ГлавнаяКультура

"Темная башня": Новая надежда

В украинском прокате – долгожданная экранизация “Темной башни” Стивена Кинга, заметно выбивающаяся из сонма летних блокбастеров этого года. Пока критики радуются высокому уровню фильмов, заготовленных голливудскими студиями на лето, – гегемонию посипак из “Гадкого я 3” пошатнули при помощи военной драмы, двух комиксов с женщинами в главных ролях и умным завершением другой трилогии с культовыми корнями, – “Темная башня” Николая Арселя впитала в себя все симптомы современного Голливуда и, кажется, опоздала на те десять лет, что студии откладывали ее создание.

Фото: B&H

После успеха “Звездных войн”, “Властелина колец” и “Гарри Поттера” голливудские студии ищут новую курицу, которая будет нести золотые яйца на протяжении многих лет. И “Темная башня”, цикл Стивена Кинга, состоящий из 8 книг, вполне могла бы ею стать, увеличить количество фанатов (как это случилось с “Игрой престолов”) и принести кучу денег. Но десять лет проект фильма откладывали и перекладывали с одних плечей на другие: сначала им должен был заниматься Джей Джей Абрамс, затем Рон Ховард, затем проект отдали Николу Арселю – датчанину, режиссеру номинированного на “Оскар” фильма “Королевский роман” и автору сценария к шведской экранизации “Девушки с татуировкой дракона”. Вездесущий Рон Ховард, впрочем, никуда не делся – он остался в продюсерах и помогал доделывать черновой вариант фильма после неудачных тестовых просмотров.

Стоит сразу оговориться, что ни одной книги из цикла “Темная башня” авторка этого текста не читала, поэтому может только догадываться, какой процент сжатия выбрали создатели экранизации, когда решили впихнуть всю сагу в 95 минут экранного времени.

Хронометраж, впрочем, одна из главных положительных сторон “Темной башни” – в целом развлекающего фильма, напоминающего не то приключения Гарри Поттера, не то первую часть “Звездных войн”, когда андердог становится на путь героя (на этом, правда, сходство с сагой Лукаса заканчивается). Арсель успевает познакомить зрителя с деталями вселенной – что, мол, есть Темная башня, она стоит в центре вселенной и удерживает силы зла от проникновения в разные миры этой вселенной. Человек в черном (Мэтью Макконахи, играющий самого себя, в основном) хочет эту башню разрушить с помощью сознания ребенка – и не простого, а особенного, с сиянием. Ребенок такой обнаруживается в Нью-Йорке – ему снятся сны, где он видит и башню, и Человека в черном, и Стрелка Роланда (Идрис Эльба), но очень скоро все эти сны предстанут наяву.

Фото: B&H

Если бы это не была экранизация культовой саги, которую фанаты ждали много лет, а оригинальный материал, к “Темной башне” не было и половины тех претензий, которую выдвигают критики (18% на Rotten Tomatoes – это надо постараться). Главные проблемы фильма Арселя – выхолощенность (возможно, связанная с тем, что две студии, ответственные за фильм, перестраховались сто миллионов раз, чтобы угодить как можно более широкой аудитории) и отсутствие какого-то особенного духа, за который мир Темной башни нужно полюбить и побежать читать книжки, если вдруг ты еще их не читал.

Если содрать весь налет долгожданности, что остается в сухом остатке? История про Мальчика, Которого Никто не Слушал, а Он Оказался Особенным. История про Разочарованного и Одержимого Местью Стрелка, Который Пересилит Себя и Спасет Мальчика. История про Зло, которое ну просто Зло. Разве что любит жареные крылышки. Ну и главное – история про то, что не нужно забывать лицо своего отца. Тема поиска отца, очевидно, очень важна в литературном первоисточнике, но до экранизации добрались лишь ее ошметки, включая три раза повторенную мантру стрелков про “я стреляю не рукой, тот кто стреляет рукой, забыл лицо своего отца”.

Все эти истории сшиты белыми нитками, которые легче было бы спрятать, если бы весь фильм не выглядел стерильным упражнением “попади в целевую аудиторию” и полуторачасовым трейлером к грядущему сериалу, который обещает рассказать больше подробностей о Стрелке и мире, в котором он живет. Стивену Кингу, впрочем, понравилось.

Но “Темная башня” – это не плохой фильм, а Николай Арсель – отнюдь не плохой режиссер. Просто звезды так сложились, что это кино, не справившееся с завышенными ожиданиями. В год, когда "Чудо-женщина", "Война за планету обезьян" или "Дюнкерк" раздвигают возможности киноаттракционов, фильм Николая Арселя не предлагает зрителю ничего интересного. Ничего страшного. Бывает и хуже.

В прокате с 3 августа.

Дарія БадьйорДарія Бадьйор, критикиня, журналістка
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram