Экономист Алексей Кущ считает, что продажа международной группой «Интерфинанс» дорожно-строительной компании «Ростдорстрой» стала показателем как в плане подхода к оценке украинских активов, так и качества инвестиционной среды.
По мнению аналитика, помимо традиционных «болячек» в отношениях государства и бизнеса (чрезмерная бюрократия и отсутствие защиты прав) проявилась проблема использования досудебных расследований с целью информационных атак. Регистрация уголовного производства становится базой для спекуляций в СМИ, а не для выяснения правды.
В случае с продажей «Ростдорстроя» Александр Жуков и Александр Рацкевиц руководствовались тем, что предприятие несет слишком много репутационных рисков для их группы компаний «Интерфинанс» на мировой арене, чем приносит им дивиденды.
"В этой связи, такие органы как НАБУ должны давать быстрые ответы на возникшие подозрения. Когда компания изъявляет желание помочь разобраться – активно пользоваться этим. Длительные досудебные расследования в Украине – это эрозия, которая разъедает экономическую ткань. Вакуум правосудия заполняют информационные расследования. В данном случае, очевидно, что их целью была не сама компания «Ростдорстрой», а мэр Одессы Труханов", - написал на своей страничке в Фейсбук Алексей Кущ.
Также аналитик подчеркнул особенность продажи активов в условиях нестабильной макрофинансовой ситуации. Оценка бизнеса основывается на двух критериях: первое – стоимость имущества компании за вычетом долгов, а второе – возможность добиться определенных финансовых показателей в процессе деятельности.
"С 2008 года «Ростдорстрой» заключил в системе госзакупок более 300 соглашений на сумму выше 10 млрд. грн. Но это не значит, что другая компания с аналогичным набором технических возможностей смогла бы то же самое. Вот и выходит, что бизнес в Украине (за редким исключением) зациклен на личностные связи, а не на системные методы управления и оценки и стоит ровно столько, сколько «стоит», то есть те деньги, на которые в большей мере рассчитывает покупатель, а не продавец. Причем именно тот покупатель, который способен обеспечить эффективность новых коммерческих «цепочек»", - рассказал Алексей Кущ.
Напомним, что покупателей на «Ростдорстрой» в течение продолжительного времени не удавалось найти. В связи с этим бывшие собственники Жуков и Рацкевич пошли на сделку с топ-менеджерами дорожной компании Евгением Коноваловым и Юрием Шумахером. Последние получили компанию в собственность на условиях лизинга, а Жуков-Рацкевич в итоге возможность получить большую сумму за «Ростдорстрой», чем «чистая» стоимость его рыночных активов, то есть техники, оборудования, заводов и т.д.