ГлавнаяКультура

Архитектурный атлас дореволюционного Мариуполя

В массовом сознании за Мариуполем давно и железно закрепился образ флагмана украинской металлургии. В последние годы к этому добавился еще более суровый имидж переднего края боевых действий. Приазовский город часто упоминается в контексте военных событий или промышленных показателей. Но где-то там, под прахом веков и слоем заводской пыли, есть ещё один Мариуполь – старый город шумных базарных площадей, крутых мощеных улочек и солидных купеческих особняков. Он заслонен артефактами индустриализации в историческом, географическом и ментальном смыслах.

В отличие от заводских труб, старый Мариуполь легко не заметить, потому что архитектурных свидетельств существования этого города осталось не так уж и много. Вернее, большая их часть находится в непрезентабельном состоянии, а то, что можно с гордостью демонстрировать – скорее, разрозненные фрагменты, по которым трудно представить целое. Судьба старого Мариуполя такая же сложная и исковерканная, как и судьба современного.

LB.ua продолжает серию архитектурных гидов по украинским городам.

Фото: Иван Станиславский

Мариуполь появился на картах в конце ХVІІІ века. В 1882 году к побережью Азовского моря от станции Еленовка дотянулась ветка Екатерининской железной дороги. А в 1889 заработал современный глубоководный порт. Эти два инфраструктурных проекта послужили прологом к большому будущему. Они сделали город привлекательным для иностранных инвесторов, а местному купечеству открыли мировые рынки. Мариуполь стал расти, как на дрожжах. Задымили два металлургических завода, открывались иностранные консульства и торговые представительства, в лавках можно было купить товары из всей Европы. Вскоре появились местные миллионеры. Интересно отметить, что историко-культурный центр Мариуполя всю досоветскую эпоху совпадал со старыми укреплениями Кальмиусской паланки (административно-территориальная единица Запорожского Войска в конце XVIII века).

Позже по идеологическим причинам связи с козацким прошлым были разрушены. От этого центра в западном направлении исходили три главных городских улицы, образовывая в плане трезубец. Именно в этом районе стали появляться самые значимые архитектурные объекты. Похвастать согласованностью архитектурных решений Мариуполь не может, так как строительство велось хаотично, в соответствии со вкусами и желаниями каждого отдельного заказчика. Большинство построек того периода выполнено в эклектичном стиле, но иногда можно четко заметить влияние неоклассицизма, модерна и даже неоготики. Кирпичная застройка рубежа ХІХ-ХХ веков это как раз та самая «мариупольская архитектурная старина», которая досталась в наследство современным горожанам.

К началу прошлого века многие «акулы» местного бизнеса уже могли себе позволить масштабное капитальное строительство. Спустя сто лет частные особняки и коммерческая недвижимость богатейшей части городской элиты составили значительную часть архитектурного наследия Мариуполя.

Дома Трегубова у Театрального сквера

Абрам Трегубов был одним из таких мариупольских бизнесменов. Ему принадлежало несколько предприятий, а также целый ряд лакомых кусочков городской недвижимости. К его собственности судьба оказалась весьма благосклонна, многие дома благополучно перешагнули рубеж ХХ І века. Справа от драматического театра стоят два дореволюционных особняка, отреставрированных компанией «Азовинтекс», принадлежавших когда-то Трегубову. После революции всё его имущество реквизировали. В особняке у дороги стало заседать уездное ЧК, а сам купец стал одним из объектов его внимания.

В послевоенный период оба здания достались Министерству здравоохранения и долго служили горожанам в качестве городской поликлиники и станции переливания крови. Где-то на стыке ХХ и ХХI веков вся территория попала в собственность «Азовинтексу». Более десяти лет компания проводила реставрационные работы, завершившиеся в 2012 году. За это время у особняка близ дороги появился третий этаж, башенку накрыли остроконечным конусом, а вот ещё один маленький одноэтажный дом в переулке исчез. На его месте построили громадный торгово-развлекательный центр, не работающий до сих пор. Выполненные работы удачно подчеркнули первоначальные черты зданий, и вписали отдельные здания в целостный ансамбль. Сегодня особняки Трегубова можно смело назвать украшением центральной части города.

Особняк британского вице-консула Вильяма Вальтона

 

Не менее солидный двухэтажный особняк находится почти по соседству с домами Трегубова. Его владельцем был подданный английской Королевы – вице-консул Великобритании в Мариуполе Вильям Фомич Вальтон. Особняк вырос на улице Георгиевской где-то в начале ХХ века, в его облике достаточно хорошо просматривается влияние модного тогда модерна. Но насколько сильно внешний вид дома изменился за прошедшие годы, сказать трудно. В сентябре 1943 отступающие немецкие войска сожгли практически весь центр Мариуполя, в том числе и дом Вальтона.

Восстановить его взялся трест «Ждановжилстрой» только в 1962 году. Об этом свидетельствует табличка на фасаде, с формулировкой: здание «построено». Видимо, разрушения были настолько сильными, что «восстановлением» эти работы назвать не решились. С тех пор в покоях британского подданного функционирует противотуберкулезный диспансер. Состояние особняка с натяжкой можно назвать удовлетворительным. Само здание вот уже полвека не видело капитального ремонта, а на задний двор лучше не заглядывать. Любопытных там ожидают развалины фонтана и брошенные старые корпуса тубдиспансера. Включить особняк Вальтона в туристический маршрут никто не решится, хотя он того стоит. Хороший повод ходатайствовать перед Её Величеством о назначении в Мариуполь вице-консула.

Особняк Гиацинтова

 

Ниже, по той же улице сохранился ещё один дореволюционный особняк в стиле модерн. В нём проживал Василий Иванович Гиацинтов – основатель и владелец мариупольского реального училища. Интерьер дома соответствовал высокому статусу хозяев –наборные паркеты, лепные украшения, резные дубовые двери, окна с медными ставнями. Ограждал территорию кованый решетчатый забор, декорированный головами змей, а украшением заднего двора был большой сад. После революции имущество Гиацинтова национализировали и передали народу, что привело к постепенному разграблению особняка. В сентябре 1943 года этот дом вместе со многими другими попал под прицел немецких факельщиков.

После восстановления и до 90-х годов министерство здравоохранения использовало помещения уникального особняка в качестве аптечного склада. Но в конце ХХ столетия историческому зданию придумали более достойное назначение. По идее общественников особняк Гиацинтова должен был стать художественным музеем имени уроженца Мариуполя Архипа Куинджи. Процесс затянулся, долго искали мецената, да и объём работ оказался внушительным. Но всё же 29 октября 2010 года состоялось торжественное открытие нового музея в старом особняке. Восстановить первоначальный внутренний интерьер и территорию заднего двора, конечно, не удалось. Но оригинальный парадный фасад этого дома запоминается любому прохожему, пусть даже случайно завернувшему на Георгиевскую улицу.

Особняк судовладельца Регира

В конце ХІХ века мариупольский порт стал мощной базой по перевалке угля и зерна. Одним из крупнейших частных судовладельцев не только Мариуполя, но и всей Российской Империи, был Пётр Регир. Остатки дома этого состоятельного человека можно увидеть сегодня на улице Итальянской. Помпезный двухэтажный дом начала ХХ века, с входным порталом в левой части фасада, богато украшенный орнаментами и маскаронами, по праву занимает одно из первых мест среди архитектурных памяток Мариуполя. В нём проживала семья Регир, а также размещалось управление пароходством. Сразу после революции Регир-младший перебрался за границу, а Регир-старший умер в 1919 году в Мариуполе.

При советской власти в здании располагалось общежитие и различные учреждения. Последний капитальный ремонт проводился в 1968 году. После того, как особняк покинули сотрудники управления треста «Донбасстальконструкция», он остался необитаем. Пережив все лихолетья двадцатого века, дом Регира разрушился за короткий период века двадцать первого. В 2008 году краеведы писали, что дом прекрасно сохранился, а сегодня это величественное строение стоит в руинах. Но даже в таком плачевном состоянии особняк Регира способен произвести впечатление.

Дом врача Гампера

Этот необычный дом с элементами неоготики, долгое время был местом, где жил и работал главный врач мариупольской земской больницы – Сергей Фёдорович Гампер. «В народе» здание называется просто – «дом Гампера», несмотря на то, что владел недвижимостью купец Шнейдерович. По информации краеведа Сергея Бурова, дом построен во второй половине позапрошлого столетия, и за свою историю несколько раз перестраивался. Когда-то, на знаменитой башне красовались цифры «1897», сообщая год её постройки. Периметр ограждал внушительный забор, а во дворе располагался сад с небольшим водоёмом, в котором плавали птицы. Жители прогуливались по усыпанной морским песком аллее. Таким был «дом Гампера» до революции.

После 1917 года здание перешло в коммунальную собственность, огромные комнаты разделили и в доме поселили несколько семей. В таком виде предстаёт перед нами «дом Гампера» и в ХХІ веке. Он разделен на несколько хозяев, а двор беспорядочно застроен подсобными постройками и завален хламом. Хотя, квартиранты «дома Гампера» и не дают ему превратиться в руины, чтоб не остаться самим на улице, – от былого великолепия мало что осталось. Но пока ещё не всё потеряно. Имея заботливого и состоятельного хозяина, «дом Гампера» вполне может стать визитной карточкой Мариуполя.

Гостиница «Континенталь»

Один из самых ценных архитектурно-исторических памятников дореволюционного Мариуполя – гостиница «Континенталь». Трёхэтажное изящное здание кирпичной постройки, неизменно привлекает взгляды всех, кто проходит по проспекту Мира. В начале прошлого века оно принадлежало купеческой семье итальянского происхождения по фамилии Томазо. Ни имя архитектора, ни точная дата постройки здания неизвестна, что, впрочем, характерно для большинства мариупольских памяток. Предположительно основной трехэтажный корпус для отеля на 30 номеров, возведен в период между 1895-1898 годами, а концертный зал-ресторан заработал под новый 1911 год.

Гостиница «Континенталь» на протяжении всего своего существования была самым роскошным местом дореволюционного Мариуполя, где городская элита могла проводить свой досуг. В советский период здание использовали в сугубо практических целях. В январе 1918 года в нём заседал временный исполнительный комитет, и большевики брали гостиницу штурмом. В 1920 году в дом Томазо заселился штаб Начальника морских сил Черного и Азовского морей, а в зале ресторана заработала одна из первых советских столовых. Во времена НЭПа на первом этаже находился магазин Центрального рабочего кооператива (ЦЕРАБКООП). В тридцатых годах, когда началось строительство завода «Азовсталь», здание передали в распоряжение этого предприятия.

С 1933 года его занимал клуб металлургов, позже получивший название ДК «Азовсталь». Во время войны, видимо, навсегда исчезли решетчатые балконы, и шатровые завершения крыши в центральной композиции здания, которые хорошо заметны на старых открытках. В постсоветский период здание перешло из ведомственной в коммунальную собственность и получило название ДК «Молодежный», а совсем скоро должно стать центром современного искусства. Как ни странно, но именно принадлежность к городскому бюджету залог благополучного существования дома Томазо. Для частной собственности такой «дворец» был бы слишком обременителен. Мариупольские миллионеры уже не те, что прежде.

Кинотеатр «Победа»

«Победа» – единственный мариупольский кинотеатр, продолжающий работу с дореволюционных времен. Кинематограф «Гигант» –прямой предок «Победы» – открылся 23 октября 1913 в нижнем этаже двухэтажного здания на центральном проспекте. В 30-е годы ХХ века зал получил новое, соответствующее своей эпохе имя – «КИМ». После того, как немцы захватили город, киноаппараты простаивали совсем недолго, и уже с декабря 1941 года кинотеатр функционировал под названием «Soldatenkino». В октябре 1943 года во время отступления вермахта двухэтажное здание сильно пострадало от пожара, и возобновить киносеансы удалось только в феврале 1946. Тогда кинотеатр и получил своё нынешнее название – «Победа».

В 60-е годы фасад дореволюционного здания облицевали вездесущей бежевой плиткой, начисто лишив индивидуальности. Работы по возвращению кинотеатру первозданного облика начались в 1988 году и продлились четыре года. В наше время, наряду с оригинальным историческим обликом «Победа» интересна тем, что является единственным в городе оплотом некассового альтернативного кинематографа. Но уже несколько лет «Победа» балансирует на грани выживания. В январе 2018 года историческое здание выставили на продажу, и судьба его остается в подвешенном состоянии.

Если говорить о личном вкладе в архитектурное достояние Мариуполя, то, нельзя не упомянуть имя Виктора Александровича Нильсена – городского архитектора. За годы своей работы (предположительно 1900-1917 годы) он внёс огромный вклад в формирование облика Мариуполя. Кроме символа города – водонапорной башни, – по его проектам построены жилые дома и учебные заведения, церкви и здания технического назначения. Многие постройки Нильсена продолжают украшать Мариуполь и в наше время. Справедливым и уместным стало недавнее переименование в честь архитектора улицы Энгельса. Но очень жаль, что дома, в которых проживал сам зодчий, украшением города назвать нельзя даже с натяжкой.

