ГлавнаяЭкономикаДержава

"ОРДЛО-трейд". Как устроена торговля Беларуси с "ДНР" и "ЛНР"

Соседняя Беларусь, точнее, город Гомель, готовится принять белорусско-украинский "Форум регионов", который должен пройти 25-26 октября. Ожидается, что мероприятия в Гомеле посетят президенты Александр Лукашенко и Петр Порошенко. Если они встретятся (встреча пока под вопросом), то одним из проблемных вопросов на переговорах могут стать слишком тесные торговые связи многих белорусских предприятий с "ДНР" и "ЛНР".

Фото: БелТА

Александр Лукашенко любит говорить о суверенитете Беларуси, о том, что она готова поддерживать хорошие отношения со всеми и не хочет становиться на сторону никакой стороны ни в одном из конфликтов. На практике это выливается в то, что белорусские предприятия одинаково сотрудничали, например, и с российскими, и с украинскими партнерами с 2014 года, с начала российской агрессии. Классический пример – то, что в баки украинских танков, воевавших в зоне АТО, заливалась солярка, которая была произведена на белорусских НПЗ из российской беспошлинной нефти.

Действительно, Беларусь активно торгует с Украиной, поставляя очень многое, необходимое как для обороны, так и для мирной жизни. Важность поставок из Беларуси подтверждается тем, что торговое сальдо – в пользу белорусских поставщиков.

То есть Украина намного больше тратит на белорусские товары, чем сама получает денег от взаимной торговли.

Однако белорусские предприятия активно продают свои товары также на временно оккупированные территории, в основном – через Россию. Более того, такая торговля неофициально поощряется белорусским руководством. Причин тому несколько. Во-первых, в Москве крайне недовольны торгово-экономическим сотрудничеством Минска и Киева как таковым. Это даже было одной из тем недавних переговоров Путина и Лукашенко в Сочи. Так что торговля Беларуси с ОРДЛО – это для белорусского президента хорошая возможность показать свою лояльность также и интересам России.

Во-вторых, большинство белорусских предприятий принадлежит государству, работает на устаревшей технологической базе и потому производит продукцию, которая просто не находит спроса на Западе. Продавать ее приходится на постсоветском пространстве, в том числе на территориях, на которых конкурентным преимуществом становится возможность работать в обход санкций.

Торговля идет с ДНР, ЛНР и Крымом. Про Крым мы расскажем позднее, в этой же серии статей расскажем о том, как в разные периоды (с 2014 года и по сегодняшний день) выстраивались поставки товаров из Беларуси в ОРДЛО – и кто на этом зарабатывал.

Фото: censor.net.ua

«ОРДЛО-трейд»: 2014-2016

26 декабря 2017 года украинская группа «Информационное сопротивление» рассказала о масштабах торговли белорусских компаний с сепаратистами. По данным группы, в то время ежедневно в ЛДНР разгружалось около 300 грузовиков-тяжеловозов с белорусскими товарами.

«Коммерческими структурами Республики Беларусь, транзитом через РФ, через закрытые Украиной в 2014 году пункты пропуска «Изварино», «Должанский» и «Червонопартизанск» осуществляется систематический контрабандный ввоз на территорию ЛДНР партий подакцизных продовольственных товаров, изделий легкой промышленности и др. Общее количество контейнеровозов белорусской регистрации, которые выгружаются на центральном контейнерном участке в г. Луганск, составляет порядка 300 автомобилей в сутки», – говорилось в сообщении ИС.

В самой Беларуси тему торговли белорусских компаний с фирмами, работающими в ОРДЛО, иногда освещают только немногочисленные независимые медиа – для госСМИ эта тема полностью табуирована. Известно, однако, что продукция десятков белорусских предприятий попадает к сепаратистам через российско-украинскую границу, которая не контролируется официальным Киевом.

По свидетельству украинских граждан, которые бежали от войны в Беларусь в 2015-2016 годах, в магазинах Донецка и Луганска примерно с осени 2014-го начал быстро расширяться ассортимент белорусских продуктов. Очень много всего, выпущенного в Беларуси, приходило на смену продуктам, поставки которых из Украины прекращались из-за боевых действий и разрыва хозяйственных связей.

Позднее, уже во второй половине 2017 года, белорусский телеканал «Белсат» (в самой Беларуси он запрещен, работает из Польши) показывал интервью с жительницей Луганска, которая рассказывала: «Алкоголь, сыры, мясо глубокой заморозки… Причем до войны таких белорусских продуктов мы не видели – мясо или пиво белорусское… никогда! Этот поток уже потом ушел. Спрос на них сейчас очень большой – российские сильно уступают по качеству и цене». Это подтверждали и такие источники, как, например, донецкий портал DNR-live. Там оценивали долю белорусской продукции на потребительском рынке "ДНР" примерно в 25%.

Белорусская водка в продаже в *ДНР*
Фото: lifedon.com.ua
Белорусская водка в продаже в *ДНР*

В 2015 и 2016 годах неоднократные попытки белорусских журналистов пообщаться с представителями торговых сетей и оптовых компаний в "ДНР" и "ЛНР", как правило, натыкались на стену молчания. Никаких комментариев там не давали, вообще отказывались общаться.

Исключением стала донецкая торговая сеть «Амстор», которую, по данным СМИ, контролировал теперь уже покойный лидер "ДНР" Александр Захарченко. В конце 2016 года на ее официальном сайте присутствовало несколько сотен наименований товаров как минимум от восьми белорусских предприятий.

Более чем годом ранее, в августе 2015-го, руководство крупнейшей в "ЛНР" торговой сети «ЛНРПродторг» (она образована на базе отобранных сепаратистами у собственника украинских супермаркетов «Лелека»), в интервью местной газете «Жизнь Луганска» рассказывало про прямые контракты на поставку продуктов из Беларуси. Директор «ЛНРПродторг» Алеся Полтавченко озвучила тогда названия девяти белорусских предприятий, в числе которых – табачный завод «Неман», агрокомбинат «Дзержинский» и брестский производитель рыбопродуктов «Санта-Бремор».

Чтобы понимать, как все происходит, нужно разобраться, как в те годы торговля с "ДНР" и "ЛНР" координировалась в Минске. Это вопрос автор статьи задал своему источнику в Министерстве экономики Беларуси. Наш собеседник, будучи довольно высокопоставленным чиновником, не имеет права давать официальных комментариев, и вообще предпочитает оставаться в тени. Он попросил называть его «Вадим Петрович».

«Дело в том, что никто ничего на самом деле не координировал. Отношения с оккупированными районами на востоке Украины выстраивались совершенно хаотически. В Совете министров как-то пытались это централизовать. Сперва через Министерство торговли – но там ответили, что отвечают только за торговлю внутри Беларуси, – рассказывает Вадим Петрович. – Потом – через МИД, который отвечает за внешнюю торговлю после упразднения Министерства внешнеэкономических связей. Но в МИДе очень резко ответили, что не станут связываться с территориями, не признанными мировым сообществом. Даже Совет безопасности пытались задействовать – но там только пальцем у виска покрутили. В итоге все отдали на откуп самим предприятиям-экспортерам. И как раз в то время, во второй половине 2014-го, на белорусские предприятия начали приезжать представители российских фирм-посредников, желавших организовать поставки в ДНР и ЛНР».

Фото: aisberg.com

Стыдились, но торговали

Надо понимать: хотя Беларусь полностью находится в российском информационном поле, в стране не особо приветствовали «русскую весну» в восточных регионах Украины в 2014 году. Белорусское общество по отношению к пророссийским сепаратистам разделилось примерно пополам. Сегодня это выражается в том, что одни белорусские предприятия стараются не афишировать сотрудничество с «ЛДНР», в других же этого не скрывают, а порой даже гордятся – хотя и осознают, что могут попасть под международные санкции.

«Да, мы работаем с Донецком, – рассказывала журналистам заместитель генерального директора фабрики «Коммунарка» по коммерческим вопросам Лилия Сивакова, – это прямые поставки. Поставляем шоколад, шоколадные конфеты. Карамель не поставляем. Никаких проблем у нас там нет, работаем по предоплате. Рассчитываются они российскими рублями. Насколько там существенные объемы для «Коммунарки»? Ну, каждая поставка очень важна, так как это предоплата. Конечно, поставки в России у нас занимают 80% от общего объема экспорта. Столько, сколько съедает Россия не съест никто – ни Донецк, ни Луганск. На Донецк у нас приходится несколько процентов экспорта».

В компании «Санта-Бремор» категорически заявили, что свою продукцию в ОРДЛО не поставляют. На просьбу журналиста телеканала «Белсат» объяснить, как тогда в донецких и луганских супермаркетах появляются продукты «Санта-Бремор», в компании отреагировали резко: «Мы отказываемся с вами беседовать. Никаких комментариев не будет». Подобным образом отреагировали на вопросы «Белсата» в другом предприятии Бреста – производителе молочных продуктов «Савушкин продукт». Заместитель директора по связям с общественностью Елена Бабкина сначала потребовала письменный запрос, а потом заявила, что комментарий по поставкам в «ЛДНР» давать не будет.

Белорусская сметана 'Брест-литовская' на полках супермаркета в Донецке
Фото: Громадське телебачення
Белорусская сметана 'Брест-литовская' на полках супермаркета в Донецке

Первый замдиректора ОАО «Кобринский маслодельно-сыродельный завод» Николай Токарь в интервью тому же «Белсату» рассказал: «Мы поставляем сыры (твердые и плавленые) и творог через российскую фирму, которая является нашим официальным дистрибьютором. Но пункт назначения в документах конкретно прописывается – Донецк, Луганск. В документах это обозначается не как территория Украины, а как-то иначе… Сейчас уже не помню. Примерно около 20 тонн в месяц мы туда поставляем».

Директор Березовского сыродельного комбината Владимир Попеня: «Мы торгуем с Донецком и Луганском, но не надо это афишировать. Работаем успешно, с двумя фирмами, претензий никаких нет. Объемы поставок для нашего комбината довольно скромные, а для некоторых, может и серьезные. Все идет хорошо, по плану». Фирм, с которыми работает предприятие, Попеня не назвал, но подтвердил, что они находятся в Донецке и Луганске.

Наконец, «Белсату» на Гродненском ликероводочном заводе, входящем в холдинг «Минск Кристал Групп», подтвердили, что продают «немалые объемы» своей продукции в «ЛДНР». Особой популярностью у их донбасских партнеров пользуется дешевая водка: «Ржаная», «Золото полей», «Золотой урожай».

Продолжение следует...

Андрей Паливода, журналист
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram