Миф 1: Населению должно хватать газа собственной добычи
В 2015 год в Украине планируют добыть 19,5 млрд куб.м газа, из которых 16,2 млрд куб.м - государственными компаниями «Укргазвидобування» и «Укрнафта». Они обязаны сдавать газ государству по фиксированной цене на обеспечение нужд населения. Однако даже если бы весь газ украинской добычи, вне зависимости от формы собственности, был направлен исключительно населению и теплогенерирующим предприятиям, его бы всё равно не хватило: население напрямую потребит в этом году 14 млрд куб.м, а теплокоммунэнерго и ТЭЦ, обеспечивающие отопление в квартирах – ещё 6,8 млрд куб.м. Не хватает миллиарда кубометров, которые всё равно пришлось бы покрывать за счёт дорогого импорта.Кроме того, из-за конфликта между Коломойским, который контролирует “Укрнафту”, и государством, не стоит рассчитывать на 0,4-1,5 млрд куб.м, который добывает “его” компания.
Часть газа (1,87 млрд куб.м) «Укргазвидобування» закачает в подземные газохранилища, чтобы потребить его в январе-марте 2016 г. Ещё около 2,2 млрд. куб.м уйдёт на обеспечение производственно-технологических нужд самих газовиков (обеспечение работы компресоров, должного уровня давления в трубопроводе). В результате из 14 млрд куб.м газа, необходимого для населения (в газовые плиты, колонки и автономные отопительные котлы), по крайней мере 24% придётся импортировать.
Миф 2: Газ собственной добычи - дешевый
«Укргазвидобування» сдаёт свой газ государству по 1590 грн. за 1 тыс. куб.м ($72). Сколько же стоит этот «внутренний» газ на самом деле? Операционная себестоимость газа «Укргазвидобування», согласно документам компании, составляет $14,5 за 1 тыс. куб.м – в эту сумму включают эксплуатационные и административные расходы, связанные непосредственно с добыванием. Однако это не значит, что газ, добываемый государством, можно действительно без ущерба продавать населению по $15. Украинская государственная газодобывающая отрасль страдает от недостатка инвестиций. Результат - падение объемов добычи на протяжении последних пяти лет (с 19,3 млрд куб.м в 2009 г. до 16,2 млрд куб.м, запланированных на 2015 г.): низкие тарифы не позволяли вкладывать в развитие.
В этом году добыча снизится на 1 млрд куб.м по сравнению с 2014 г. инвестиции (около 4 млрд грн. в год) нужны только чтобы остановить падение, не говоря уже о наращивании объемов.
Цена на внутреннем рынке не может быть намного ниже, чем импортная, ведь тогда отечественным добытчикам станет выгоднее...продавать газ за рубеж, чем отдавать его “за бесценок” внутренним потребителям. Если же продолжать продавать домашний газ за “дешево”, то внутренней добычи может просто вскоре не стать, а это и сокращение рабочих мест и усугубление зависимости от богатого ресурсами соседа-агрессора.
Миф 3: Заменить российский газ можно импортом из Европы
В 2014 году Украина импортировала 19,5 млрд куб.м газа. Из этого объёма более четверти – 5,1 млрд куб.м – пришлось на газ, полученный по реверсным схемам через западную границу страны. В этом году повторить фокус не получится: прошлогодний взаимный газовый бойкот привёл к опустошению подземных хранилищ газа до критических уровней. Теперь их нужно будет заполнять более интенсивно, чем обычно – иначе невозможно будет гарантировать ни обеспечение газом Украины, ни надёжный транзит газа в Европу во время отопительного сезона 2015-16 гг. До сих пор выгодно было интенсивно закачивать газ в хранилища летом, покупая его по дешёвке через европейцев. В этом году ситуация может быть иной. Если цена на нефть не поднимется выше $70 за баррель, а россияне сохранят газовую скидку в размере $100, то в третьем квартале российский газ будет стоить меньше $200 за 1 тыс. куб.м. Сможет ли Украина найти в Европе поставщика, готового предоставить газ по более низкой цене – большой вопрос.
Но главная проблема в тому, что весь нынешний импорт газа через западную границу – это всего лишь виртуальный реверс российского газа, закупленный у «Газпрома» европейскими компаниями и перепроданный Украине. Эта схема служит эффективным инструментом психологического давления на россиян, но в конечном счёте реверс есть лишь до тех пор, пока есть транзит российского газа через Украину в достаточных объёмах (превышающих потребности европейцев).
Миф 4. Установив счетчик в квартире, будете платить за меньшие объемы
Повышение цен на газ, по идее, должно стимулировать людей устанавливать газовые счётчики – чтобы платить только за реально потреблённый газ. Правительство борется со злоупотреблениями облгазов, которые, по словам киевских чиновников, получают газ для населения по завышенным нормам и сбывают ресурс, неиспользованный населением, по коммерческим ценам. С этой целью снижают нормы потребления для тех, у кого счётчиков нет. С 6 мая они снижены вдвое: до 3 куб.м в месяц на человека для квартир с газовой плитой и горячим водоснабжением и 9 куб.м для квартир с плитой и газовой колонкой. Такая мера позволяет добиться экономии здесь и сейчас: вдвое снижено количество газа, которое НАК «Нафтогаз України» отпускает жителям многоквартирных домов. А для самих жителей это привело к неожиданному результату: при новых нормах им стало невыгодно устанавливать счётчик газа. Те, кто его уже установил, будут платить сполна по повышенным тарифам и вынуждены будут экономить; а в квартирах без счётчика плата за газ повысилась с 7,092 грн (до 1 апреля) до 21,564 грн (после 6 мая), но при этом потребление осталось «безлимитным».
Миф 5. Население всё равно платит за газ меньше, чем промышленные потребители
Так действительно было до недавнего времени. В марте этого года промышленные потребители платили за газ 8900 грн. за 1 тыс. куб.м в связи с валютным курсом. Население же в марте платило всего 1182 грн за тыс. куб.м. Однако начиная с апреля правительство одновременно повысило тариф для населения и начало снижать его для промышленности. С 1 мая промышленный тариф оказался даже ниже, чем тариф для бытовых потребителей: 6810 грн. против 7188 грн. При этом домохозяйствам, использующим автономное отопление (газовые котлы), в отопительный сезон (с 1 октября) тариф будет снижен до 3,6 грн. за 1 куб.м – но только на объём до 200 куб.м в месяц. Весь газ свыше этого объёма будет продаваться по 7,188 грн. за 1 куб.м.
Тем не менее система перекрёстного субсидирования населения за счёт промышленных потребителей действительно сохраняется на рынке электроэнергии. Бытовые потребители платят 52,5 коп. за 1 кВт-ч при условии потребления до 600 кВт-ч в месяц, а промышленные потребители первого класса напряжения – 119,5 коп. А переход населения с газа на другие энергоносители, в т.ч. электроэнергию, может привести не к снижению, а к росту субсидионной нагрузки на промышленность, которой придётся ещё больше платить за электроэнергию, потребляемую населением.
5. Повышение тарифов на газ автоматически решает все проблемы в отрасли
Прошлогоднее повышение тарифов на отопление и горячее водоснабжение уже показало ошибочность такого подхода. Тогда в правительстве заявили, что тарифы на тепло достигли "экономически обоснованного" уровня, но такое состояние дел продлилось недолго: вскоре очередная волна девальвации «съела» всё повышение. Без принятия дополнительных мер тем же может всё окончиться и на этот раз.Более того: есть риск, что население просто не будет платить по новым тарифам, накапливая задолженность. Так и было в 1990-х гг., когда суммы долгов в ЖКХ выросли до запредельных величин (общая сумма долгов, списанных с предприятий ТЭК в 2011 г., составила 52 млрд грн.).
Вместо резкого поднятия тарифов стоило бы проводить поэтапное повышение. Кроме того, повышение тарифов на отопление никак не спасут ситуацию, если в доме нет счётчика тепловой энергии и регулятора подачи тепла на радиаторе: у людей не появляется никаких инструментов, позволяющих экономить тепло.
7. “Нейтрализировать” повышение тарифов население может самостоятельно
Принимать короткий душ, выключать свет, ставить энергосберегающие лампы, утеплять стены жилища и крышу, поставить счетчик учета - это перечень первоочередных мер по повышению энергоэффективности. Но этого вряд ли будет достаточно. В ЕС ключевым фактором общего улучшения энергоэффективности стали не столько повышение цен и самостоятельные меры домовладений, сколько помощь государства - целевые субсидии именно на утепление (а не на оплату носителей по новым тарифам, как у нас), дешевые кредиты на меры по улучшению энергоэффективности жилищ. Там, где такие программы были доступны, потребление существенно снизилось.
Поскольку самостоятельная модернизация жилищ чаще всего просто набор мер, на которые “хватило денег”, нет речи о комплексных изменениях. Аналитик Информационной кампании Stronger Together Дмитрий Науменко убежден, что координировать модернизацию должно государство, которое “получит ресурс для финансирования таких программ за счет экономии оргомного объема денежных субсидий (по оценкам МВФ они составили 7,5% от ВВП в 2012 году), которые идут сегодня на поддержку заниженных цен на газ". Международные доноры также готовы финансировать такие программы, но только на условиях абсолютно прозрачного распределения средств.