На мой взгляд, одной из главных проблем формирования конкурентоспособной альтернативной энергетики выступает преувеличенное внимание к созданию высокомощных генерирующих мощностей и значительно меньшее к распространению двигателей на альтернативных источниках энергии и топлива.
Например, «Укрзализныця» много уделяет внимания позиционирования своего контракта о поставках локомотивов GE. Машина, конечно, хорошая, по своим тактико-техническим характеристикам, удобная в эксплуатации. Но, в то же время, это дизельный локомотив. То есть, он потребляет классическое углеводородное сырье.
А вот, тем временем, в Германии, введен в эксплуатацию локомотив Coradia iLint для пассажирских перевозок. Двигательная система этого поезда – гибридная солнечно-водородная. Поезд будет курсировать в федеральной земле Нижняя Саксония между городами Куксхафен, Бремерхафен, Бремерферд и Букстехуд. В планах федерального правительства ввод в эксплуатацию до 2020 года еще 5 маршрутов на данном типе локомотива. Производством локомотива является фирма Alstom.
Аналогичный проект реализуется и австрийской железнодорожной компанией OBB совместно с Siemens Mobility. Завершить проект планируется во второй половине 2019 года.
Двигательная система обоих типов локомотивов включает в себя два автономных водородных двигателя, комплекс солнечных батарей на крыше вагонов, вспомогательный дизельный двигатель, два контроллера переменного/постоянного тока, систему компьютерного управления. Срок эксплуатации двигательной системы – 15 лет. Максимальная скорость движения – 140 км/час. Общая автономия состава составляет 1000 километров. Заправка осуществляется на специальных станциях-контейнерах газообразного водорода.
В компании Alstom также осуществляется проект создания сборочного производства для водородных локомотивов и вагонов в Бразилии, в городе Таубата. Мощность завода – 10 локомотивов и 166 вагонов в год. Производство рассчитано на эксплуатацию в странах Северной и Южной Америки.
Завершить хочу несколько пессимистическим размышлением. Еще тридцать лет назад Украина была одним из крупнейших производителей подвижного железнодорожного состава в Европе. Сейчас же по нашим дорогам движется, мягко говоря, «рухлядь» и мы «молимся на то», чтобы наши немецкие партнеры заключили контракт на поставку резервных составов. При этом заключаем контракт на поставки морально устаревших, хотя и добротных, монстров GE. Почему же никто в Украине (правительство, олигархи и т.д. и т.п.) не могут начать переговоры с той же самой Alstom по размещению ее производства в Украине? Это ведь и рабочие места, и решение проблем наших железных дорог, и очень серьезное поступление (а не затрачивание) валюты в бюджет. Выигрывает же атакующий, а под «нележачий камень», даже вода не течет.