ГлавнаяКультура

Украина открыла для себя "Летучего Голландца"

В прошлую субботу Донецк пережил романтический шторм, захлестнувший сцену «Донбасс Опера». Впервые в истории независимости на украинский берег ступил «Летучий Голландец» Рихарда Вагнера, предваряя сразу два юбилея в следующем году: 200-летие со дня рождения великого немецкого композитора и 170-летия премьеры его оперы в Дрездене.

 Главная героиня постановки Зента (лауреат международных конкурсов, солистка Национальной оперы Украины Леся Алексеева, сопрано)
слушает рассказ Голландца
Фото: Предоставлено пресс-службой Донбасс Оперы
Главная героиня постановки Зента (лауреат международных конкурсов, солистка Национальной оперы Украины Леся Алексеева, сопрано) слушает рассказ Голландца

Изюминка украинской премьеры – исполнение по оригинальной партитуре автора на немецком языке. Нотный материал издательского дома Breitkopf специально к постановке «Летучего Голландца» в Донецке приобрело Генеральное консульство Германии.

«Эта постановка дала большой импульс развитию украинской оперы, – считает Клаус Цилликенс, Генеральный консул Германии в Донецке. – Она засвидетельствовала, что Донбасс – это не только край металлургии и угледобычи, крупнейший промышленный центр, но и край культуры, ведь здесь поставили оперу на современном европейском уровне».

Режиссер-постановщик «Летучего Голландца» из Германии Мара Курочка заставила поклонников оперного искусства превратиться из слушателей в зрителей. Ее пересказ истории трагической любви главных героев несколько отличается от классического либретто. Зента (лауреат международных конкурсов Леся Алексеева, солистка Национальной оперы Украины, сопрано) в финале представления не бросается со скалы в бурлящее море, чтобы доказать свою верность капитану-скитальцу Голландцу (Андреас Макко, Германия, бас-баритон). Она умирает на первых же минутах увертюры: огромная фотография ее свадьбы с нелюбимым Эриком, спроецированная на специальный экран на сцене, оживает, гости расходятся, а оставшаяся в одиночестве героиня стреляется из пистолета. Все дальнейшее повествование – это предсмертный лихорадочный сон Зенты, трехмерные образы которого мастерски созданы командой видеохудожников. Субтитры украинского перевода вокальных партий транслировались на специальном мониторе над сценой.

«Готовясь к этому проекту, мы осознавали, что, например, создать эффект воды на сцене невозможно без видеопроектора, количество которых в мире можно сосчитать на пальцах. Что же будет в Украине? – говорит художник-сценограф Торге Мёллер из Германии. – Но оказалось, что «Донбасс Опера» специально к этой премьере купили видеопроектор, аналогов которому, пожалуй, нет ни в одном европейском театре».

За согласие выдать дочь замуж Голландец предлагает норвежскому моряку Даланду (Вальтер Финк, Австрия, бас) все сокровища на
своем корабле
Фото: Предоставлено пресс-службой Донбасс Оперы
За согласие выдать дочь замуж Голландец предлагает норвежскому моряку Даланду (Вальтер Финк, Австрия, бас) все сокровища на своем корабле

Полтора часа первых двух действий премьерной оперы пролетели на одном дыхании – настолько неожиданны были визуальные решения, слаженная актерская игра и точная интонация оркестра под руководством дирижера-постановщика санкт-петербургского Мариинского театра Михаила Синькевича. Второй дирижер-постановщик оперы, народный артист Украины Василий Василенко в антракте не скрывал восхищения.

«Аншлаг на премьере дело почти привычное, но такая величественная творческая аура в нашем театре впервые, – говорит главный дирижер «Донбасс Опера». – Нам удалось воплотить в жизнь, казалось бы, нереальную идею. И пока в оперном мире только собираются чествовать юбилей Рихарда Вагнера, мы уже запрягли коней и первыми мчимся к алтарю его творчества».

Творческих коней в театре запрягали около двух лет. В постановке задействовали более 300 человек, для которых под руководством Юлии Харттунг пошили сценические костюмы, строго соответствующие исторической эпохе. Сцену театра превратили в массивную палубу. Конструкция весом в 9 тонн была закреплена под углом для создания 3D-эффекта. Центральная деталь декораций – смертное ложе Зенты – стало убежищем для десятков призраков, которые по ходу действия выползали на сцену и разворачивали, казалось, нескончаемое белое полотно, которое превращалось то в волны бурлящего моря, то в россыпи золота и бриллиантов, то в свадебный венец главной героини. Хору норвежских матросов и девушек в доме Даланда пришлось еще и петь ползая.