Дом у Городского сада

Этот дом находится в очень живописном и уютном месте – недалеко от главного входа в городской сад. Виктор Александрович Нильсен возвёл его в начале ХХ века в модном тогда стиле модерн. В этом доме городской архитектор прожил со своей семьёй до самой революции, пока недвижимость не реквизировали большевики. Парадокс эпохи – человек, построивший половину города, в советское время своего угла не имел. 

В восьмидесятых годах помещения занимало детское дошкольное учреждение, позже – инспекция экологической безопасности, но вот уже несколько лет дом пустует. Кроме самого строения, украшенного барельефами и декоративной башенкой, интерес представляет и окружающая территория. Вернее представляла. Старинный декор палисадников и металлические ограждения растащены в утиль. Здание у городского сада находится в полушаге от катастрофы, и даже прославленное имя создателя не может ему помочь.

Дом со львами

В том же стиле, но несколько ранее, по собственному проекту Нильсен возвёл ещё один дом. Среди горожан он известен как «дом со львами». Ещё до революции архитектор продал эту недвижимость казачьему офицеру, а сам переехал в новостройку у Городского сада. В 30-х годах, после того как имущество «буржуев» отдали народу, в «доме со львами» проживал директор завода «Азовсталь» Яков Гугель. В 1937 году выяснили, что он, как член контрреволюционной организации, проводил активную работу против политики ВКПб. Директора и строителя «Азовстали» расстреляли, а семью репрессировали. Вероятно, после этого дом был передан в коммунальную собственность и поделен на квартиры. Так остается до сих пор. У «дома со львами» несколько хозяев, и вместе с тем, ни одного. Зданию не оказывают достойный уход, и его состояние постепенно ухудшается.

Второй большой пласт мариупольских архитектурных древностей составляют корпуса учебных заведений. Исходя из особенностей их функционального назначения, подобные строения отличались масштабом и основательностью. К проектированию и строительству таких сооружений предъявлялись особые требования, а сам процесс всегда сопровождался общественным вниманием. Благодаря этим обстоятельствам учебные заведения старого Мариуполя стали относительно хорошо изученными фрагментами старины.

Духовное училище

Мало кто знает, что строительство здания по адресу ул. Митрополитская 37/52 окончилось почти полтора века назад. 11 сентября 1880 года епископ Екатеринославский и Таганрогский преосвященный Феодосий провел торжественное освящение постройки, предназначенной для духовного училища. На сегодняшний день это самый старый дом в Мариуполе, имеющий подтвержденную дату строительства. С установлением в Мариуполе советской власти, духовное училище прекратило свое существование. Помещения в разное время занимали: полковой комитет 24-го запасного полка, правление профсоюза работников-металлистов, 238-й стрелковый полк, вечерний рабфак, средняя школа № 10 и даже контора Ждановтеплосети. 

В годы войны здесь лечили немецких солдат, а после отступления вермахта здание сожгли. Второй раз оно загорелось уже в восьмидесятых годах. Сегодня бывшее духовное училище пустует, а само здание принадлежит частному лицу. Не очень привлекательный район препятствует коммерческому использованию, а нахождение в частной собственности практически обрекает дом на дальнейшее прозябание. 

Александровская гимназия

Здание Александровской гимназии для Мариуполя является одним из наиболее уникальных и значительных в архитектурном отношении. Его главная особенность заключается в наличии арочного входного портала, аналогов которому в Мариуполе больше нет. Смета на строительство нового корпуса Александровской гимназии была утверждена в 1895 году, а в октябре 1899 года состоялось его торжественное освящение. Автором проекта стал академик Н.К. Толвинский, правда, несколько поправок внес городской архитектор Бер. Которого, к слову, позже сняли с должности, так как, по определению современников, постройки его были ужасны. В 1919 году гимназию закрыли. 

В послереволюционное время в ее здании располагались рабфак и совпартшкола. Во время оккупации корпус был сильно разрушен, а в 50-х годах восстановлен и занят Индустриальным техникумом. Сегодня в здании проводит занятия колледж Технического Университета. Так что в определенном смысле работа гимназии продолжается. Внешний фасад благодаря отсутствию отделки кажется неплохо сохранившимся, но при ближайшем рассмотрении заметны повсеместные разрушения элементов кирпичного декора. Состояние этой архитектурной памятки, не плачевное, но и далеко не выставочное.

