ГлавнаяБлогиБлог Дарьи Бадьёр

Американская Киноакадемия: кто все эти люди?

Каждый год, аккурат перед или после вручения “Оскаров”, все задаются вопросом: кто такие эти пресловутые американские киноакадемики, решающие судьбу главных наград в Голливуде? Многие считают, что Киноакадемия - это чуть ли не мафиозная группировка, распределяющая “Оскары” на свое усмотрение, которое, впрочем, можно откорректировать правильной рекламой и лоббированием. В каком-то смысле они правы.

Фото: EPA/UPG

Американская киноакадемия - это действительно закрытый клуб, в котором состоит больше пяти тысяч человек. Организация пытается соблюсти конфиденциальность и не разглашает имен своих членов. Так, не все участники “оскаровского” голосования знают, не живет ли их коллега в соседнем доме на Беверли Хиллз. Впрочем, какая-то инсайдерская информация все-таки просачивается: так, журналисты узнали, что в Киноакадемии состоит Вин Дизель, но нет Вуди Аллена, и так братья Вайнштейн знают, на кого нужно надавить, чтобы оторвать своим фильмам по заветному золотому болванчику (их влияние на Киноакадемию давно уже стало поводом для горьких шуток).

В общем, чтобы не расстраиваться, когда в следующий раз “Оскар” дадут фильму, который вам не нравится, а вашего любимца прокатят, посмотрим, кто за этим стоит. Исследования, проведенные журналистами LA Times, нам в этом помогут.

94% киноакадемиков - белые, что, возможно, объясняет их тягу к политкорректности. Чувство вины за долговечное прославление культурного канона, состоящего из “мертвых белых гетеросексуальных мужчин”, которое насаждается в США годов эдак с 1960-х, приносит свои плоды, как никак.

77% киноакадемиков - мужчины, что вполне может оправдать консервативность Киноакадемии в их выборе.

Еще один возможный пункт в ту же корзину: 54% членам Киноакадемии - за 60 лет, 25% - за 50, 11% - за сорок, и только 2 процентам от общего количества киноакадемиков - до 40 лет. Возраст 8% остается неизвестным.

Радует, что большая часть киноакадемиков - все еще работает, то есть, их деятельность не ограничивается двухмесячным отсмотром сотен фильмов. У 42% членов Киноакадемии последний фильм, снятый с их участием, вышел в 2010-х годах, у 30% - в 2000-х, у 9% - в 1990-х.

Самое интересное, что 64% киноакадемиков никогда не были ни лауреатами, ни даже номинантами на “Оскар”. 19% были номинированы, но премию не получили, и только 14% - ее таки получили.

Кого интересует гендерная составляющая Киноакадемии, для вас - другая занимательная статистика. Лучше всего женщины представлены в категориях актеров (41%), работников по пиару (37%), художников-постановщиков (43%) и гримеров и стилистов (46%). В основных подразделениях подавляющее большинство - за мужчинами.

Самые молодые (исходя из среднего возраста членов подразделения) - режиссеры короткометражек и анимационных фильмов. Тут средний возраст киноакадемиков составляет 54 года. Самые пожилые - актеры (средний возраст - 65 лет) и так называемый “общий отдел” Академии (тоже 65 лет). Средний возраст по Киноакадемии в целом - 62 года.

При этом актеры составляют 20% от всех членов организации, продюсеры и исполнительные продюсеры - по 8%, специалисты по звуку и сценаристы - по 7%, режиссеры, пиарщики, художники-постановщики, создатели короткометражек и анимации - по 6%, специалисты по визуальным эффектам - 5%, члены "общего отдела", композиторы, монтажеры, операторы - по 4%, документалисты - 3%, гримеры и стилисты - 2%.

Членство в Киноакадемии, призванной быть наиболее выдающейся мировой кинематографической организацией, - пожизненное. Если киноакадемик умирает, его место переходит одному из профессиональных подразделений, которое и решает, кого пригласить на его место.

Подобный состав Киноакадемии вызвал немало споров в Голливуде. Многие считают, что демография этой организации хоть и не отвечает демографии США, но зато вполне отображает реальную ситуацию в киноиндустрии. Если представить, что Голливуд контролируют 60-летние консерваторы, то можно понять, почему там кризис со сценариями. Если это Роман Полански (что практически невозможно - по известным причинам) или Мартин Скорсезе - еще куда ни шло, но судя по последним лауреатам премии “Оскар”, прогрессивность явно не значится в списке черт, присущих киноакадемикам.

В профессиональных гильдиях, голосующих каждый по своей части в преддверии Оскара, - все намного проще. Если твое имя появилось в титрах, ты уже получаешь право на членство в той или иной гильдии. Но поскольку лауреаты премий актерской или сценарной гильдии, как правило, совпадают с лауреатами премии “Оскар”, тезис о том, что состав Киноакадемиков в полной мере отображает состав работников киноиндустрии в Голливуде, становится более очевидным. И гильдии, и Киноакадемия голосуют практически одинаково.

В свете всего этого “Оскар”, врученный Кэтрин Бигелоу за ее “Повелителя бури”, кажется чем-то из ряда вон выходящим, а неприличный восторг, в который пришли киноакадемики по поводу фильмов “Королевская речь” и “Артист”, - вполне закономерным.

Теперь шансы нового фильма Бена Аффлека “Операция Арго” на главные “Оскары” этого года тают прямо на глазах. Фаворитом нынешней оскаровской гонки, согласно результатам опроса, становится мюзикл “Отверженные” режиссера Тома Хупера, два года назад озолоченного за свою трогательную, но совершенно неоригинальную “Королевскую речь”. “Арго” же, кроме захватывающей истории освобождения американских дипломатов из плена в Иране, рассказывает кое-что и о Голливуде. “Нам нужно эвакуировать людей из самого страшного места на земле”, - говорит герой Бена Аффлека продюсеру, которого играет Джон Гудмэн. “Из Голливуда?”, - с едкой ноткой надежды спрашивает тот. Не знаю, является ли Голливуд самым страшным местом на земле, но то, что одно из самых странных - это да.

Дарья Бадьёр Дарья Бадьёр , Редактор раздела "Культура", кинокритик
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram