ГлавнаяЭкономикаДержава
Спецтема

НЭФ-2017. Энергетический сектор – точки роста (доклад)

15 июня 2017 года в Киеве прошел VII Национальный экспертный форум «Точки роста». Соорганизаторами мероприятия выступили Институт Горшенина и представительство немецкого Фонда имени Фридриха Эберта в Украине и Беларуси. Мероприятие было разделено на три тематические панели, в рамках которых обсуждались наиболее актуальные для мира и Украины проблемы. Сегодня мы публикуем доклад по итогам второй панели, посвященной энергетическому сектору. Читайте также доклад по итогам первой панели, посвященной внутренней политике.

Слева-направо: модератор Алексей Лещенко, Жером Ваше, Торстен Воллерт, Роман Опимах, Роман Ницович.
Фото: Макс Требухов
Слева-направо: модератор Алексей Лещенко, Жером Ваше, Торстен Воллерт, Роман Опимах, Роман Ницович.

Ключевые тезисы:

  • Украина смогла прекратить дестабилизирующую энергополитику, влияние проблем в энергетике на макроситуацию ослабло. Но страна все еще потребляет и неэффективно использует большое количество энергоресурсов.
  • Система субсидий на оплату коммунальных услуг — лучше, чем заниженные тарифы на газ для населения. Но субсидии все еще недостаточно адресные, и не стимулируют экономить ресурсы. Нужно повсеместно установить домовые приборы учета и монетизировать субсидии.
  • Наращивание газодобычи позволит трансформировать энергосектор, повысит энергобезопасность, обеспечит импортозамещение, поспособствует экономическому росту в стране. Газодобыча — одна из точек роста в энергетике.
  • Невозможно развивать конкуренцию на рынке, 73% которого принадлежат НАК «Нафтогаз». И роль НАК необходимо ограничить, но это должно быть не политическое, а рыночное решение. Например, речь может идти о продаже НАКом части газа на отраслевых биржах. И необходимо устранить барьеры для выхода на рынок новых игроков.

Спикеры и гости:

  • Жером Ваше, постоянный представитель МВФ в Украине;
  • Торстен Воллерт, член Европейской комиссии, группа поддержки Украины, руководитель подгруппы по энергетике;
  • Роман Опимах, исполнительный директор Ассоциации газодобывающих компаний Украины;
  • Роман Ницович, руководитель программ DiXi Group.

Участники панели оценили прогресс в реформировании энергетического сектора и попытались определить те направления энергетики, которые могут послужить толчком для развития как самого сектора, так и украинской экономики в целом.

Жером Ваше, постоянный представитель МВФ в Украине, открывая панель, отметил, что МВФ систематически мониторит состояние энергетического сектора, оценивая прогресс реформ. И фонд не ожидал таких стремительных перемен, которые произошли за последние три года в энергетике.

Фото: Макс Требухов

Жером Ваше отметил, что прекратилась дестабилизирующая энергетическая политика, которая деформировала национальную экономику. И не смотря на то, что Украина все еще потребляет большое количество энергоресурсов и неэффективно их использует, влияние проблем в энергетике на макроэкономику существенно ослабло.

В прошлом от состояния энергетики зависели платежный баланс Украины, монетарная политика, инфляция, фискальные и бюджетные процессы. Разница в цене для промышленности и граждан рождала огромные коррупционные риски и деформировала сектор. Сейчас дисбалансы устранены. Более того, устранение разницы в тарифах стимулировало привлечение в сектор донорской помощи. Платежная дисциплина, а это очень важный компонент реформы, стала лучше. Более того, благодаря этому прогрессу, очевидными стали и другие трансформации сектора. Например, стало понятно, что потребление газа долгие годы завышалось.

Для завершения реформы необходимо сделать еще очень многое. В частности, по мнению Жерома Ваше, сейчас необходимо сосредоточится на модернизации сектора энергетики. И приложить максимум усилий, чтобы не потерять все результаты, которых достигла Украина, ведь любую реформу можно развернуть в обратном направлении лишь парой неудачных решений.