Реальное училище

Здание еще одного дореволюционного учебного заведения стоит на углу Николаевской и Торговой улиц. Трехэтажный дом, принадлежавший Оксюзову, в 1906 году арендовало частное реальное училище Василия Ивановича Гиацинтова. Училище функционировало до 20-х годов ХХ века, при советской власти его ликвидировали, а в помещениях стали заниматься школьники. Во время оккупации здание заняли под казарму немцы, а отступая из города осенью 1943 года они его сожгли. Кирпичный сгоревший остов простоял на перекрестке до начала 60-х годов, пока не дождался своей очереди на восстановление. 

В наше время помещения бывшего реального училища сдавались в аренду. Совсем недавно практически полностью дом заняло представительство «Международного Красного Креста». Именно это событие можно назвать счастливым случаем в жизни здания. Фасад капитально отреставрировали и теперь дом на перекрестке выглядит как на открытке. 

Епархиальное училище

В 1911 году право называться самым большим в городе зданием перешло к Епархиальному женскому училищу. Выполнено оно по проекту городского архитектора Нильсена. Интересно, что мариупольский зодчий воплощал этот масштабный проект одновременно с не менее сложным строительством городского водопровода. 

После революции Епархиальное училище, конечно, было закрыто. Известно, что во время гражданской войны в нём работал клуб, где проводились вечера для выздоравливающих красноармейцев. Позже в стенах расположился 238-й стрелковый полк, на его основе в 1939 году развернули 80-ю стрелковую дивизию, трагически сгинувшую во время войны. Бойцом этой дивизии был советский кинорежиссер Григорий Чухрай. Немцы использовали корпуса как штаб и комендатуру. В октябре 1941 года отсюда на расстрел к траншеям Агробазы они отправили тысячи евреев Приазовья. В 1951 году здание восстановил и занял Ждановский металлургический институт (сейчас ПГТУ), чтобы остаться здесь до наших дней. Университет оказался очень ответственным квартиросъёмщиком, старое Епархиальное училище содержится в хорошем состоянии.

Ещё одна большая группа архитектурных сооружений – административные здания и государственные учреждения. На рубеже Х ІХ – ХХ веков в Мариуполе, можно сказать произошла индустриальная революция. Её прямым следствием стал стремительный рост населения. Благодаря трудовой миграции количество жителей Мариуполя почти удвоилось всего за 16 лет в период с 1897 по 1913 годы. Эти обстоятельства создали необходимость создания новых и расширения существующих гражданских, а также государственных институтов для обеспечения хозяйственной деятельности города.

Управление завода «Русский Провиданс»

Под боком доменных печей комбината имени Ильича, в неуютном запылённом месте находится ещё один историко-архитектурный артефакт. Это целый комплекс зданий, построенный в период с 1914 по 1917 год для заводоуправления металлургического гиганта «Русский Провиданс». Вскоре после окончания строительства грянула революция и гражданская война. Завод «Провиданс» был закрыт и подвергся сильным разрушениям. С установлением советской власти восстанавливать его посчитали нецелесообразным. Таким образом, заводоуправление в этих стенах выполняло свои функции совсем недолго. 

В 1930 году в помещениях начал свою деятельность Мариупольский вечерний металлургический институт. Во время Второй мировой здание существенно пострадало, но уже весной 1944-го студенты возобновили занятия в восстановленных аудиториях. В 1951 году ВУЗ переехал в более просторные и привлекательные помещения бывшего Епархиального училища. А здание под заводским забором занял секретный научно исследовательский институт «Прометей», разрабатывавший особые марки стали. С 1991 года НИИ стал приходить в упадок, а в 2002 прекратил существование. Ведомственные корпусы оставили на произвол судьбы. От фундамента вверх по стенам устремились ужасные трещины шириной в ладонь. 

Казенный винный склад

В самом центре Мариуполя находится хороший пример отношения современников к наследству предков. Горожанам объект известен как мариупольский ликероводочный завод. Этот интересный образец архитектуры начала ХХ века был построен для открывшегося в 1902 году седьмого казённого винного склада. На стыке ХIХ и ХХ веков такие склады массово создавались в рамках государственной монополии на производство и продажу спиртного, введённой в 1896 году. Строительство велось по типовому проекту, и хотя старых фотографий мариупольского склада не сохранилось, мы можем представить, каким он был – по открытке из города Кургана. Производство горячительных напитков в этом здании началось в советское время, а до этого происходила только расфасовка и продажа. 

После антиалкогольной кампании и перестройки, в девяностых годах, ЛВЗ начал приходить в упадок и вскоре закрылся. Многие мариупольцы по сей день закатывают глаза, вспоминая фирменные крепкие напитки этого завода. В эпоху свободных рыночных отношений помещения в центре не могли остаться невостребованными, но их перепрофилирование удачным не назовёшь. К первому этажу пристроили типичную стеклянную галерею, полностью закрыв, а скорее, уничтожив весь центральный фасад первого этажа здания. Два верхних этажа при этом остались заброшенными. В стекляшке разместились торговцы вещами. Вместо потенциальной достопримечательности, центр Мариуполя «украшают» пёстрые трусы и штаны с лампасами, гордо выставленные в витринах.

Водонапорная башня

Одним из главных символов Мариуполя является водонапорная башня. Строительство тридцатиметровой башни со смотровой площадкой для пожарных по проекту Виктора Нильсена завершилось в 1910 году. Но уже в 30-х годах она утратила свои первоначальные функции. В эпоху индустриализации был сооружён новый водопровод и насосная станция. В 60-е город стал сильно расти вверх, и наблюдательный пост пожарников тоже стал бесполезным. Во время войны башня была повреждена, но капитального ремонта дождалась только в середине восьмидесятых, когда возникла идея расположить в ней отделение краеведческого музея. Идея эта так и не осуществилась, но постепенно водонапорная башня превратилась в узнаваемый символ Мариуполя. 

С 1996 по 2013 г.г. в ней располагалось отделение одного из банков, а в 2016 году в башню ненадолго подселили отделы муниципалитета. Наконец, к 240-й годовщине Мариуполя здание отреставрировали и придумали достойное назначение. Сейчас здесь функционирует креативное публичное пространство. Интересно отметить, что, несмотря на богатейшее индустриальное прошлое, водонапорная башня – единственный в Мариуполе узнаваемый архитектурный объект инженерного назначения.

Большая хоральная синагога

В отдельном ряду стоит мариупольская хоральная синагога. Её остатки – единственный образец культовой архитектуры дореволюционного Мариуполя. В 30-х годах ХХ века в разгар антирелигиозной кампании большевики уничтожили все православные храмы и католический костёл, а синагогу по неизвестным причинам пощадили. Во время немецкой оккупации в 1941-1943 г.г. здесь размещался госпиталь и пункт сбора рабочей силы для отправки в Германию. После освобождения города помещения синагоги использовались как гимнастический зал, контора Гипромеза, больница, медучилище и морская школа. И только к середине восьмидесятых годов для роскошного здания бывшей синагоги нашли более возвышенную роль, под стать ей самой. 

В ней должны были разместить экспонаты художественной коллекции краеведческого музея, но не успели. Зимой обветшавшее за много лет здание не выдержало обильного снегопада – рухнувшая крыша похоронила все планы. Это событие поставило точку в истории сооружения. Сегодня апокалиптический скелет синагоги ценится как оригинальный антураж для фотосессий.

***

Нельзя сказать, что мариупольская общественность равнодушна к судьбе архитектурного достояния. Местные краеведы уделили достаточно много времени изучению истории старых зданий. Также в городе существует актив небезразличных граждан. Но пока что обстоятельства сильнее. Общая тенденция печальна – старый Мариуполь постепенно исчезает.

В качестве показательного примера можно привести дом дореволюционного градоначальника Попова, который тихонько разваливался у центрального сквера на глазах всего города целых пять лет. Немногочисленные прецеденты восстановления исторических сооружений видятся скорее случайностями, чем стратегией. Всего пять зданий в Мариуполе имеют статус архитектурной памятки местного значения, и только три относятся к рассматриваемому нами периоду. Но благодаря бюрократии и эти объекты могут лишиться своей защиты. Кроме отсутствия официального статуса существует ещё один фактор способствующий упадку исторического центра Мариуполя – это география.

Практически вся архитектурная старина находится в зоне накрываемой выбросами металлургического завода «Азовсталь». Из исторического центра, под давлением экологической обстановки переселяется всё больше людей, бросая древние дома на произвол. Кое-где старый Мариуполь напоминает город-призрак. Район становится всё менее привлекательным как для жилья, так и для любой хозяйственной деятельности. А значит, историческая энтропия неизбежно разложит многие архитектурные памятки на элементарные частицы. 

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram