - составляет 11 миллиардов 200 миллионов гривен. Какова сумма на сегодня?
К сожалению, сейчас я вам сумму не назову, нужно уточнить данные.
Да, что ж такое?! Вы не догадывались, что я буду спрашивать об «Укрнефти»?
Я не вспомнил о ней, поскольку вопрос отчасти немного решился: «Укрнефть» каждый месяц регулярно уплачивает свои текущие обязательства. У нас остается разбирательство, есть судебные дела по долгу, который был сформирован с конца 2014 и в начале 2015 года. С августа 2015-го, если не ошибаюсь, по сегодняшний день «Укрнефть» уплачивает все текущие обязательства. К тому же у нас в налоговом залоге есть имущество на сумму в 11 с копейками миллиардов, по актуальным ценам. И в судебном разбирательстве мы намерены идти до конца - пока не добьемся от «Укрнефти» денег.
Недавно компания заявляла о крайне резком снижении бизнес-показателей. Странно слышать на этом фоне, что она выполняют свои обязательства по выплатам.
«Укрнефть» уплачивают все текущие обязательства - ренту, НДС, налог на прибыль, с той прибыли, которая декларируется и которая есть.
Не менее интересная ситуация с ложилась с компаниями Александра Онищенко. Государственная фискальная служба предоставила им рассрочку на выплату долгов по ренте на сумму в 1,3 миллиарда гривен. Не вдаваясь в детали, сегодня по счетам Онищенко платит государство. Как это вышло?
Мы предоставляли рассрочку не Онищенко или его компаниям, а предприятиям, которые осуществляли совместную деятельность. Это скважины «Укргазвидобування» - государственной структуры, с одной стороны, и частные инвесторы - с другой. Если быть реалистичным, рассрочку и в прошлом году, и в этом году мы предоставляем большей половине участников нефтегазодобывающего комплекса. Только за прошлый месяц тому же самому “ГВ” (имеется ввиду, видимо, “Газвидобування” - С.К. ) я предоставил рассрочку на 2,5 миллиарда.
Когда все в порядке, да. Но когда ситуация шаткая…
Понимаете, если есть заявление от компании, и она попадает под все критерии, прописанные в Налоговом кодексе, отказать по субъективным причинам мы не можем. Все рассрочки, которые были даны, мы изучали детально, поскольку фактически их выдает региональное подразделение налоговой.
Послушайте, я хорошо помню механизм выдачи рассрочки «Укрнефти»: рассрочку предоставили, компания не заплатила, объем следующей рассрочки увеличили.
Давайте я расскажу более конкретно. «Укрнефти» мы, действительно, давали рассрочку, так сказать, два раза. Точнее продлили первую. Компания сказала, что сможет заплатить, только платеж нужно рассрочить не на два месяца, а на четыре.
Как благородно!
Мы стремимся к тому, чтобы найти с налогоплательщиками - будь то «Укрнефть» или «Укргазвидобування» - возможность уплаты всех налогов и сборов в рамках кодекса (Налогового - С.К.). Не забывайте, к тому же, что рассрочка не дается бесплатно. На тот момент ставка составляла 3% месячных, 36% годовых. Достаточно высокая. Ну и предоставляем мы ее только тогда, когда понимаем, что - согласно регламенту - сможем все-таки “стянуть” положенные деньги.
1 ноября проводились обыски на заправках компании «БРСМ», которые связывают с именем бывшего министра экологии Эдуарда Ставицкого. Чем они закончились?
Всю информацию я предоставить не смогу: частично она - следственная, частично - у меня ее нет в полном объеме. Часть топлива, на которое не были предоставлены документы, арестована и находится под контролем. Следственные действия еще не завершены: по каким-то партиям топлива следственные подразделения ждут документы. По результатам - учитывая резонансность дела - мы предоставим информацию.
Слушая вас, складывается очень оптимистичная картина. Вот только уж больно часто предприниматели жалуются на вас бизнес-омбудсмену.
Статистика, действительно, неплохая, учитывая, что бюджет был очень напряженный: доходная часть выросла с 480 до 611 млрд – на 25%. При этом ВВП увеличился лишь на 1,5%. По результатам десяти месяцев мы выполнили поступления по всем бюджетам: государственному, местным, ЕСВ-показателям. Даже немного опережаем. Хотя в начале года под риском (непоступлений - С.К.) были до 40 млрд гривен. Мы их перекрыли за счет детенизации, и, думаю, выйдем на выполнение плана. Для нас (ГФС - С.К.) и для государства это очень важные показатели, потому что в бюджете есть деньги на выполнение всех функций.
Что касается бизнес-омбудсмена. Для объективности его нужно дослушать до конца. Он подтверждает, что среди других ведомств ГФС находится на первом месте по решению всех вопросов, которые возникают. По последним данным, на ГФС поступило около 600 жалоб. 600(!). А сколько в Украине налогоплательщиков: три миллиона корпоративных и 40 млн частных лиц. Думаю, жалуются все-таки больше корпоративные, но и их жалобы исчисляются сотнями - не тысячами. И мы решаем их все. Если остались какие-то нерешенные вопросы, то их не больше 100 – фантастическая статистика!