Фото: Макс Требухов

Представитель МВФ не смог обойти стороной систему субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), которая также требует модернизации. По его словам, предыдущая система предоставления субсидий была непрозрачной, а сам процесс получения субсидии – сложным и обременительным. Новая система – прозрачна и проста, но ей не хватает адрестности. Субсидии должны предоставляться исключительно тем гражданам, которые действительно в них нуждаются, а главное – они должны быть целевыми. Действующая система субсидирования лишает граждан каких-либо стимулов к экономии и энергомодернизации. Для того, чтобы такие стимулы появились, необходимо переходить к монетизации субсидий, которая, кроме прочего, является еще и действенным элементом программы энергоэффективности, которую также реализовывает украинское правительство. И, конечно же, не стоит забывать об учете – еще одном центральном элементе реформы, ведь не имея реальной картины потребления, сложно его сокращать. Речь идет об установке систем учета потребления в домах.

Если все перечисленные изменения будут внедряться в жизнь такими же темпами, какими реализовывался первый этап реформы, сектор уже очень скоро будет трансформирован.

Торстен Воллерт, член Европейской комиссии, представитель Группы поддержки Украины и руководитель подгруппы по энергетике, отметил, что решение, принятое Стокгольмским судом в пользу Украины, говорящее о приоритетности макропринципов – это отличная основа для будущих отношений между Украиной и РФ в сфере энергетики. Он заверил присутствующих, что Еврокомиссия обязательно окажет Украине содействие в переговорах с РФ и сделает все для того, чтобы эти переговоры не были сложными и длительными. Но до этого Украина должна самостоятельно определить свою позицию, условия, которые будет считать выгодными. Ведь Украина выходит на рынок и должна выработать четкую стратегию того, как она будет на этом рынке позиционироваться и работать.

Фото: Макс Требухов

Господин Воллерт также отметил стабилизацию в секторе электроэнергетики. По его словам. Принятие закона «О рынке электроэнергии» - это отличный старт, но теперь надо сосредоточится на развитии этого рынка, чтобы в перспективе Украина могла нарастить экспорт электроэнергии, ведь потенциал у этого направления значительный.

Тем не менее эксперт отметил, что наблюдается волатильность других секторов энергетики, которая не может не вызывать беспокойство. В частности речь идет о сфере распределения энергии и энергоэффективности. Украина должна больше усилий прикладывать для обеспечения своей энергобезопасности. А еще усилить влияние потребителя на рынок. Ведь люди начали платить за энергетические услуги в разы больше, и дешеветь для них энергия уже не будет. Соответственно, они должны получить возможность для инвестиций в снижение потребления, действенные механизмы экономии ресурсов. По мнению Торстена Воллерта, запуск Фонда энергоэффективности – очень важный этап в трансформации энергосектора. Это очень важно, ведь энергоэфективность – это не только стимулы для экономии и механизмы энергосбережения. Любая программа энергоэффективности – это отличный способ привлечь инвестиции в сектор, обеспечить спрос для производителей и создать новые рабочие места. Именно энергоэфективность, по мнению господина Воллерта, является первой точкой роста в энергетике.

Второй точкой роста может стать газодобыча, ведь потенциал для увеличения объемов собственной добычи есть. Надо просто приложить усилия для оживления сектора.

Третья точка роста – возобновляемая энергетика. Конечно, этот рецепт подойдет не всем регионам Украины, но есть области, для которых он может сработать. Более того, «региональность» этой точки роста будет стимулировать привлечение местных инвесторов в энергетический сектор. Что тоже является положительным трендом.

Господин Воллерт отметил, что нужно отказываться от стереотипа о том, что инвестиции в энергетику возможны лишь от крупных компаний. Уже сейчас на украинском рынке появляются новые игроки, небольшие трейдеры, и это положительный сигнал того, что рынок меняется. Государству важно обеспечить этих новых игроков безрисковыми условиями работы, а они, в свою очередь, обеспечат и трансформацию рынка и экономический рост.

