ГлавнаяКультура

Революционеры из трущоб

В прокат выходит новый фильм британского режиссера Стивена Долдри, автора известных “Билли Эллиота”, “Часов” и “Чтеца”. После трехлетнего перерыва Долдри взялся экранизировать приключенческую книжку об обитателях бразильских трущоб, чьи бесстрашные действия привели к массовым акциям протеста против социальной несправедливости. Таким образом “Трэш” стал не только лишним доказательством того, как тяжело снять хороший фильм для детей, но и слепком понимания западного человека, что такое революция.

Фото: obozrevatel.ua

Рафаэль, Гардо и Рато (в украинском варианте – Щур) - подростки, которые работают на свалке в трущобах Рио-де-Жанейро. Однажды они находят чей-то бумажник, в котором, помимо приличной суммы денег,  обнаруживаются лотерейный билет, фотографии неизвестного мужчины с маленькой девочкой, удостоверение этого самого мужчины на имя Хосе Анжелико и ключ от камеры хранения. Бумажником очень интересуется местная полиция, которая ведет себя почище украинских милиционеров во время Майдана, поэтому вместо того, чтобы отдать найденную вещицу и получить хорошее вознаграждение, ребята начинают квест, чтобы узнать, кто такой Хосе Анжелико, и чем он не угодил полиции.

История о том, как простые пареньки могут повлиять на, казалось бы, недостижимые из трущоб политические процессы, мог бы превратиться в захватывающую приключенческую картину для детей среднего и старшего школьного возраста, но не превращается. Вместо этого “Трэш” с переменным успехом балансирует между неубедительным детским фильмом и довольно жесткой (но тоже неубедительной) реалистичной драмой о сложностях жизни в некарнавальном Рио.

Очевидно, проблема в том, что Долдри, кажется, и сам не определился, для кого снимал свой фильм. Не определились и продюсеры с дистрибьюторами, обеспечившие “Трэшу” довольно странную прокатную судьбу и невыразительный трейлер, из которого вообще ничего нельзя понять. Мировая премьера фильма состоялась в Бразилии, что логично. Но “Трэш” до сих пор не имеет даты выхода в американский прокат, а на родине режиссера – в Великобритании – выходит только в конце января.

Видимо, в Украину фильм приезжает из-за актуальности темы – наверняка найдутся сочувствующие люди, которые при монологе одного из героев “Трэша” о необходимости выходить на улицы, чтобы отстаивать свои права, будут понимающе кивать. Кто-то, может, даже прослезится. Вместе с этим, богатство революционного опыта украинских зрителей может помешать серьезно воспринять пафос британского режиссера (а перед этим – автора одноименной книжки, по которой снят фильм).

Фото: obozrevatel.ua

Долдри смотрит на революцию через розовые очки – в его “Трэше” единственной проблемой бразильцев, особенно той части, что обитает в трущобах и купается в коричневой реке вместе с пластиковыми бутылками, является один Очень Коррумпированный Чиновник. Снять чиновника – и дело в шляпе, права страждущих восстановятся сами собой, коррупция исчезнет, а благосостояние народа вырастет до уровня макушки Иисуса на горе Корковаду.

Строгая нравственная дихотомия, плоские герои, неопределенная весовая (или, скорее, возрастная) категория – все это не добавляет ничего хорошего в копилку нового фильма Стивена Долдри. Его можно было бы сравнить с “Миллионером из трущоб” Дэнни Бойла и обвинить в желании всем понравиться и получить “Оскар”, но это сравнение будет явно не в пользу “Трэша”.

Долдри, бывший художественный руководитель культового лондонского театра Royal Court, признанный театральный режиссер, очевидно, терпит крах в большом кино, которым казался “Трэш” еще на этапе запуска. Возможно, когда-нибудь он вернется в кино поменьше и снова снимет что-то похожее на “Билли Эллиота”, без претензий на мировую революцию.

В прокате с 4 декабря.

Дарія БадьйорДарія Бадьйор, критикиня, журналістка
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram