На этой неделе Бюро украинской киножурналистики прислало мне анкету с опросом об итогах года и (чтобы не размениваться по мелочам) 20-летия независимости Украины. Мол, как вы оцениваете ситуацию киноиндустрии в прошедшем году? А какие фильмы, по вашему мнению, – самые выдающиеся за период украинской независимости? Ну и все в таком духе.
Всё это - очень важные вопросы, спору нет, только жаль, что нынешняя ситуация (довольно плачевная) в украинском кино до сих пор является поводом для ностальгических переживаний (ах, вот как было-то раньше!), составлением душераздирающих топ-3 лучших украинских фильмов за всю историю и прочими не очень конструктивными вещами.
Единственный позитивный момент, который можно было вынести из этой анкеты, так это пункт оценки итогов украинского киногода-2011. Варианты были приблизительно следующие: 5 – очень позитивно, 4 – позитивно, но без иллюзий, 3 – посредственно, 2 – негативно, 1 – а что, было какое-то украинское кино?
Я, без особых сомнений и угрызений совести, поставила «4». Как ни крути, а год у Украины в кино был веселый. Марина Врода получила «Золотую пальмовую ветвь» за свое короткометражное кино в Каннах, были проведены кинофестивали: ОМКФ с еще большим размахом, чем в прошлом году, а «Молодость» была проведена вообще и на том спасибо (при этом до уровня «вообще» «Молодости» мало кто дорос пока: у них фестивали «вообще» получаются гораздо лучше, чем юбилейные, к примеру); в лоне Минкульта образовалось Государственное агентство по вопросам кино во главе с Катериной Копыловой, начали проект по реставрации немых украинских фильмов 20-30-х годов прошлого века в Национальном центре Александра Довженко.
Госкино за последний год развило особо активную деятельность. В августе был проведен первый государственный питчинг (презентация кинопроектов, целью которых является получение финансирования на их дальнейшее развитие), результатом которого стало распределение 107 млн. грн. между 37-ю фильмами. Среди них – и анимация, и документальные фильмы, и телефильмы, и долгострои, вроде «Дау» Ильи Хржановского или биографической картины о Параджанове, которую начнут снимать весной 2012 года совместно с Францией, Грузией и Арменией.
Глава агентства Катерина Копылова всячески проявляет профессиональный интерес и пытается оказать поддержку кино-событиям в Украине. Как это отразится на их организации в следующем году (скажем, будет ли государство поддерживать фестивали не только на уровне приветственных речей, но и на уровне финансовом) предсказать пока сложно.
Последняя новость в обойме «Украинское кино на пороге возрождения» - благая весть о том, что Виктор Янукович-младший обеспокоился украинским кинематорафом, и обещает взять все под личный контроль. Правда, пока немного непонятно, что конкретно имеется в виду.
Некогда сообщалось, что Виктор Викторович самолично выступал за то, чтобы украинскому кино выделили, ни много, ни мало, 265 млн. грн в бюджете на следующий год, но потом он, не без тени сожаления, признал, что пока что могут выделить только 167 млн., которые, по его словам, и будут записаны в бюджете на 2012 год, принятом Верховной Радой.
В самом бюджете, между тем, на расходы по производству и дистрибуции украинских фильмов и финансовую поддержку Национального центра Александра Довженко, занимающегося реставрацией украинской киноклассики, выделено 167 млн. 540 тыс. грн (в проекте - 114 млн. 640 тыс.). 1 млн. 767 тыс. – на руководство и управление в сфере кинематографии, 5 млн. 367 тыс. – на организацию «концертно-художественных, культурологических событий в сфере кинематографии», а также на поддержку Национального союза кинематографистов Украины. 1 млн. гривен выделено на президентские гранты молодым деятелям искусства.
Что по этому поводу говорит Виктор Янукович-младший, так внезапно озаботившийся судьбой украинского кино? Что реформа в украинском кинематографе состоит из двух частей, первую из которых кто-то уже выполнил – предоставил некие «возможности» для развития кино, теперь, мол, нужно научиться ими пользоваться. Также, пишет «Газета.ua», он добавил: «Со следующего года я возьму под личный контроль ситуацию, сложившуюся на киностудии. Вместе с Государственным агентством по вопросам кино мы "перезагрузим" эту систему. Наша основная задача - конкурентоспособная киноиндустрия!».
Какую киностудию имеет в виду Виктор Викторович? Она у нас не одна, вы не смотрите, что мы такие бедные. На киностудиях у нас ведь нынче сериалы снимают, на Довженко в том числе. И что означает «взять под личный контроль»? Обычно, когда намереваются поднять какую-то часть индустрии, нанимают специалистов: опытных менеджеров и продюсеров, а не просят сына главы государства «взять под личный контроль». Не факт, конечно, что Госагентство по вопросам кино кого-то о чем-то просило, возможно, Виктор Янукович-младший сам напросился лоббировать такое важное во всех смыслах искусство, как кино. Как бы то ни было, ситуация требует дополнительных объяснений, за которыми мы, конечно же, обратимся.
Пока что можно сделать один вывод: финал 2011 года оставил для нас больше вопросов, чем дал ответов. Какова судьба украинских кинофестивалей? Почему никто ничего не говорит об образовании в сфере кинематографа? Есть ли у нас хотя бы десяток режиссеров, на которые можно возложить финансирование и, понятное дело, ответственность за «возрождение украинского кино»? О каких возможностях идет речь и кто будет этими возможностями распоряжаться? И при чем тут, все-таки, Виктор Янукович-младший?
И все это, представьте, умещается в одной цифре «4», которой предлагалось ответить на вопрос об оценке итогов украинского киногода.