«Таков Вагнер: мало выйти к рампе и красиво спеть – надо еще и двигаться, играть на пределе эмоций, – раскрывает творческие задумки Мара Курочка. – Мы репетировали шесть недель без выходных, преодолевая языковой барьер и разучивая вокальные партии, непростые для исполнения даже немецкоговорящему исполнителю».

Платья девушек хора были специально пошиты под руководством немки Юлии Харттунг. В постановке также принимает участие юная
Зента
Фото: Предоставлено пресс-службой Донбасс Оперы
Платья девушек хора были специально пошиты под руководством немки Юлии Харттунг. В постановке также принимает участие юная Зента

Каждую ноту солисты-вокалисты, артисты хора и концертмейстеры театра разобрали на занятиях с коррепетитором Мальте Кроидлом, специально выписанным из Германии по настоянию гендиректора театра Василия Рябенького и рекомендации праправнучки немецкого композитора Екатерины Вагнер.

«Летучий Голландец» и на родине Вагнера считается сложнейшей постановкой, и не все театры решаются на такой проект, – отмечает художественный руководитель «Донбасс Опера» Вадим Писарев. – То, что мы взялись за эту постановку, говорит о высочайшем профессионализме и оркестра, и хора, и балета, и режиссера».

Бюджет спектакля составил 3,5 млн. гривен.

«Поставить оперу самостоятельно театру было не под силу, – рассказывает заслуженный деятель искусств Василий Рябенький. – Но финансовая поддержка не заставила себя долго ждать. Первой откликнулась отечественная компания «Систем Кэпитал Менеджмент» и стала нашим генеральным партнером. Потом к проекту подключились остальные партнеры, власти, дипломатические учреждения и Гете-Институт в Украине Совместными усилиями на свет появился проект, который не только поспособствует развитию международного культурного сотрудничества, но и формированию нового имиджа нашего театра и Украины».

Призраки в постановке появляются в самых немыслимых местах. На фото – предзнаменование гибели Зенты, спроектированное на косой
парус
Фото: Предоставлено пресс-службой Донбасс Оперы
Призраки в постановке появляются в самых немыслимых местах. На фото – предзнаменование гибели Зенты, спроектированное на косой парус

Вклад компании СКМ составил львиную долю финансирования проекта.

«Чувственная и очень актуальная опера, стена времени, которая разделяет нас от эпохи Вагнера, настолько прозрачна, что совершенно не чувствуется. Как и языковой барьер, о чем говорит восприятие зрительного зала, – делится впечатлениями от «Летучего Голландца» директор по связям с общественностью и коммуникациям компании СКМ Наталья Емченко. – Постановка революционная в техническом плане, но этот эксперимент не выглядит инородным. Классическая музыка звучит по-настоящему даже в современной технологической трактовке. Такая постановка украсит не только отечественную оперную сцену, но и, уверена, покорит поклонников Вагнера в Вене, Берлине или в Варшаве. Для компании СКМ очень важно изменить ландшафт творческой энергии Донецка. Мы верим в силу личного примера. Все большие проекты начинаются с маленького импульса. И если такие же рельефные культурные проекты будут предлагать другие посольства и консульства, мы не сможем оставаться в стороне».

Оригинального «Летучего голландца» на немецком языке на донецкой сцене покажут еще трижды: 12 декабря, 14 и 17 февраля 2013 года. Далее опере сулят гастрольное шествие отечественными театрами, по крайней мере, директор Гете-Института в Украине Вера Багалиантц анонсировала перевод либретто на украинский язык. Воодушевленный успешным сотрудничеством в масштабном международном культурном проекте, главный дирижер «Донбасс Опера» Василий Василенко уже питает надежду поставить на сцене баварского Байройта оперу Константина Данькевича «Богдан Хмельницкий». А профессор Ева Мэртсон, которая возглавляет международное общество Рихарда Вагнера, на донецкую премьеру «Летучего Голландца» привезла стипендию, которая позволит одному из вокалистов «Донбасс Опера» отшлифовать исполнительское мастерство на родине композитора.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram