ГлавнаяЭкономикаДержава

Доходная война - 2. Как сотрудничают Беларусь и Украина в военной сфере

История белорусско-украинского торгового сотрудничества в военной сфере с 2014 года и по сегодняшний день – богата и поучительна. Белорусские предприятия неплохо заработали на вооруженном конфликте в Украине – это факт. Но факт и то, что без белорусских поставок украинским военным пришлось бы намного тяжелее, особенно в критический период войны. (Продолжение. Читайте также первую часть статьи "Доходная война").

Фото: Facebook /Національна гвардія України

К началу 2016 года в Минске и Киеве поняли, что формат военно-технического сотрудничества надо менять. В Украине уже не было столь острого дефицита военной техники, а на Беларусь все сильнее давила Россия, недовольная «вероломным» поведением ближайшего союзника.

В результате объем торговли для военных нужд не уменьшился, просто сама торговля стала выглядеть куда более «мирной». То есть из Беларуси поставляются товары вполне мирного назначения, которые уже в Украине используются для повышения обороноспособности. Банальный пример – серная кислота, которая используется в том числе при изготовлении взрывчатки. Ее поставки из Беларуси в Украину выросли с 15,4 тыс. тонн в 2013 году до 48,3 тыс. т в 2017-м.

Ассортимент сегодняшнего дня

Начнем с топлива, продажи которого в Украину с белорусских НПЗ если и сократились, то не сильно. Однако белорусские поставщики напрямую не продают солярку украинским военным. Есть украинские гражданские компании, которые покупают топливо по контрактам с Белорусской нефтяной компанией, а затем участвуют в тендерах ВСУ внутри страны.

Как пишет ресурс naviny.by, аналогичным образом для военных нужд Украины белорусские производители поставляют металл, запасные части и узлы для изготовления военной техники. В том числе – электродвигатели, используемые для поворота башни и огневого модуля на БТР, танках. Сюда – части двигателей, шасси, коробки передач, аккумуляторы, бронированное стекло и стекло повышенной прочности. Запасные части, ремонтные комплекты для автомобильной и гусеничной техники.

Броневики 'Варта' cовместного украинско-белорусского производства с установленными на них Javelin во время парада на День
независимости в Киеве, 24 августа, 2018
Фото: Макс Требухов
Броневики 'Варта' cовместного украинско-белорусского производства с установленными на них Javelin во время парада на День независимости в Киеве, 24 августа, 2018

Другая категория поставок – специальные ткани повышенной прочности для технических нужд. Обычно это полотно из химических нитей, сами нити (в том числе армированные), жгуты, канаты и т.п. Далее – ткани из хлопка, в том числе специальные (негорючие, повышенной прочности). Из белорусского сырья шьют форму и спецодежду украинские гражданские компании. По всем перечисленным категориям поставки из Беларуси в Украину с 2016 года выросли два-три раза, а то и более.

Сложнее дело обстоит с совместными военно-техническими проектами. Они начали «ветвиться», а белорусско-украинское сотрудничество стало менее очевидным. Например, еще не так давно Украина не имела собственных технологий производства беспилотников, тогда как в Беларуси это направление было неплохо развито. Но теперь и украинские производители вдруг вышли на изготовление серийных образцов БПЛА. Да, конечно тут сыграло свою роль сотрудничество с поляками, но и «уши» белорусских разработок найти, при желании, несложно.

Украинский оперативно-тактический ракетный комплекс «Гром-2» ездит на колесном шасси, которое выглядит в точности как аналогичная специализированная продукция Минского завода колесных тягачей (МЗКТ). При этом в Украине заявляют что шасси разработали самостоятельно. Однако, например, россиянам это не удалось: попытки РФ создать свою «Платформу-О» (для замены продукции МЗКТ) и даже реанимировать для этого БАЗ (Брянский автозавод) ничем толковым не закончились.

Оперативно-тактический ракетный комплекс “Гром-2”
Фото: autocentre.ua
Оперативно-тактический ракетный комплекс “Гром-2”

Что же касается ПТРК «Скиф», то этот проект «разошелся» на несколько ветвей: в Беларуси он развивается поз наименованием «Шершень», в Украине – «Стугна» и «Корсар». Формально теперь белорусы научились самостоятельно делать ракеты для него, а украинцы – оптику, системы наведения и управления.

Автомобили: особая категория

На первое место в белорусско-украинском военном сотрудничестве последних двух лет выходит автомобильная техника. По украинским данным, восстановление автопарка ВСУ требует в течение ближайших пяти-семи лет замены около 10-12 тысяч автомобилей, в основном грузовых.

Этот рынок оказался «золотым дном» для белорусского МАЗа, в линейке которого имеется модель МАЗ-6317 с колесной формулой 6×6. Грузовик был создан в конце 1980-х по заказу Минобороны СССР, со всеми соответствующими жесткими техническими условиями. После испытаний машина была рекомендована к принятию на вооружение и включена в госзаказ на 1991 год… но СССР развалился, и заказ был отменен. Лишь к концу 90-х МАЗ-6317 начал поступать в белорусскую армию, заменяя отслужившие свой срок вездеходы советского производства (КрАЗ, КамАЗ, «Урал»). Далее МАЗ-6317 начали закупать также ВС России и Азербайджана.

После того как стало понятно, что КрАЗ не может обеспечить украинскую армию достаточным количеством современных грузовиков надлежащего качества, было решено наладить в Украине лицензионную сборку МАЗ-6317 из белорусских машинокомплектов.

Грузовые автомобили МАЗ-6317 на службе Нацгвардии Украины
Фото: military-informant.com
Грузовые автомобили МАЗ-6317 на службе Нацгвардии Украины

В марте 2016 года было подписано межправительственное соглашение о сборочном производстве белорусских грузовиков под наименованием «Богдан-6317» в Черкассах, на дочернем предприятии корпорации «Богдан» «Автосборочный завод № 2». Специально для этого на базе компании «Богдан» было создано СП «МАЗ-Богдан». Массовая поставка грузовиков «Богдан» в войска началась в 2017 году.

Реальные объемы закупок являются государственной тайной, но, по косвенным оценкам, в 2017 году армия, Нацгвардия, МВД и Пограничный комитет в совокупности получили от 500 до 900 «украинских МАЗов». А ведь это только начало…

На первом этапе в Украине организовали крупноузловое производство, включая сборку шасси, сварку, покраску и установку грузовой платформы. Далее закономерно началась локализация производства с привлечением украинских производителей комплектующих. Их поставщиками стали Кременчугский колесный завод (КрКЗ), шинный завод «Росава» (Белая Церковь) и производитель аккумуляторов «Иста» (Днепр). Вместо двигателя российского производства ЯМЗ-238Д мощностью 330 л. с. устанавливается китайский 6-цилиндровый рядный дизельный двигатель с турбонаддувом Weichai Power WP10.380E32 мощностью 380 л. с.

Сегодня «Богдан-6317» позиционируется как основной образец для вооружения украинской армии, и потому машина стала базой для разнообразных модификаций. Поэтому постоянно разрабатываются ее новые модификации. Например, перед Днем независимости 2017 года был продемонстрирован специализированный грузовой бронеавтомобиль для перевозки боеприпасов с мультилифтом Hiab Multilift. Кроме перевозки боеприпасов машину можно использовать для монтажа оборудования, а также как эвакуатор поврежденной техники.

В свою очередь, киевское НПО «Практика» выпустило ограниченную серию бронированного варианта грузовика под названием «Богдан-Козак». По сути, это стандартное шасси МАЗ-6317, на которое установлена бронекабина собственного производства, бронированный кунг из брони шведского или финского производства с возможностью размещения 23 бойцов. Также у машины бронированы топливные баки, аккумуляторы, баллоны тормозной системы и ступичные элементы системы подкачки шин. Общий вес брони и дополнительных элементов составил 4,5 тонны – вполне по силам для автомобиля грузоподъемностью до 12 тонн.

Бронемашина 'Козак-001'
Фото: dndi.mvs.gov.ua
Бронемашина 'Козак-001'

Другой серийный образец кооперации белорусских автопроизводителей и украинского ВПК – бронеавтомобиль «Варта», созданный на базе шасси МАЗ-5434 (колесная формула 4х4). Первые его образец был представлен в 2015 году в Киеве. Суммарное количество переданных в части машин в 2017 году эксперты оценивают в 80-100 штук (от 60 до 80 в МВД и около 20 в армию).

Денис ЛавникевичДенис Лавникевич, журналист из Беларуси
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram