ГлавнаяЭкономикаДержава

Запрет ж/д и автобусного сообщения с Россией? Беларусь будет рада

Белорусское государство уже несколько лет неплохо зарабатывает, обслуживая транзитное авиасообщение между Украиной и Россией, – ведь прямых авиарейсов между странами нет. Если остановить еще и пассажирские поезда и автобусы, следующие через российско-украинскую границу, белорусские бизнесмены будут рады.

Владимир Омелян
Фото: Макс Требухов
Владимир Омелян

Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян 6 августа в эфире телеканала "1+1" заявил: «Мы рассматриваем сейчас вариант закрытия железнодорожного сообщения с Москвой». Затем в комментарии для «Интерфакса», он уточнил: «Мы подготовили ряд контрмер относительно того, что происходит со стороны Российской Федерации на наших оккупированных территориях и в Азовском море. В этот комплекс мероприятий входит и прекращение железнодорожного сообщения с Россией. … Мы хотим, чтобы это было вынесено в плоскость правительства или Совета национальной безопасности и обороны Украины с тем, чтобы соответствующее решение было принято уже на государственном уровне».

При этом речь идет о сворачивании именно пассажирских перевозок, но не грузовых. «По грузовому сообщению есть проблема не только в том, что "Укрзализныця" лишится существенных поступлений в ее бюджет, но и с международным законодательством, в частности, с теми обязательствами, которые Украина взяла на себя в рамках Всемирной торговой организации. А потому сейчас мы эту тему изучаем, но не продвигаем», – пояснил Омелян.

Это предложение оперативно поддержали в Верховной Раде. А первый заместитель постпреда президента Украины в Крыму Изет Гданов предложил распространить запрет также и на автобусное пассажирское сообщение с Россией.

Обсуждать плюсы и минусы возможного решения о запрете пассажирского сообщения через украинско-российскую границу можно долго. Все равно там все в итоге сводится к тезису «назло врагу сделаем хуже собственным гражданам».

Давайте посмотрим, кто выиграл благодаря отмене пассажирского авиасообщения между Украиной и Россией в 2015 году.

«Минск-пересадочный»

После того как 25 октября 2015 года Россия и Украина прекратили прямое авиасообщение, белорусский национальный авиаперевозчик «Белавиа» резко нарастил доходы. Авиакомпания менее чем за год значительно увеличила количество и географию рейсов, добавив в список маршрутов многие украинские города. Фактически Минск стал ключевым транзитным узлом в авиасообщении между Украиной и Россией. Все минувшие годы поток пассажиров только рос, и сегодня пассажиры, летающие из Украины в Россию и обратно через аэропорт Минск, обеспечивают половину его транзитного потока – как и доходов государственной авиакомпании «Белавиа». По собственным оценкам «Белавиа», за год пересадку в Минске совершают порядка 500 тыс. «украинских» пассажиров.

Фото: belarus-news.eu

17 декабря 2017 года в интервью белорусским журналистам гендиректор «Белавиа» Анатолий Гусаров рассказал, что пассажиры, летающие между Украиной и РФ через аэропорт Минск, обеспечивают половину его транзитного потока, равно как и авиакомпании «Белавиа».

«Транзитных – почти половина от всех пассажиров на регулярных рейсах, если с чартерами – то порядка 40%. В авиакомпаниях самые главные пассажиры прямые, потому что эти перелеты стоят дороже. Но для всех авиакомпаний и аэропортов очень важен транзитный поток, хоть такие перевозки и дешевле. Сегодня у "Белавиа" и Национального аэропорта Минск основной транзитный поток – между Украиной и Россией. Думаю, это около половины от всего транзита. Именно поэтому мы стали больше летать в украинские аэропорты: Одесса, Харьков, Львов».

В свою очередь, заместитель генерального директора «Белавиа» по маркетингу и внешнеэкономической деятельности Игорь Чергинец говорил: «У нас в 2016 году было 2,5 млн пассажиров, из них, примерно 500 тыс. – на чартерных рейсах и 1 млн – транзитных, то есть половина всех пассажиров на регулярных рейсах. Значительная их часть – украинцы. Основной поток – это Украина-РФ, но там много и россиян. По итогам 2017 года транзитных пассажиров будет у нас больше – в районе 55-57%».

«Важно понимать: зарабатывает именно белорусское государство, даже не частный бизнес. Ведь и авиакомпания «Белавиа» принадлежит государству, как и международный аэропорт «Минск» со всеми его сервисами, – сказала в комментарии для LB.ua белорусский экономист Светлана Гречулина. – Белорусское государство вообще неохотно пускает частников туда, где способно заработать само. Если сухопутный пассажиропоток между Россией и Украиной пойдет через белорусскую территорию, его будет обслуживать БЖД (Белорусская железная дорога – прим. ред.) и областные автобусные парки – «Минскоблавтотранс», «Гомельоблавтотранс», «Могилевоблавтотранс». Хотя, конечно, какая-то доля достанется и частным компаниям – государство в одиночку не сможет обслужить такое резкое увеличение транзитного пассажиропотока».

Дополнение от редакции: В то же время украинское посольство в Беларуси еще в 2017 году предупредило, что россияне начали отказывать украинцам во въезде через сухопутные пункты пропуска на российско-белорусской границе. Поэтому посольство рекомендует украинцам использовать авиатранспорт для транзитных перелетов. О таких случаях в январе 2018 года сообщала газета "Факты и комментарии". Автор этой статьи Денис Лавникевич утверждает, что в январе было временное обострение отношений между Россией и Беларусью, из-за чего поезда на границе между странами начали досматривать. Но теперь они снова идут без остановок и украинцы едут транзитом в Россию через Беларусь.

Таким образом существует риск, что подобное внешнеполитическое обострение снова возникнет, и тогда БЖД и белорусские автобусные парки не смогут заработать на транзитных потоках из Украины. Или же этот вопрос будет дополнительно урегулирован.

Сценарий запрета

Очевидно, что наземный транспорт перевозит в разы больше пассажиров, чем авиационный. Вот цифры по железной дороге, от «Укрзализныци» по итогам 2016-го: пассажиропоток между Россией и Украиной составил 1 млн 36 тыс. человек. Цифры по итогам 2017-го пока противоречивые: украинские железнодорожники говорят, что пассажиропоток немного сократился, российские – что наоборот вырос, причем едва ли не в полтора раза.

Фото: Александр Рудоманов

Что же касается перевозок автобусами, то тут оценить сложнее: нет единой системы, на этом рынке работают разные фирмы из разных регионов, кто-то возит через границу «от села до села», а кто-то гоняет автобусы из Одессы в Санкт-Петербург и обратно. К тому же на этом рынке (в отличие от ж/д) очень велика доля теневых перевозок. В общем, если свести воедино оценки экспертов, разрозненные и приблизительные, получается 700-800 тыс. человек, которые ежегодно пересекают российско-украинскую границу на автобусах.

В общем, если Украина возьмет и закроет все прямое пассажирское сообщение с восточным соседом, то порядка полутора миллионов человек в год поедут через территорию Беларуси, делая не такой уж и большой «крюк».

Поверьте: белорусские транспортники, с их развитой инфраструктурой и отличными дорогами, с удовольствием используют эту возможность заработать. Конечно, если будет урегулирован вопрос с пересечением украинцами российско-белорусской границы. Сегодня автовокзалы Гомеля и Могилева недостаточно загружены. Хотя с них ежедневно отправляются десятки автобусных рейсов на Москву, Смоленск, Брянск – едут на заработки белорусские гастарбайтеры. В случае, если добавится «украинский транзит», он, скорее всего, больше перераспределится с ж/д транспорта на автобусный. Все же расширить пропускную способность железной дороги, добавить новые поезда, – сложнее, чем выпустить на трассу дополнительные автобусы. Так, кстати, перепадут деньги и МАЗу, выпускающему широкую линейку пассажирских автобусов, включая международные модели.

В общем, белорусы снова окажутся в выигрыше. Хуже станет только простым украинцам, вынужденным тратить дополнительное время и деньги на поездки через Беларусь.

Денис ЛавникевичДенис Лавникевич, журналист из Беларуси
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram