Первый год практики беспошлинного ввоза украинских товаров на территорию Евросоюза не дал ожидаемого многими эффекта. Напротив, экспорт из Украины в страны ЕС сократился на четверть. Какие же барьеры затрудняют экспорт отечественных товаров на открытый рынок ЕС? И какую роль в формировании барьеров играет сама Украина?
Квоты
Хотя экономическое соглашение между Европой и Украиной и называется зоной "углубленной и всеобъемлющей свободной торговли", оно предполагает ряд ограничений с обеих сторон. Европа применяет к 36 видам украинских товаров тарифные квоты (среди таких товаров – зерновые, говядина, свинина, мясо баранины, мясо птицы, молоко, сливки, йогурты, сливочное масло, отруби, мед, крахмал, грибы, чеснок, сахар, солод, виноградный и яблочный соки, сигареты, этанол). Все поставки, которые выходят за рамки квот, начинают облагаться пошлиной (в рамках квоты - без пошлины).
Украина установила квоты всего на три товара из ЕС: на свинину, мясо птицы и сахар.
Украина установила квоту на свинину на уровне 10 тыс. тонн чистого веса (в отдельных случаях добавляется дополнительная квота в 10 тыс. тонн), после чего начинает действовать 10% ввозная пошлина. На мясо птицы действует квота 8-10 тыс. тонн (плюс дополнительно 10 тыс. тонн в отдельных случаях), после чего взимается от 5% до 15% в зависимости от конкретного продукта. На сахар действует квота 30-40 тыс. тонн, после чего включается пошлина в 50%.
«По объёму квоты перекошены в сторону ЕС. Но некоторые из них нам выгодны. Украина применяет специальный защитный механизм (пошлины на уровне 10%) в отношении импорта автомобилей, если совокупный импорт товара достигает предельного объема 45000 штук. Таким образом, мы поддерживаем нашу неконкурентоспособную автомобильную индустрию», – говорит Павел Кухта, эксперт "Реанимационного пакета реформ", замглавы Стратегической группы советников при Кабмине.
Многие квоты на украинские товары быстро заканчиваются. Наличие квот по 27 группам товаров (одна группа может включать в себя несколько видов товаров) можно отслеживать на сайте Еврокомиссии. Например, годовая квота на поставки натурального меда в размере 5 тыс. тонн закончилась почти моментально. Выбрана квота в 4 тыс. тонн на поставки овса. Выбраны квоты на сахар и кондитерские изделия, крахмалы, консервированные томаты, фруктовые и овощные соки.
Квоты будут расширяться, но не слишком быстро, считает Андрей Ярмак, экономист департамента технического сотрудничества продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО): «По некоторым позициям есть переходные периоды. Ну и по другим нужно и можно вести переговоры и получать расширение доступа к рынку. Но Украине еще нужно научиться лоббировать и отстаивать свои интересы, так как опыт у нас пока не очень большой в этом деле».
Стандарты
В то же время некоторые украинские товары, на которые действуют квоты с нулевой пошлиной, вообще не экспортируются. Например, баранина, грибы, обработанная продукция из зерновых и т.д.
«Нет баланса, значит у тех позиций, по которым не используют квоту, есть большой разрыв в стандартах, а по тем позициям, что уже в первом квартале исчерпали свои квоты, значительно занижены объемы. Для того, чтобы сбалансировать интересы Украины на уровне ЕС у нашей страны должны быть сильные представители на уровне Европейского парламента и Европейского правительства», - считает Ирина Костюшко, собственник агрокомпании «Заря».
То есть такие украинские товары пока что не соответствуют стандартам Евросоюза. Переход на новые стандарты требует времени и инвестиций. Украинский союз промышленников и предпринимателей подсчитал, что для перехода на новые стандарты Украине потребуется около десяти лет и около 200 млрд долларов США на модернизацию всей отрасли. Для перевода всего сельского хозяйства на новые стандарты Украине предстоит внедрить в украинское законодательство около 300 европейских законов. Хотя отдельное предприятие (не страна в целом) может намного быстрее перейти на европейские рельсы.
«Есть обязательный список документов: CMR, фитосанитарный паспорт, инвойс, упаковочный лист, сертификат Euro 1, оригинал контракта, - рассказывает Ирина Костюшко про документальную подготовку к экспорту в страны ЕС, - Если в контракте указан только обязательный список документов, перечисленный выше, то сбор документов может занять день-два. В нашем случае покупатель страны - члена ЕС указал предоставление дополнительных документов таких, как: сертификат ГМО, протокол испытаний, сертификат соответствия (качества), процесс получения этих документов затянулся до 2-х недель».
Может ли государство как-то помочь аграриям? Канадский экономист Барри Гебб (Barrie Hebb), который разрабатывал проект по внедрению стандартов ЕС в Македонии, а сейчас изучает экономики постсоветских стран (его CV на сайте Санкт-Петербургского госуниверситета), советует выбирать товары, стандарты которых по тем или иным причинам надо улучшить первыми (например, товары - главные позиции экспорта) и сделать упор на модернизацию их производства.
Альтернативным вариантом помощи аграриям от государства могли бы стать программы кредитования бизнеса с низкими процентными ставками. (Подробнее о кредитах для бизнеса можно прочесть в недавней статье Елены Губарь на LB.ua, - ред.).
Государство также могло бы стимулировать экспорт переработанной, а не сырьевой продукции.
Также аграрии ратуют за сохранение налоговых льгот, в то время как правительство постепенно переводит их на общую систему налогообложения. (Советник премьер-министра известный словацкий реформатор Иван Миклош в интервью LB.ua выступил против налоговых исключений, в том числе для агросектора, - ред.).
Другие рынки
Пока поставки в ЕС невозможны из-за разницы в стандартах или невыгодны из-за квот, аграрии смотрят на другие рынки сбыта.
«Украина отвязывается от рынка СНГ. И это хорошо, поскольку рынок опасный, политизирован, в подтверждение тому торговые войны. Для Украины, безусловно, важны рынки Ближнего Востока, активно переориентируемся на экспорт в страны Азии», – говорит Павел Кухта из Стратегической группы советников при Камбине.
«В этом году мы экспортировали лен масличный в Македонию, оформили на урожай этого года фьючерсный контракт с ЮАР и сейчас в стадии переговоров о фьючерсе с Китаем», - перечисляет Ирина Костюшко о других рынках сбыта своей агрокомпании.
Но самым главным рынком для украинского агробизнеса должен стать внутренний рынок, считает канадский экономист Барри Гебб: «Украине нужно унифицировать свои регионы и повысить свой потенциал, а затем тесно сотрудничать с крупными партнерами и странами-партнерами. Поэтому я не вижу причин, по которым Украина в будущем не сможет заключать много торговых договоров. И это не должен быть только ЕС. Это должен быть сильный интегрированный внутренний рынок, который знает, чем лучше всего торговать и с кем выгоднее вести торговлю».
**
Статья первоначально была написана в рамках Школы международной журналистики « Украина-Молдова-Грузия: все ли дороги ведут в ЕС?», проведенной Школой журналистики Украинского католического университета при поддержке программы MYMEDIA. По просьбе LB.ua статья была переработана, дополнена новыми данными и комментариями.