ГлавнаяКультура

​Репетиция парада: 25 лет современной украинской культуры

Нет ничего более нелепого, чем репетиция парада. То, что должно создавать ощущение национального единения и могущества, разворачивается у этой нации на глазах преждевременно, неудобно и с надрывом обязательно. Ни стороннее наблюдение за этим действом, ни непосредственное участие в нем не вызывает никаких чувств, кроме бессилия перед этим монструозным ритуалом. Подобно танкам, которые вяло тянутся по перекрытым улицам, раскурочивая свежеположенный “к празднику” асфальт, ритуал современной украинской культуры вот уже 25 лет медленно проистекает перед нами, словно сильно затянувшуаяся репетиция ненаступающего парада.

Фото: Facebook / Geo Leros

Как это часто бывает с монотонными действами, никто толком не знает, когда эта репетиция началась. Более того, узнать подробности его зачатия – задача довольно нетривиальная. Великая история рассвета украинской культуры в период максимальной свободы и хаоса девяностых дошла до нас только в усталых обрывках интервью и выложенных в сеть архивах “Зеркала Недели” и “Дня”.

Не было предпринято никакой полноценной попытки систематизации и анализа культурного процесса первого десятилетия независимости.

Нет особого желания и у непосредственных участников культурных процессов рассказать свою версию событий. А в те моменты, когда это желание появляется, то касается оно скорее пустопорожних пересказов довольно ограниченного, уже изрядно всем приевшегося, набора анекдотов, которые и состаляют сейчас новейшую историю украинской культуры в устной традиции.

Но нельзя сказать, что мы плохо репетировали парад. Мы искали новые архетипы, писали большой украинский роман, порождали и хоронили художественные течения, делали музыку и кино разной степени актуальности. Относительно каждого из этих зачинаний мы думали, что когда наступит наконец день парада – вот мы всем и покажем! Только дайте нам возможность, сцену и аудиторию для полноценного раскрытия наших талантов. А когда возможности этой никто не давал: непризнанными гениями, обиженными на всех, кроме самих себя (хотя, по идее, нужно наоборот), а часто просто от бессилия и нищеты, начали выпадать из репетиций парада его предполагаемые ветераны.

Но в тот момент, когда тех, кто еще помнил, как все начиналось, кто есть кто, и куда все это должно двигаться, не осталось, репетиция не остановилась. Напротив! Появились вереницы тех, кто, как внезапно оказалось, всю жизнь мечтал принять в ней участие, и неважно, будет ли вообще парад. Люди самых разных судьб и профессий врывались в репетиционный процесс размашисто и агрессивно, сметая все и всех на своем пути, а главное – так, как будто до них ничего толком и не происходило. Новоявленные катализаторы культуры, бывшие (и не совсем) военные, продавцы газировки, строители, холодильщики, стюарды, вагоновожатые и скучающие домохозяйки принялись репетировать свою, более уместную (и вообще-то единственно верную!), версию с экстатическим усердием.

На слабо осмысленных выставках ради вернисажей, на страницах безвкусно написанных и сверстанных книг, под мычание вторичных песен, посреди вечного капремонта и регулярных реанимационных пакетов реформ, на вершинах курганов из черепков с декомунизированных барельефов бодро репетируется современная украинская культура и цивилизация, пока те, кто действительно должен быть на подмостках, отмалчиваются за кулисами.

В конце концов, проблема даже не в том, что парад никак не наступает, а скорее в том, что на него не стоило уповать с самого начала.

Мы потонули в чувстве собственной неполноценности, безответно ища одобрения тех, кто не знает о нашем существовании. Разорванные между замшелым прошлым и самодурским, бестолковым будущим, мы без надежды надеемся на парад, а не на самих себя. Обнулиться, начать доверять себе, покинуть порочный круг симуляций и ритуалов, прервать репетицию – главные из множества задач, которые нужно решить украинской культуре для качественного прыжка в современность.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram