Как они работали и сколько получали
"Нафтогаз" обозначил свою миссию так: быть движущей силой модернизации и профессионализма в энергосекторе; интегрироваться в европейские рынки; обеспечивать безопасность поставок энергии по конкурентным ценам, при этом максимизируя стоимость национальных ресурсов. Каким образом компания реализовала эту миссию в прошлом году?
В апреле 2016 года был создан набсовет "Нафтогаза" - это был первый пример реформирования корпоративного управления в госпредприятиях. Основной идеей была минимизация политического влияния на компанию, повышение эффективности и прозрачности ее деятельности и искоренение коррупции. В набсовет вошли пять человек, три из них - независимые, а двое - от государства (в то время министр энергетики Владимир Демчишин и замминистра экономразвития Юлия Ковалив). Однако вскоре и Демчишин (в апреле), и Ковалив (в декабре) свои посты во власти покинули, таким образом идея была искажена.
Компания заключала с независимыми директорами договоры с вознаграждением на уровне 215 тыс. евро в год для независимых директоров и 75% указанной суммы для Владимира Демчишина. Договор о предоставлении услуг с Юлией Ковалив заключен не был, и компания не выплачивала ей вознаграждения.
Затраты компании по обеспечению деятельности набсовета за прошедший год составили более 20 млн грн.
Правление "Нафтогаза" состоит из четырех человек, специалистов в финансовой и банковской сферах. Трое имеют опыт работы в нефтегазовой отрасли. Высший менеджмент компании состоит из шести директоров по основным направлениям деятельности.
Зарплата и дополнительные текущие премии высшего управленческого персонала составили 88 млн грн (в 2015 году - 7 млн грн).
"Нафтогаз" является одним из крупнейших работодателей Украины. На предприятиях, входящих в группу "Нафтогаза", работают 74 тысячи 765 работников, В компании действует справедливая прозрачная система оплаты труда. Средняя зарплата на предриятиях группы превышала среднюю зарплату по стране в 2016 году на 71% ( в 2015 году – на 54%).
Как "Нафтогаз" оценил развитие рынка газа
Спрос на газ в Европе увеличился из-за повышения цен на альтернативные источники энергии. А собственная добыча газа в странах ЕС держалась на рекордно низком уровне – 132 млрд куб. м. На этом фоне импорт российского газа в Европу достиг рекордно высокого уровня – 178,3 млрд куб. м, тогда как импорт из Норвегии остался на таком же уровне, что и в 2015 году.
Основной причиной повышения уровня импорта из России были привлекательные цены на российский газ по долгосрочным контрактам европейских клиентов "Газпрома".
Решение Еврокомиссии о расширении доступа "Газпрома" к газопроводу OPAL всколыхнуло восточноевропейский рынок газа. Для Украины такое решение Еврокомиссии означает сокращение транзита российского газа и, соответственно, валютной выручки за транзит. В декабре 2016 года польская компания PGNiG подала иск с требованием остановить выполнение решение Еврокомиссии. Европейский суд приостановил решение Еврокомиссии по расширению доступа "Газпрома" к газопроводу OPAL.
Негативные последствия для Украины как для страны-транзитера газа будет иметь дальнейшая реализация проекта строительства "Северного потока - 2" - экспортного газопровода из России через Балтийское море. Он будет проходить по территории Германии. Предполагается, что совокупная мощность двух ветвей "Северного потока - 2" составит 55‑60 млрд куб. м газа в год.
"Газпром" также реализует проект строительства газопровода "Турецкий поток" через Черное море и Турцию в Грецию (две ветви общей мощностью 31,5 млрд куб. м в год). Реализация этого проекта угрожает полной остановкой транзита газа через Украину в южном направлении.
Чтобы увеличить импорт газа в Украину из Европы через Польшу и создать возможности хранения европейского газа в украинских подземных хранилищах, "Укртрансгаз", дочернее предприятие "Нафтогаза", активно работает над строительством интерконнектора Украина-Польша. Этот проект позволит создать восточноевропейский газовый хаб с возможностью прокачивать до 8 млрд куб. м газа в год из Польши в Украину и до 7 млрд куб. м – из Украины в ЕС.
В прошлом году Украина не импортировала газ из России напрямую. Благодаря ликвидации газовой зависимости от России, "Нафтогаз" и остальные украинские импортеры могут выбирать среди нескольких десятков поставщиков газа. За отчетный период импорт газа в Украину уменьшился на 32% по сравнению с 2015 годом.
Доля "Нафтогаза" в импорте сократилась в пользу частных трейдеров и промышленных потребителей. В прошлом году независимые импортеры завезли в 2,6 раза больше газа, чем в 2015 году.
Годовая добыча газа в стране по результатам 2016 года составила 20,1 млрд куб. м, что на 0,5% больше, чем в позапрошлом году. Доля "Укргаздобычи" составила 73% всей добычи природного газа в Украине. Компания начала закупать новое буровое оборудование и привлекать подрядчиков для проведения операций по гидроразрыву пластов. Частные компании также нарастили добычу в прошлом году.
Объем использования природного газа в Украине по сравнению с 2015 годом сократился примерно на 2%. Уменьшение объемов произошло, в частности, за счет уменьшения использования газа промышленностью. Потребление газа населением даже увеличилось на 5%. Бытовой сектор стал основным потребителем природного газа.
Потенциал сокращения использования газа за счет роста энергоэффективности и программ энергосбережения ограничивается действующей системой субсидий.
Украинские недра имеют большой потенциал для кратко- и среднесрочного наращивания добычи газа как из уже открытых месторождений (924 млрд куб. м балансовых запасов), так и для добычи в долгосрочной перспективе. Интенсивность добычи газа в Украине сегодня очень низкая по сравнению с другими странами, поэтому уже разведанными запасами страна обеспечена более чем на 20 лет (по сравнению с 10-15 годами для сопоставимых стран).
В Концепции развития газодобывающей отрасли, принятой Кабмином в декабре 2016 года, добыча газа в Украине должна вырасти до 28 млрд куб. м к 2020 году. Это позволит Украине полностью отказаться от импорта газа.
Какие реформы проводились благодаря "Нафтогазу", а какие нет
Третий год подряд "Нафтогаз" продвигает реформы в энергосекторе. С начала 2016 года все тарифы на транспортировку газа определяются регулятором. В апреле-мае прошлого года был установлен единый уровень цен на природный газ для бытовых потребителей и теплокоммунэнерго (производят тепловую энергию для населения) на уровне паритета с ценой импортируемого газа.Утвержден план отделения оператора транспортировки газа и принят закон о независимом регуляторе в области энергетики.
Несмотря на указанные точечные успехи, в прошлом году реформа рынка природного газа затормозилась. И существует значительный риск ее свертывания.
"Нафтогаз" продает и импортный, и собственнй газ облгазам для последующей поставки всем бытовым потребителям. Эти областные компании де-факто монопольно работают на льготных условиях в сегменте поставок газа населению. "Нафтогаз" не может выйти на розничный рынок газа и конкурировать с этими региональными монополистами.
В апреле 2018 года ожидается полная либерализация цен на природный газ. И может случиться так, что в то время рыночная цена газа, доступного для Украины, будет выше регулируемой. Для потребителей это означает очередное повышение цены на газ.