Фото: Макс Требухов

Глава Ассоциации газодобывающих компаний Украины Роман Опимах в своем докладе развил мысль Господина Воллерта о том, что наращивание газодобычи позволит существенно трансформировать энергетический сектор. Планы у газодобытчиков амбициозные – увеличить в течение следующих 4 лет собственную добычу газа на 35% (20 до 27 млрд. м куб.) за счет развития, как частной добычи, так и государственных компаний. По оценкам эксперта, это позволит не только повысить энергобезопасность и обеспечить импортозамещение в сфере, но и поспособствует экономическому росту в стране. Ведь увеличение добычи спровоцирует рост инвестиций, повысит налоговые платежи в Государственный бюджет, а также создаст новые рабочие места.

Сфера газодобычи мало изменялась в последние 25 лет. При сохранении нынешних темпов добычи доказанных запасов газа Украине хватит на 46 лет. На рынке доминируют государственные компании, которым принадлежат большие месторождения, которые практически исчерпаны. Частные компании – это лишь 20% сферы, но они в большинстве своем владеют малыми и средними месторождениями с хорошими запасами. Этим объясняется тот факт, что в последние несколько лет частные добытчики на 22% увеличили добычу газа, в то время как госпредприятия наоборот ее снизили. При увеличении инвестиций в сферу и привлечении новых технологий объемы добычи могут увеличиться еще больше – сейчас украинские компании ежегодно добывают до 2% от общего запаса, и этот показатель может быть удвоен, если привлечь инвестиции в современные технологии добычи. В следующие четыре года индустрия газодобычи потребует порядка 6 млрд долл. инвестиций.

Эксперт также отметил, что сложно в данном вопросе не учитывать мировые тренды. В последние годы глобальные бюджеты затрат на разведку сократились в 2,5 раза. За два последних года в мире было отменено проектов на общую сумму в 380 млн. долл. А в прошлом году было зафиксировано самое маленькое количество разведанных месторождений за последние 60 лет. Очевидно, что бороться за международный капитал украинским газодобытчикам придется в неблагоприятных мировых условиях.

Вместе с тем, хорошим примером для Украины может стать Мексика, которая развивалась в разрез с общемировыми трендами. В 2015 году в стране была проведена либерализация и демонополизация рынка и введены налоговые льготы в секторе. В результате удалось привлечь свыше 40 млрд. долл. инвестиций только в 2016 году.

Украинский рынок газа не менее привлекателен для инвесторов. Только за прошлый год на него вышло 47 новых компаний – поставщиков газа, многие из которых с мировыми именами. Если добычу удастся нарастить, интерес к Украине появится и у других инвесторов.

Эксперты подготовили ряд законодательных инициатив, предполагающих введение налогового стимулирования бурения новых скважин, дерегуляцию разрешительной системы и упрощение землеотвода, а также повышение прозрачности всей газодобывающей индустрии.

Роман Ницович, руководитель программ DiXi Group, разделяя надежды предыдущего спикера на скорый темп трансформаций, все же отметил, что мировой опыт говорит о том, что на реформирование энергетики необходимо порядка 5 -7 лет. И все участники процесса должны понимать, что долгосрочные эффекты сразу не будут заметны. Например, установление единой цены на газ – это только половина победы. Ведь цена лишь отражает условия рынка – его ликвидность и доходность. И теперь, получив единую цену, Украина должна сражаться за улучшение этих условий на рынке, за повышение его ликвидности, за развитие конкуренции. Победы на этом поприще обязательно отразятся и на изменении стоимости энергоресурсов.

