Получается такая арифметика – пятнадцать имеем, а сорок семь должны

Когда ты на середине Днепра медленно тонешь, то, наверное, понятие «стабилизация гривны» - далеко не лучшее для описания текущей ситуации в экономике Украины. Одна радость – тонешь не быстро, успевая хвататься за проплывающие рядом какие-то пустые пластиковые бутылки. И есть время осмотреться, подумать и принять решение. Вот такая сегодня ситуация у нас не только на финансовом рынке, а и в реальном секторе экономики Украины. И положение утопающего продолжает усугубляться.

Фото: Макс Требухов

В самом деле, для Украины текущая ситуация аховая по очень простой причине. У нас целенаправленно разрушают всю нашу производящую экономику. Для чего это делается? Об этом нужно спросить у А.Яценюка и А.Абромавичуса. Но всё, где хоть что-то украинское производится, оно постепенно закрывается. В результате мы вынуждены поддерживать жизнедеятельность страны и общества за счет импорта. А для импорта нужны деньги. Плюс сегодня у нас уже очень дефицитный бюджет, мы живем за счет денег международных кредиторов. Но и они закончатся. Ну, и что дальше будет делать Кабмин? Никакого очевидного выхода из этой ситуации власти пока не предложили. Поэтому, по словам Арсения Яценюка вот такая выходит картина маслом: положение в экономике хуже некуда, инфляция зашкаливает, ВВП продолжает падать; и денег нет, жить приходится в долг, а кредиторы не имеют совести. Словом, получается следующая арифметика – пятнадцать имеем, а сорок семь должны. И, наконец, яркий призыв премьер-министра: «Помогите нам не словом, помогите нам долларом, точнее, миллиардами долларов». Ну, что тут сказать? Есть хорошая среди бизнесменов поговорка: «Все жалуются на недостаток денег, никто не жалуется на недостаток ума».

В этой связи мой прогноз: продолжающееся ухудшение состояния экономики Украины становится более предсказуемым, соответственно, лучше прогнозируемым с точки зрения экспертов. И не нужно обманываться, рецессия в Украине продолжается. У нас нет никакого дна, которое мы нащупали, как отмечала вчера на форуме министр финансов Н.Яресько. Оно еще впереди. Вопрос: достигнем ли мы дна к концу года? У меня большие сомнения на этот счет.

Всё говорит о том, что и концу 2015 года ситуация не успокоится, движение вниз будет продолжаться. Просто оно становится всё большему числу людей понятным и предсказуемым, радикально меняя их систему взглядов на происходящее. И уже собственно этот эффект ощущения того, что картина гораздо хуже той, чем к которой готовились, может вызвать настоящий шторм. Поэтому мы уже сейчас с продвинутыми бизнесменами начинаем обсуждать, как дальше жить на украинском рынке при недостатке денег. Как к этому приспособиться?

Плюс обращаю внимание коллег на то, что у нас экономика, особенно серая и теневая, накачивается долларовой наличностью и, скорее всего, это мой еще один прогноз, нас в Украине ждет долларовая инфляция. Это перспектива на 2016 год. Зато Кабмин А.Яценюка упорно не хочет видеть у нас институционального кризиса. О чем идет речь? Дело в том, что в Украине нет института, который бы осуществлял мониторинг рисков и рынков, а также института, который бы осуществлял оценку предстоящих кризисных явлений и факторов. Поэтому никто из наших политиков и финансово-экономических властей так до сих пор и не сказал, извините, я проглядел кризис.

А вот в США в свое время руководство ФРС об этом сказало. Ну, да, Украина не Америка. Сегодня задача одна: как бы заставить США и ЕС раскошелиться. То есть о необходимости проведения реформ говорят, но реально ничего менять не хотят. Дескать, пусть придет Дядя с деньгами и заплатит за всё. Но то, что Дядя при этом преследует собственные интересы уже, похоже, никого не интересует. Соответственно немало моих знакомых экспертов и бизнесменов серьезно опасаются, что Украина из-за отсутствия экономических реформ может совсем скоро оказаться на соседней с Грецией койке в европейской палате интенсивной терапии.

Но что мы видим на примере Италии, Испании и, конечно же, Греции? Это сокращение социальных выплат, что также очень активно проводит Кабмин А.Яценюка. Однако сокращение социальных выплат, особенно в очень бедной Украине, это снижение потребления со стороны бедных, которых уже более 30%. Что в итоге получается? Мы уменьшаем спрос, тем самым увеличивая риски. А вот США пошли по прямо противоположному пути. Президент Б.Обама в последние годы, наоборот, увеличивает дефицит бюджета. И все эти финансовые средства шли и продолжают идти на поддержание спроса. Что в итоге? В прошлом 2014 году рост ВВП США достиг 5%. А у нас только официальный уровень падения ВВП Украины остановился на 7%.

Олександр Гончаров Олександр Гончаров , Директор Інституту розвитку економіки України
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram