Сегмент: машиностроение
Здесь логику составителей санкционного списка понять достаточно сложно. Например, в списке нет украинской компании «Мотор Сич», производящей двигатели для самолетов и вертолетов, а также – крылатых ракет.
Зато в санкционный список попал российско-украинский олигарх Константин Григоришин, бизнес-активы которого, в том числе предприятия энергетики, судо- и машиностроения в основном сосредоточены на территории Украины. Григоришин возглавляет группу «Энергетический стандарт», владеет компанией «Запорожтрансформатор» – монополистом в производстве силовых трансформаторов, является мажоритарным акционером сумского машиностроительного НПО им. Фрунзе, «Укрречфлота», а также совладельцем девяти украинских облэнерго.
Здесь сложно понять политическую подоплеку санкций. С одной стороны, Григоришин назывался одним из ключевых финансистов Коммунистической партии Украины, да и в целом левых сил, которые традиционно выступают за единство с Россией. С другой – считался одним из спонсоров «оранжевой революции», а также имевшим тесные отношения с членом партии «Наша Украина» Петром Порошенко.
Как пишет Spiegel, «Григоришин – давний деловой партнер Порошенко. Вместе с нынешним президентом Украины Петром Порошенко Григоришин в свое время пытался выкупить контрольный пакет акций телеканала «Интер» у Игоря Плужникова, а с 2007 года они вместе контролировали Севастопольский морской завод».
Точно можно сказать только то, что в 2016 году Константин Григоришин получил украинское гражданство «в упрощенном порядке по территориальному происхождению». Родившийся в Запорожье предприниматель, согласно сообщению ведомства, обязался в установленном порядке отказаться от российского и кипрского гражданства.
Также в «машиностроительный» перечень российских санкций попали ключевые предприятия Украины – КрАЗ и ХТЗ.
Завод КрАЗ, а точнее – частное акционерное общество «АвтоКрАЗ», которое было создано на его базе, является индустриальным крылом финансово-промышленной группы «Финансы и Кредит». Основной владелец этой группы – народный депутат Константин Жеваго. Он сам, лично, попал в санкционный список; также кроме «АвтоКрАЗ» под российские санкции попали еще три контролируемых Жеваго предприятия:
- ООО «Внешнеторговая фирма КРАЗ»,
- швейцарская компания Ferrexpo,
- британская компания Toledo mining corporation.
С 2014 года КрАЗ ничего не поставляет в РФ и не закупает двигатели Ярославского моторного завода (ЯМЗ), используя двигатели Cummins и Deutz. Однако в состав «АвтоКрАЗ» входит Полтавский автоагрегатный завод (ПААЗ) – одно из крупнейших в СНГ специализированное предприятие по производству тормозной аппаратуры для грузовых автомобилей типа КрАЗ, КамАЗ, МАЗ, БелАЗ, прицепов и полуприцепов, автобусов, троллейбусов и специальной автотехники. Это единственное на территории Украины предприятие по производству сложной тормозной аппаратуры для большегрузных автомобилей. В данном случае российские санкции ударят не только по КрАЗу, но и по российским и белорусским производителям тяжелых грузовиков и коммунальной техники.
И опять непонятная политическая завязка. Попавший под российские санкции лично Константин Жеваго (сам, кстати, уроженец России) – давний оппонент Петра Порошенко. По сведениям ряда СМИ, Порошенко в 2015-2016 годах пытался «отжать» КрАЗ у Жеваго. При этом сам Константин Жеваго – давний соратник Юлии Тимошенко.
Публичное акционерное общество «Харьковский тракторный завод им. С.Орджоникидзе» попало под российские санкции вместе со своим собственником Александром Ярославским. Про которого известно, что он поддерживает дружеские отношения с Олегом Дерипаской, Романом Абрамовичем и многими другими представителями российской бизнес-элиты.
Вряд ли сам ХТЗ стоил даже отдельной строчки в списке российских санкций. Если в СССР это был один из ведущих производителей танков, позднее, в 80-х, выпускал по 70 тыс. тракторов в год, то в 2017 году завод выпустил лишь порядка 2 тыс. тракторов, из расчета 150 тракторов в месяц. Также до 2008 года ХТЗ еще производил бронетехнику, но способен ли он на это сейчас – неизвестно.
В перечне попавших под санкции есть еще два предприятия, которые контролирует Александр Ярославский:
- ООО «Девелопмент констракшн холдинг»,
- ЧАО «Акционерная страховая компания "ИНГО Украина"».
Газовая отрасль
Здесь, во-первых, пострадали розничные торговцы сжиженным газом. Предприниматели Виталий Антонов и Степан Ивахив попали в санкционный список лично. Они владеют АЗС, на которых продаются поставляемые из России нефтепродукты – это сети WOG и ОККО. Сеть «ОККО» насчитывает более 400 автозаправочных комплексов по всей Украине, под санкции попал непосредственный владелец, ПАО «Концерн Галнафтогаз». WOG – вторая по величине сеть автозаправок в стране, более 415 станций. Обе эти сети – также ключевые игроки на розничном рынке сжиженного газа Украины. А на нем сейчас происходят значительные изменения: прекращается реэкспорт по серым схемам из Беларуси, зато возможность прямых поставок кроме «Роснефти» получили российские компании «Лукойл» и «Газпром газэнергосеть». А они имеют собственные амбиции в том числе и как розничные торговцы, и крупные конкуренты на рынке Украины им не нужны.
Во-вторых, под действие российских санкций попали такие украинские газовые компании, как концерн «Гео Альянс» – третье по объему газодобывающее предприятие в Украине. Оно не продает газ в РФ и не проводит расчеты в рублях. Однако и для него, как для структуры Виктора Пинчука, попадание под санкции может быть болезненным. «Гео Альянс» связан с развитием сырьевой базы в Украине, именно «Гео Альянс» в свое время пытался разрабатывать сланцевые месторождения газа.
Еще – ООО «Химвектор», с 2017 года – один из крупнейших поставщиков природного газа предприятиям по всей территории Украины. Бенефициар «Химвектора» – Дмитрий Фирташ. Ему же, кстати, принадлежат также попавшие под российские санкции ПАО «Черкассыгаз» и компания «Укргазэнерго».