Фото: Макс Требухов

А для этого необходимо, чтобы рынок повернулся лицом к конечному потребителю. Согласно опросам, порядка 50% домохозяйств готовы менять поставщика энергоуслуг, даже если цена не изменится. Люди, начав платить больше, готовы требовать повышения качества. А готовы ли сами поставщики к этому? Готов ли регулятор? Ведь вопрос качества предоставляемых на рынке услуг – это его прямая компетенция. И, конечно, для того чтобы усилить роль потребителя – нужно монетизировать субсидии, чтобы люди могли регулировать свое потребление и экономить. И отдать себе отчет в том, что субсидии блокируют открытие рынка. Ведь для компании-поставщика сейчас продажа для домохозяйств – это риски неуплаты и сводя эти риски к минимуму, поставщик охотнее станет работать с промышленностью.

Кроме того, мы должны понимать, что развивать конкуренцию на рынке, 73% которого принадлежат НАК «Нафтогаз» - невозможно. И роль НАК необходимо ограничить, но это должно быть не политическое, а рыночное решение. Например, речь может идти о продаже НАКом части газа на отраслевых биржах. И конечно, необходимо устранить барьеры для выхода на рынок новых игроков.

Но главное – мы должны ответить себе на вопрос, «Какой рынок мы строим?». К сожалению, в правительственной стратегии ответа на него нет, даже в отношении НАК «Нафтогаз». Возможно потому, что в данный момент это скорее вопрос перспективы, а не сегодняшнего дня. Но мы уже должны начать поиск ответа на него.

Торстен Воллерт, в свою очередь отметил, что энергетическая реформа переживает переходный период, который требует времени и обучения. В том числе и в контексте взаимодействия поставщиков с конечным потребителем. Ускорить развитие конкуренции можно, акцентируя внимание на сотрудничестве с локальными компаниями и инвесторами. На рынке уже работают новые эффективные технологии, появляются небольшие, но очень мощные поставщики. Чем больше таких компаний будет появляться, тем сильнее они будут менять рынок, заставляя более мощных игроков меняться. Конкуренция обязательно сработает, но для этого нужно создать благоприятные условия и запастись временем. Но если Украина стремится к энергоэффективности – она обязана создавать свободный рынок.

Фото: Макс Требухов

Отвечая на вопрос из зала, о том, какое влияние повышение тарифов оказало на домохозяйства среднего класса, не попавшие под защиту системы субсидий, Жером Ваше ответил, что на чудо, к сожалению, никто не надеялся. По его словам, все отдавали себе отчет в том, что реформа тарифов будет болезненной для всех слоев населения. Но в первую очередь защиты требовали наименее обеспеченные украинцы, для которых система субсидий стала залогом выживания. Более того, фонд считает, что оказываемой государством помощи не хватает адресности. По словам представителя МВФ, со временем количество получателей субсидий будет сокращаться, а количество бережливых украинцев наоборот расти. Ведь именно благодаря этой реформе домохозяйства обратили внимание на уровень энергопотребления и начали стремиться к экономии.

Также участники форума обратились к экспертам с краеугольным вопросом энергосферы о себестоимости газа и рентабельности газодобычи. Роман Опимах, ответил, что единого и простого ответа на эти вопросы нет. И не только в Украине. Ведь и себестоимость, и рентабельность зависят от множества факторов и условий. Если говорить о современной Украине, то можно привести цифры, полученные в результате исследования, которое проводилось два года назад и охватило всю отрасль. Так вот себестоимость разработки новых месторождений без налогообложения тогда была оценена в диапазоне от 100 до 250 долл. за 1000 м куб. (в зависимости от добычи). Эксперт отметил, что при нынешней налоговой нагрузке газодобыча уже не является привлекательной сферой. Если два года назад прирост добычи был в пределах 35% в год, то сейчас опустился до 7%.

Фото: Макс Требухов

Роман Ницович добавил, что цена газа, как и цена угля, устанавливается на уровне импортного паритета и по формуле. Внутреннего рыночного индикатора цены газа пока не существует, потому что внутренняя биржа еще не начала работать в тех объемах, чтобы сформировалась внутренняя цена на газ.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram